Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Основы олигофрено-педагогики

А.Н. Граборов
М.: Классикс Стиль,
2005

Весьма вероятно, что среди большого числа психолого-педагогических изданий эта книга останется незамеченной психологами массовых школ. Понятно, что вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей (а именно они изучаются в олигофренопедагогике) интересуют тех, кто по роду своей деятельности имеет дело с данной категорией детей. Педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка, задачи специального воспитания, методы и формы учебной работы, трудовое и физическое воспитание детей-олигофренов — вот далеко не полный перечень поднимаемых автором проблем. Тем более что и вышла книга в серии «Специальная педагогика», что также значительно сужает круг ее потенциальных читателей. Однако данное издание имеет некоторые отличия от аналогичных по данной проблематике.
Во-первых, оно принадлежит перу одного из основателей отечественной олигофренопедагогики — уже одного этого достаточно, чтобы хотя бы пролистать книгу. В книге приводится биография А.Н.Граборова (1885–1949), а также список его трудов.
Во-вторых, это не историко-педагогическая публикация, хотя и представляет собой переиздание сборника основных работ А.Н.Граборова, которые были объединены Г.М. Дульневым в 1961 г. в книгу «Очерки по олигофренопедагогике». Каждая глава дополнена кратким обзором психолого-педагогических исследований, развивающих идеи Граборова, и таким образом появляется возможность познакомиться и с историей, и с современным состоянием проблемы. Правда, обращает на себя внимание весьма субъективный критерий подбора дополнительного материала. Например, в книге не упоминается имя Х.С.Замского, занимавшегося исследованием истории олигофренопедагогики и подготовившего соответствующее учебное пособие (по этому пособию, выдержавшему несколько изданий, училось не одно поколение будущих специалистов).
В-третьих, в книге поднимаются проблемы интеграции, которые представляют профессиональный интерес не только для узких специалистов, но и для психологов широкого профиля. Составители книги говорят о позитивных и негативных сторонах интеграции умственно отсталых детей в среду нормально развивающихся сверстников.
Издание книги Граборова невольно возвращает нас к вопросу о политкорректности при использовании ряда специальных терминов. В наше время не принято говорить о детской дефективности, детях-имбецилах и тем более о детях-идиотах. даже вспомогательные школы, в которые попадают обучаемые дети с умственной отсталостью, теперь называются по-другому. Однако вряд ли от этого становится легче жить и самим детям, и окружающим их взрослым. Работы Граборова наглядно показывают, насколько важна содержательная сторона дела. В книге приводится ответ основоположника олигофренопедагогики Эдуарда Сегена на вопрос о том, к чему делает способными детей специальное воспитание: оно делает их способными к труду. А мы можем похвастаться такой же заботой не об умственно отсталых, а о самых обычных детях?

Марина СТЕПАНОВА