Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

В.П. Кащенко

 

42-1.jpg (12949 bytes) Воспитание-обучение трудных детей
Из опыта санатория-школы
(Москва, 1914)

М.: Школьная пресса, 2005
Нервность и дефективность
в дошкольном и школьном возрастах
(Москва, 1919)

М.: Школьная пресса, 2005
42-2.jpg (13560 bytes)

Неуспеваемость, конфликты со сверстниками и родителями, воровство, побеги из дома — эти и многие другие проблемы давно стали приметой нашего времени. Именно поэтому так востребованы сегодня многочисленные психолого-педагогические издания, посвященные неблагополучным детям. Правда, читают их, как правило, не те, кому они адресованы, — родители, от дальнейшего поведения которых зависит будущее ребенка, — а те, кому приходится исправлять допущенные ошибки и промахи. Авторы стараются доказать читателям, что большинство этих проблем обусловлено теми социально-политическими переменами, которые выпали на долю родителей. С этим трудно не согласиться, но…
«Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность — такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей». Эти слова сказаны не нашим современником. Они принадлежат В.П. Кащенко и лучше всяких других слов говорят о том, что задачи, которые приходилось решать педагогам во времена Кащенко, мало чем отличаются от задач сегодняшнего дня. А это значит только одно: ставшие классическими работы одного из основоположников отечественной науки о воспитании и обучении аномальных детей предназначены не только историкам. Работы, написанные в начале прошлого века, содержат сведения, касающиеся современного ребенка.
Создается впечатление, что автор книг про дефективных детей предвидел эту ситуацию: «Когда я пишу эти строки, то вижу глаза… тех, кто раскроет мой труд завтра… многое на страницах выцветет, потребует уточнений… И тем не менее я не сомневаюсь, что вдумчивый читатель и в будущем извлечет из написанного мною поучительный смысл».
В.П. Кащенко — медик по образованию, педагог по призванию — посвятил свою жизнь тому, чтобы понять ребенка. Именно поэтому содержательно его работы по праву могут быть отнесены к разряду психологических — все советы и рекомендации основаны на анализе личностных особенностей детей и условий их воспитания.
Обе книги посвящены вопросам обучения и воспитания трудных, или, как их называл В.П. Кащенко, дефективных детей. К этой группе он относил детей с различного рода отклонениями и недостатками. Эти отклонения проявляются в области ума, в сфере чувств и воли; встречаются дети с недостатками характера и морали. на практике, считает автор, чаще всего приходится сталкиваться со смешанными типами. Дефективность — этот термин вынесен в заглавие одной из книг — имеет много градаций: от глубоких ее форм до проявлений на границе нормы. Именно соответствующие этим проявлениям группы дефективных детей и получили название трудных. О них и написаны эти две книги.
Нет сомнений, что такие дети есть в каждой массовой школе, поэтому работы В.П. Кащенко могут быть адресованы не только узкому кругу специалистов, занятых с детьми, имеющими выраженные нарушения развития, а всем педагогам и психологам (причем не только практикующим).
Его советы полезны и родителям — по мнению В.П. Кащенко, так называемая детская дефективность нередко обязана своим происхождением именно окружающей ребенка семейной обстановке. Среди неблагоприятных факторов автор называет нелады между родителями, противоположные взгляды разных членов семьи на воспитание, неровное отношение к ребенку, неразумную любовь и т.д. Не случайно в качестве эпиграфа к одной из глав В.П. Кащенко выбрал слова М.Ю. Лермонтова: «Богаты мы едва из колыбели, ошибками отцов…» Поэтому одним из условий «излечения» трудных детей для автора книги является изолирование их от родителей.
Особенности авторского стиля — умение доходчиво и обоснованно говорить о важном и сложном — в сочетании с актуальностью поднимаемых проблем позволяют понять, почему издатели решились на выпуск работ В.П. Кащенко. Весьма вероятно, что кому-то авторские рассуждения и советы могут показаться хорошо знакомыми и даже более того — банальными. Однако необходимо специально подчеркнуть, что за простотой формулировок скрывается кропотливый ежедневный труд по их реализации. Именно это и отличает работы Кащенко от других с аналогичным содержанием: принципы не просто декларируются, а воплощаются.
Книги изданы в качестве приложения к журналу «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», что лишний раз говорит о наличии тесной связи между общей и коррекционной педагогикой, педагогической и специальной психологией, а также об условности границ между нормой и патологией.
Два практико-ориентированных пособия отличаются между собой аспектами отражения одной и той же проблемы воспитания и обучения трудных детей.
В первой книге представлен опыт работы санатория-школы, созданной В.П. Кащенко в 1908 году. Это было частное учреждение для очень небольшого числа детей, длительное время живших в санатории. Однако те рекомендации, которые дает автор, не требуют для своей реализации каких-то особых условий, так как в основном они касаются отношений взрослых с детьми. Правда, следует подчеркнуть, что В.П. Кащенко говорил о необходимости комплексного воздействия на ребенка, предполагающего сочетание лечебных и педагогических мероприятий.
Во второй книге обсуждаются более общие проблемы: что такое детская дефективность, каковы ее причины и проявления и какие существуют пути коррекции. Конечно, для понимания содержания и направлений коррекционной работы желательно обратиться к основной книге В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция», также не так давно переизданной. Тем не менее эти две небольшие книги, с одной стороны, подготавливают к ее чтению, а с другой — содержат в себе богатый эмпирический материал, иллюстрирующий принципы и методы педагогической коррекции.
Если появление книги В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» означало возвращение его имени отечественной науке, то последние две книги способствуют возвращению идей Кащенко практике, реальному делу воспитания и обучения детей.

Вера ПРАВДИНА