Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2005


ГИЛЬДИЯ

ОПЫТ МАКАРЕНКО
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

После Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. известный российский психиатр и общественный деятель В.П. Кащенко, изгнанный с государственной службы за оказание помощи раненным революционерам, задумал создать лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, трудных и нервных детей. В 1908 г. он отправился за границу для изучения опыта лучших учреждений соответствующего профиля. Вернувшись в Россию, Кащенко создал уникальное учреждение «санаторий-школа», решавшее педагогические, лечебные и исследовательские задачи. Подобного «санатория-школы» в то время не было не только в России, но и за рубежом.

В советский период в системе образования для детей, имеющих отклонения в поведении, длительное время было только два основных типа учебных учреждений: школы для умственно отсталых и школы для несовершеннолетних правонарушителей. Выбор, как говорится, небогатый... Вместе с тем опыт Кащенко, а также великолепного педагога А.С. Макаренко на протяжении многих десятилетий изучался специалистами многих стран, в том числе и Великобритании. Автор с интересом узнал об этом, когда в начале 1990-х гг. получил возможность познакомиться с системой специального образования Великобритании.

ДЕТСКИЙ ДОМ — ПОД ЗАПРЕТОМ

Система специального образования в Великобритании распространяется на три основные группы детей, имеющих: а) физические недостатки; б) трудности в обучении; в) проблемы в эмоциональной и поведенческой сфере. При этом последних — больше всего. Конечно же, существуют и сочетанные варианты. Однако в России слабовидящий ребенок с олигофренией будет испытывать серьезные трудности при попытке поступить в адекватную его состоянию школу. Такому ребенку могут отказать в приеме в учебное заведение для слабовидящих детей с сохранным интеллектом, а также в школу для детей с нарушениями интеллекта, но с нормальным зрением.

Сочетанные варианты отклонений в развитии, проявляющиеся в трудностях социализации и обучения, заставляют искать новые оптимальные формы организации коррекционной работы. В Великобритании такой формой является так называемое «терапевтическое сообщество» (therapeutic community). Английский психотерапевт Мелвин Роуз писал: «Основное различие между специальной школой и терапевтическим сообществом лежит в понимании причин эмоциональных отклонений и неустойчивого поведения. Терапевтический подход выдвигает на первый план задачу выявления подсознательных устремлений детей и подростков. Специальная школа пытается провести изменения путем насильственного улучшения социального поведения воспитанников — насилие неизбежно поддерживает правонарушительную субкультуру».

Серьезным отличием от российской системы специального образования является то, что ребенок не должен находиться в терапевтическом сообществе (детском доме, специальной школе) строго до совершеннолетия или окончания основного звена школы. Главная задача — при наличии положительной динамики вернуть ребенка из школы специальной в обычную, а из детского дома — в семью, включая «фостеровскую» (или «донорскую») профессиональную семью. В таких семьях приемные родители обеспечивают уход за детьми-сиротами, получая за это финансовую поддержку от государства. Во многих европейских странах система фостеровских семей заняла главенствующее место в сфере общественного воспитания, а в отдельных штатах США учреждения, подобные нашим традиционным детским домам, вообще оказались под запретом.

ЛЮБОЕ ОТКЛОНЕНИЕ МОЖНО ИСПРАВИТЬ

Динамика работы с девиантными детьми видна из таблицы (см. с. 9), где цифрами обозначено ухудшение педагогических и психосоциальных факторов. Следует отметить, что по мере улучшения этих факторов начинается обратная динамика. Иными словами, ребенок может вернуться из терапевтического сообщества в детский дом, оттуда — в донорскую или родную семью. Аналогично происходит в случае, если у ребенка возникают (уходят) серьезные проблемы в обучении.

Конечно, формы и уровень специального образования в Великобритании во многом определяются высоким жизненным уровнем жителей этой страны. Главная задача формулируется достаточно просто: создать для ребенка, имеющего отклонения в эмоциональной или поведенческой сфере, условия, которые бы позволили компенсировать все то, что он когда-то недополучил в семье, школе, ином социальном звене, и, используя психодинамический подход, вернуть обществу полноценного здорового гражданина. При этом, по мнению британских специалистов, можно исправить практически любое отклонение в поведении, если создать в учреждении оптимальную для данного ребенка образовательную среду и обеспечить для этого направленную деятельность воспитателей, учитывающих последствия первичной психотравмы ребенка.

  1 2 3 4 5
Дом Жизнь дома с периодической помощью социальной службы Жизнь дома с регулярной помощью семейных центров, где ребенок может переночевать Донорская семья Детский дом Терапевтическое сообщество
Школа Дополнительная учебная помощь
в обычных (домашних) условиях
Специальная дневная школа Специальная школа-интернат Терапевтическое сообщество

ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Кстати говоря, прообраз терапевтического сообщества существовал в России в первой половине прошлого века. Именно его опыт послужил основой для создания сообществ: «Школа Макаренко могла бы быть для нас примером одной из наиболее успешных организаций терапевтического сообщества», — пишет М. Роуз. Однако если в школе Макаренко работало немало энтузиастов, не имеющих специального педагогического образования, то в сообществах требования к квалификации кадров чрезвычайно высоки. Для поступления на работу в сообщество психолог, имеющий высшее образование (по российской терминологии) и определенный опыт работы с трудными детьми и подростками, должен обязательно пройти дополнительный курс по специальному образованию. После этого будущего работника ждут непростой многоступенчатый конкурс и обязательный испытательный срок.

Интересно, что нагрузка (по количеству воспитанников на одного сотрудника) в сообществе весьма невелика. Психолог одного из таких учреждений очень удивился вопросу, с каким количеством детей он работает. С доброжелательной готовностью англичанин ответил, что практически не работает с детьми, исключая самые трудные случаи или работу с новенькими.

— Дело в том, — пояснил он, — что в нашем сообществе проживает почти сто человек. Конечно же, я совершенно не в состоянии охватить всех. Поэтому в основном я сотрудничаю с педагогами, так как большую часть своего школьного времени ребенок проводит во взаимодействии с ними, именно педагоги — главные действующие лица в работе с детьми.

Хочется обратить особое внимание на этот момент, иллюстрирующий важную вещь: психологи и психиатры работают в британских школах для детей с «особыми потребностями», ориентируясь в первую очередь на педагогов. При этом в своей работе персонал постоянно ощущает поддержку — финансовую, социальную, психологическую — от психологической службы, администрации учреждения, вышестоящих инстанций. Кстати, периодическая супервизия является обязательным атрибутом работы как терапевтического сообщества, так и любой специальной школы.

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГУЛКИ

Продуманная свобода действий позволяет педагогу (или психологу) проводить целый день с одним ребенком. Такой специалист называется «ключевым работником» («key worker») и работает с новичками, а также с детьми, имеющими серьезные проблемы. Вот пример такого «наставничества».

Один из воспитанников терапевтического сообщества был изгоем в обычной школе: не имевший друзей, легко возбудимый, он постоянно терпел издевательства и побои со стороны других школьников. Неблагоприятная обстановка сложилась и дома (отец — пьяница). Начались прогулы, бродяжничество, кражи. В сообществе мальчик категорически отказывался учиться.

Ключевой специалист, в данном случае психолог, предложил вместо уроков прогулки, благо гулять мальчик любил. Взяв пакеты с едой, они часами бродили по окрестностям, разговаривая на самые разные темы. Выяснилось, что мальчик любит рисовать, и после очередной прогулки психолог предложил ему нарисовать что-то из увиденного. Давая во время прогулок не слишком трудные и интересные задания (нарисовать, описать, найти, сравнить), ключевой специалист постепенно затрагивал новые темы, так или иначе связанные с ботаникой и зоологией, историей и литературой, другими науками. Процесс адаптации продвигался успешно, и через несколько недель мальчик смог влиться в коллектив сообщества. С хорошей завистью остается добавить, что в этом сообществе на 13 взрослых приходится 13 воспитанников.

Конечно, в каждой системе имеются свои недостатки, есть они и в британской системе специального образования. В 1990-х гг. в некоторых терапевтических сообществах, стремясь раскрепостить подростков, администрация позволяла им очень многое, в том числе курение. Мягко говоря, удивила картина, когда, соблюдая пресловутую политкорректность, седовласый воспитатель давал прикурить девочке или мальчику.

Проводить в жизнь тезис «не всепрощение, а бесконечное терпение» можно, обладая огромным педагогическим опытом и чувством меры, что под силу не каждому. Так, в отчете по проверке некоторых специальных школ Великобритании отмечалось: «Многие уроки характеризовались неверными методами обучения и стереотипным подходом к процессу обучения со стороны учителей».

Следует иметь в виду, что малейшая психолого-педагогическая неточность может привести к настоящей катастрофе. В 1992 г. в сообществе Торнби Холл (Thornby Hall) в один из летних дней воспитанники устроили настоящий бунт, разгромили стоянку автомобилей, били стекла в домах, а на вежливые увещевания педагогов отвечали оскорблениями и бранью. Ни о каком учебно-воспитательном процессе в эти дни не могло быть и речи, а самое главное — был нарушен и отброшен к нулевой точке весь ход психотерапевтического процесса.

С УЧАСТИЕМ ПСИХОЛОГА

Большие отличия от наших занятий наблюдаются в системе трудового обучения. В мастерских терапевтических сообществ ведется, по нашим меркам, скорее кружковая работа, чем уроки труда. На занятиях каждой из многочисленных мастерских присутствуют два-три человека и делают не обязательные для всех табуретки или совки для мусора, а то, что им больше нравится. Добавим, что выбор деятельности осуществляется при самом непосредственном, хотя и незаметном участии психолога.

Директор шотландского сообщества Рэддери (Raddery) Дэвид Дин считает, что работа в школьных мастерских должна предназначаться в первую очередь для лечения и воспитания детей. В Рэддери для детей предусматривается более 30 видов самой разнообразной деятельности, включая уход за домашними животными. Кстати, территория школы является антиникотиновой зоной. Это правило распространяется не только на воспитанников, но и на взрослых, включая гостей.

Еще одним из главных элементов работы терапевтического сообщества являются так называемые «встречи» («meetings») — мероприятия, на которых присутствуют практически все члены коллектива. «Встреча» — нечто среднее между сеансом групповой психотерапии и традиционным классным часом — представляет собой увлекательную развивающую игру-беседу. Она может строиться по-разному: «Существует структура, но нет формы, кем-либо установленной. Другими словами, вы никогда не знаете, чего ожидать... Всегда звучит музыка и всегда бывает время молчания. Основная часть устанавливается взрослым, который проводит собрание и выбирает свой способ наилучшего воздействия на взрослых и детей» (П. Сид).

Иной подход наблюдается к физическому воспитанию. Нагрузки у британских воспитанников довольно высокие: туризм, альпинизм, плавание, гребля. Однако соревнования, как правило, не проводятся, так как поражение может травмировать ребенка, а дух соперничества — вызвать отрицательные эмоции. Конечно, такая как будто чрезмерная опека может показаться недостатком. Ведь, возвращаясь в суровые будни реальной жизни, юноша или девушка могут испытать определенный шок: такого уровня поддержки, как в терапевтическом сообществе, у них может уже и не быть. Но, расставаясь с сообществом, молодой человек получает большую помощь от социальной службы, аналогов которой в нашей стране еще нет или почти нет.

В ЗАРУБЕЖНОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

Надо заметить, что в России тоже есть терапевтические сообщества. Одним из них является детская деревня «Китеж», расположенная в Калужской области. В 2003 г. «Китеж» был официально принят в Британское сообщество «Честерхауз групп». Близки по духу к сообществам два пансиона семейного воспитания – детские дома, учрежденные благотворительным фондом «Отчий дом». Однако все эти учреждения — негосударственные.

Спустя десятилетия опыт Макаренко и Кащенко на их родине изучается в зарубежном преломлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. — М., 2002.

2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. — М., 1995.

3. Родионов В.А. «Терапевтическое сообщество» — школа-интернат для детей с отклоняющимся поведением // Школа здоровья. — 1995. — № 1.

4. Rose M. Makarenko and the Therapeutic Community / International Journal of Therapeutic Community. 1988. Vol. 9.

5. Rose M. Healing Hurt Minds. London. N.Y., 1990.

6. Seed P. Developing Holistic Education. London, Washington, D.C. 1992.

Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук,
МГППУ, АНО «Школа «Премьер»