Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2005


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

У ИСТОКОВ
КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

На вопрос о том, кто является основателем отечественной коррекционной педагогики, ранее называвшейся дефектологией, как правило, следует ответ: Л.С.Выготский. Это верно лишь отчасти. Действительно, исследования Л.С.Выготского в области аномального детства получили статус классических, а их результаты были положены в основу последующих теоретических построений и практических разработок. Однако лишь узкому кругу специалистов известно, что не меньший вклад в становление дефектологической науки и практики оказания помощи детям с нарушениями в развитии внес Всеволод Петрович Кащенко (1870–1943), родной брат известного психиатра П.П. Кащенко. Именно В.П. Кащенко ввел в начале прошлого века в научный обиход термины «дефективный ребенок», «исключительные дети».
Имя В.П. Кащенко в течение долгого времени оставалось забытым, и лишь в последние 15 лет начали издаваться его труды. Первой ласточкой стала работа
20–30-х годов «Педагогическая коррекция», впервые увидевшая свет лишь в 1992 г. В этом номере нашей газеты представлены две ранние (сейчас переизданные) публикации В.П. Кащенко. Все это стало возможным не в последнюю очередь благодаря тому, что в течение долгого времени рукописи Кащенко бережно хранила его дочь Анна Всеволодовна.
Каждый год в день рождения своего отца Анна Всеволодовна приглашает гостей — педагогов, издателей, — тех, кому дорога память о нем. Не стал исключением и год нынешний. Мы воспользовались случаем и задали Анне Всеволодовне вопросы, касающиеся профессиональной и личной жизни Всеволода Петровича.

 

Анна Всеволодовна, расскажите, пожалуйста, о ваших родителях, о вашей семье.

Мой отец, окончив Ставропольскую гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета, однако был исключен за участие в студенческом революционном движении. Всего исключили 50 человек, в том числе и Семашко, без права поступления в высшие учебные учреждения и без права заниматься педагогической деятельностью. Отца выслали в Торжок Тверской губернии. Он там пробыл какое-то время, потом за него кто-то хлопотал из профессуры, и ему разрешили поступить в медицинский институт в Киеве. Он закончил его в 1897 г.

А у мамы, Анны Владимировны, было среднее медицинское образование, и она очень помогала отцу и морально, и административно. Когда образовался санаторий1, то мама, так же как и отец, проводила там все дни с утра до вечера. Жили они очень дружно.

С чего началась работа Всеволода Петровича, какими были его первые профессиональные шаги?

Поскольку он был неблагонадежный, устроиться ему было трудно, конечно. Еще будучи студентом, он женился на маме. Им пришлось много кочевать, они все время переезжали. Получив образование, он работал земским врачом, так как на большие места его не брали. Позже появилась возможность специализироваться на невропатологии. Вообще он — невропатолог. В 1904 г. он перебрался в Москву и работал на Самотеке в частной больнице. Видимо, это была достаточно хорошо оплачиваемая работа, потому что вскоре он начал думать о том, чтобы открыть санаторий. На это нужны были деньги.

Анна Всеволодовна, расскажите, пожалуйста, о создании санатория.

Отец решил организовать санаторий и стал искать подходящее место — тихое, с большим садом. Он нашел на Погодинской улице большую усадьбу, которая состояла из девяти домов. Один из этих домов, большой, двухэтажный, отец взял в аренду. А во время войны он снял еще второй дом — тоже двухэтажный, там мы и жили.

Из кого состоял штат санатория?

Там было, как мне кажется, три или четыре группы детей, видимо, разного возраста и умственного развития. Идиотов там, конечно, не было, были отсталые и очень одаренные дети, вполне интеллектуально развитые. При этой группе жил основной педагог — воспитатель, а другие приходили заниматься школьными предметами.

Под чьим руководством занимались педагоги, кто им советовал, как следует общаться с детьми?

Видимо, отец. Собирались специальные конференции, на которых разрабатывались методики подхода к детям. С самого начала там были не просто педагоги, а ведущие какую-то научную работу.

Каков был возраст воспитанников санатория?

По-моему, от 10 лет, совсем маленьких не было.

Сколько времени один ребенок находился в санатории?

Я не могу сказать, но большой смены не было, отец старался, кого можно было, довести, как говорят, «до кондиции».

А как дети попадали в санаторий? Где находил Всеволод Петрович этих детей?

Он выпустил справочную книгу. Например, один мальчик приехал из Петербурга. У него умерла мать, отец-генерал очень скоро привел мачеху, и ребенок впал в реактивное состояние. Отец привез его к нам, и мальчик к нам очень привязался. Он говорил, что Анна Владимировна ему заменила мать. Потом, когда мама умерла, он и ко мне приезжал.

А мама позже отца умерла?

Да, намного позже. Отец умер в 1943 г., а мама — в 1960-м.

А что случилось с санаторием после революции?

Санаторий существовал относительно благополучно с 1908 г. и до революции. После революции отец сразу решил это учреждение отдать государству, с тем чтобы оно и дальше существовало. Наркомпрос принял учреждение, и отец остался директором. Все дома были национализированы, и в одном из них он очень быстро организовал шестимесячные курсы по подготовке дефектологов.

Для работы с какими детьми готовили дефектологов?

С дефективными — умственно отсталыми, невропатами, с глухонемыми, видимо, и со слепыми. Потом курсы стали годичными, а в 1920-м Наркомпрос поручил отцу организовать уже высшее учебное учреждение. Первые курсы — это чисто отцовская инициатива2. До 1924 г. учебный институт существовал на Погодинке, а потом как факультет пединсититута на Пироговской.

А что стало с домами, в которых изначально был санаторий?

Они долго существовали, а потом их снесли и на их месте построили институт3.

С кем общался, с кем был близок Всеволод Петрович в профессиональной жизни — из дефектологов, из врачей? Кого Вы помните?

Я помню всех основных дефектологов: Гандера, Рау, Грибоедова, Граборова, Россолимо4. Россолимо я хорошо помню — небольшого роста красивый грек. В 1926 г. — не знаю, было ли опубликовано это постановление, — все эти специалисты, и отец тоже, были сняты со своих постов. Единственный, кто остался, — Рау. Отец страдал больше всех, потому что расстался со своим детищем.

А как складывалась профессиональная деятельность Всеволода Петровича после революции?

До 1926 г. он был очень деятельным и вел большую работу. Он стал одним из организаторов съезда по детской дефективности, в нем принимала участие А.И. Елизарова — сестра Ленина. Там же были Грибоедов, Россолимо.

Отец не сломался, он остался преподавателем института. Потом он организовал логопедическое отделение в поликлинике Второго медицинского института. Это была взрослая поликлиника, но отцу удалось создать отделение для детей с дефектами речи, и, кроме того, на консультацию туда иногда приводили детей-невропатов, отсталых. Он стал заниматься этим вплотную после того, как перестал быть директором своей школы.

Когда школа попала в государственные руки, она стала называться Дом изучения ребенка5, и отец развернул очень большую работу: расширился состав детей, появились девочки. Изначально санаторий-школа принимал только мальчиков. Еще до революции возник музей детского творчества6 — того, что делали дети в санатории.

Когда отца сняли, музей был закрыт, а потом даже его здание разрушили.

Анна Всеволодовна, во всех книгах Всеволода Петровича есть слова «дефективность», «дефективный ребенок». Ему никогда не говорили, что это не совсем корректные понятия?

Он одно время называл их исключительными. Но даже вывеска была тогда «Для детей дефективных». Я не помню, чтобы его кто-то в этом обвинял.

До какого времени имя Всеволода Петровича было забыто? И кто вернул его нам?

Началось это с Замского7. Я помню: пришел такой молоденький, худенький и отрекомендовался маме, сказал, что Всеволода Петровича не знает, но знает его труды. Мама показала ему какие-то материалы, и он тогда впервые — в 1956-м, кажется, — написал маленькую статейку в «Вопросах дефектологии» — это была первая статья, реабилитирующая отца8. А потом отцовское имя было забыто до тех пор, пока я не взяла эту рукопись9 у Замского.

Где прошли последние годы жизни Всеволода Петровича?

Он оставался на Погодинке до 1943 г. А потом через какое-то время все эти домики постепенно были снесены, на этой территории выстроили школу, которая тоже имела отношение к дефектологическому институту. Во время войны ее быстро переоборудовали под военную фабрику. Сейчас я не знаю, существует ли этот дом. А потом выстроили здание, где сейчас Институт коррекционной педагогики.

Анна Всеволодовна привела еще несколько интересных фактов из биографии своего отца, но, к сожалению, у нас нет возможности рассказать обо всем в одной публикации.

С Анной Всеволодовной Кащенко
беседовала Марина СТЕПАНОВА

1 Имеется в виду санаторий-школа для дефективных детей, открытый В.П. Кащенко в 1908 г. в Москве на Девичьем поле (сейчас – Погодинская ул., 8).

2 В 1920 г. открылся Педагогический институт детской дефективности; его ректором был назначен В.П.Кащенко. Он оставался ректором и профессором института до 1924 г., когда институт был преобразован в дефектологическое отделение педагогического факультета второго Московского государственного университета и в дальнейшем – в дефектологический факультет МГПИ (ныне университет) им. В.И. Ленина.

3 НИИ дефектологии АПН РСФСР, сейчас – Институт коррекционной педагогики РАО.

4 Гандер В.А. (1864–1934) – тифлопедагог; Рау Ф.А. (1868–1957) – сурдопедагог; Грибоедов А.С. (1875–?) – организатор ряда научно-учебных учреждений, в том числе Детского обследовательского института (ДОБИ) при Государственной психоневрологической академии; Граборов (1885–1949) – олигофренопедагог; Россолимо Г.И. (1860–1928) – невропатолог и психоневролог, автор «психологических профилей».

5 Дом изучения ребенка возник на базе школы-санатория, в 1921 г. был преобразован в Медико-педагогическую клинику, а затем в Медико-педагогическую опытную станцию, которой В.П.Кащенко руководил еще ряд лет. В 1929 г. на ее базе Наркомпрос РСФСР создал Экспериментальный дефектологический институт, реорганизованный в 1934 г. в НИИ специальных школ и детских домов, а в 1943 г. – в НИИ дефектологии АПН РСФСР.

6 Имеется в виду Музей педологии и педагогики исключительного детства.

7 Замский Х.С. (1913–1998) – отечественный дефектолог, специалист в области истории олигофренопедагогики.

8 Статья Замского в журнале «Дефектология» появилась в 1970 г., а в 1947-м была опубликована статья Д.И. Азбукина.

9 Имеется в виду «Педагогическая коррекция».

Публикация статьи произведена при поддержке туристической компании "Баттерфляй". Посетив официальный сайт компании "Баттерфляй", располагающийся по адресу http://butterfly-tour.ru, Вы сможете воспользоваться удобным сервисом, который позволит быстро найти Санатории Пятигорска с расчетным часом 8:00 и забронировать путевку онлайн. Все санатории Пятигорска, представленные на сайте компании "Баттерфляй", сопровождаются подробным описанием, фотографиями интерьера и отзывами других отдыхающих, что поможет подобрать самое подходящее место для Вашего отдыха, а возможность вызова онлайн-консультанта позволит оперативно получить ответы на все интересующие Вас вопросы.