Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2005


РЕПОРТАЖ

Чему, как и, главное, зачем учить? Такой смысл можно придать практически всем выступлениям на всероссийской научно-практической конференции «Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения», которая прошла в Тольятти с 25 по 27 октября под эгидой Тольяттинского государственного университета и факультета психологии ТГУ.

МИССИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция оказалась довольно представительной. Тезисы опубликовали более 400 человек, более 100 человек из 20 городов страны приняли активное участие в работе, в том числе 13 докторов наук, несколько академиков.

В.И. Панов, заведующий лабораторией психологического института РАО (г. Москва), пошутил: «Когда я вошел в зал, то не сразу понял, куда попал — в Тольятти или на московскую научную тусовку». Г.В.Акопов, декан факультета психологии СГПУ, председатель регионального отделения российского общества психологов (г. Самара), назвал конференцию «психологическим пиршеством».

Ректор Тольяттинского университета С.Ф. Жилкин отметил: «Это прекрасная возможность для студентов и психологов увидеть мэтров психологии, узнать из первых уст о том, что делают лучшие специалисты нашей страны».

КРУГ ВОПРОСОВ

Заявленная тема оказалась настолько емкой по своему содержанию, что в докладах, опубликованных, прочитанных и обсуждаемых на секциях, отразились вопросы дошкольного и школьного обучения, подготовки специалистов и психологического сопровождения организации труда на самых разных предприятиях.

Иначе и быть не могло. Если мы хотим получить работника, удовлетворенного своим трудом, счастливого и реализующего способности на рабочем месте, то должны помнить о том, что личность его, как и привычка к творчеству, открытость новому, готовность жить полной жизнью зарождаются еще в то время, когда ребенок получает ответы на свои бесконечные «почему». И не просто получает готовые ответы, а вместе с воспитателем и учителем ищет эти ответы при условии правильно построенной системы обучения и воспитания.

Итак, условно (очень условно!) мы можем разделить круг обсуждаемых вопросов на три большие сферы: 1) начальное и среднее образование, 2) профессиональное образование, 2) производство, бизнес и общество в целом.

Как сказал в своем выступлении профессор А.Г. Асмолов, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, в начале 80-х годов о психологах в Советском Союзе говорили, что они подобны улыбке Чеширского кота: улыбка есть, а кота нет. Теперь можно сказать, что психологи «появились полностью». В чем-то благодаря реформе системы образования.

Действительно, еще в 90-е годы родители могли сказать ребенку, с которым работал психолог: «Слушай, что говорит врач». Теперь ни для кого не в диковинку должность психолога в детском саду или школе.

НЕ ЗАБЫВАТЬ О РИСКЕ

Но нельзя говорить о том, что все гладко и определенно. Актуален вопрос о том, какова миссия практической психологии образования. Есть множество опасностей, сложных моментов в организации и функционировании сферы образования, о которых мы не должны забывать.

Риск номер один — это сведение образования к сфере услуг. Стоит заметить, что это касается не только среднего образования. Говоря словами Асмолова, не повторить бы в этой ситуации сюжет о Золотой рыбке, когда роль старухи будет выполнять общество, отправляющее «образованцев» к Синему морю с новыми и новыми запросами. Все мы помним, чем закончилась сказка. Но ведь образование — это не сфера услуг, а институт развития личности, который выполняет функцию создания общей ментальности в России.

Вторая опасность заключается в том, что, увлекаясь реформами, мы забываем, что образование — это «система с выходом, но без входа». Средний возраст директора школы сегодня — 57–60 лет. Почему? Нет мотивов для притока кадров в систему образования. Мы столкнулись с резким старением учительского корпуса. Сегодня одной из ключевых задач является создание «школы директора школы». Именно директор школы, обладающий искусством современного менеджмента, сможет создать условия для развития учителей.

Третий риск — это отставание учителей от учеников в сфере информатизации. Сегодняшние
4–5-летние дети живут в информационном мире как в естественной для себя жизненной среде. Им не нужно этому миру учиться, а учителю приходится это делать специально. Всеобщая интернетизация образования — это не лозунг, а настоятельная необходимость, поскольку это открывает доступ к знаниям.

Четвертый рискпрофильные школы и профильные классы. Практически в любой школе сегодня есть специализированные классы, предполагающие раннюю профессионализацию. Давайте не будем забывать о том, что дело школы — развитие общих способностей. Образование в советской школе имело универсальный характер, и это было ее сильной стороной. Почему мы забываем об этом? Другой вопрос: кто в 14 лет знает, кем он будет завтра? Всю жизнь мы ищем себя. Информационный век, в который мы живем, необычайно лабилен. Модные профессии проживают на рынке 5–10–15 лет. Ежегодно появляется по 400–500 профессий и специальностей. В высшей школе активно внедряется система бакалавриата, что предполагает универсализацию в подготовке специалиста, так почему же школы стремятся к специализации?

Пятый риск несет в себе дошкольное обучение. Очень часто психологов спрашивают: «Когда учить читать? Пора ли учить второму языку? С какого возраста отдавать в школу?» Проблема здесь заключается не в том, когда и чему учить, а в том, ради чего и с помощью какой технологии. Если отдельно говорить о технологии — то в дошкольном возрасте наиболее естественно обучение с помощью игры. Но самое главное в обучении — это не обучение как таковое, а создание мотивации к обучению. И это основная задача психолога в школе. Ведь именно в школе интрес почемучки затухает: внутренняя мотивация к обучению, основанная на естественном стремлении человека к познанию, заменяется на внешнюю — ответить урок от и до, избежать наказания и порицания учителей и родителей, быть как все одноклассники. С этой установкой вчерашний школьник приходит в вуз, а потом мы получаем работника, который не знает о том, что такое творчество и самореализация в труде.

Все выступающие отмечали, что актуально сегодня вариативное, мотивирующее, наполненное смыслом образование, в ходе получения которого человек должен пройти «школу неопределенности». Только так развивается личность. Практическая психология образования должна выступать в качестве методологической науки. Психолог — это не человек с тестом в руках. Психология, обеспечивая проектирование школьных программ, позволяет осуществлять развитие образования «по проблемам, а не по отраслям».

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Один из ключевых вопросов вузовского образования — баланс между универсализацией и специализацией. Почему опасна тенденция к сверхспециализации? Нет в жизни задач, в которых все дано.

По мнению В.И. Панова, члена-корреспондента РАО, заведующего лабораторией психологического института РАО (г. Москва), раньше целью высшего образования была подготовка специалиста, полезного Родине. Чем плоха была советская высшая школа? Для своего времени это была отличная школа — воспитание человека, воспроизводящего советский образ жизни. С чем мы столкнулись сегодня? Потеряны идеологические ориентиры. Педагоги обучают предмету, но не в состоянии помочь молодому человеку стать личностью. Мы говорим о том, что назрела необходимость смены парадигм. Как отметила Е.Ю. Прокофьева, директор Гуманитарного института ТГУ, особенность современной системы образования — акцент на интеллектуальной составляющей, тогда как вопросам личностного развития часто не уделяется должного внимания.

Сегодня зачастую обучение — это передача готовых знаний. Затем то же самое в той же форме учитель получает от ученика обратно, проводя оценку знаний. Репродуктивный тип учебной деятельности производит репродуктивный тип личностного поведения в учебной, а значит, и в иной ситуации — жизненной, производственной. А ведь любой предмет может и должен стать средством развития личности.

Разумеется, собравшись на конференции по вузовскому обучению, психологи не обошли вниманием психологическое образование. Так, в одной только Самаре 10 вузов готовят психологов. В Москве, где подготовку психологов ведут более чем в 50 вузах, уже столкнулись с проблемой перепроизводства. Если подготовку психологов ведут все, то возникает вопрос: а какие это психологи? Есть очень серьезная угроза профанации психологии как науки.

Профессор Г.В. Акопов отметил, что психологов не может быть много, потому что психология — универсальная область знаний. Он отметил, что, по его наблюдениям, уже много лет на факультете психологии сохраняется большой конкурс. Но не все выпускники сразу же собираются работать психологами, хотя и не жалеют о том, что получили это образование. Именно данный факт может служить показателем эффективности обучения. Выпускник вуза приходит к мнению о том, что он еще не готов работать по специальности, отчетливо понимая сложность профессии и всю меру той ответственности, которую она на него возлагает. «Нет лучше профессии, чем психолог — и судьба, и миссия», — сказал в своем выступлении А.Г. Асмолов.

В целом же, обсуждая профессиональную подготовку, многие участники конференции касались вопросов методического характера: каким образом должны быть представлены знания в процессе обучения, чтобы они воспринимались студентом с пониманием их значимости? Какие практические навыки и дополнительные знания в области решения прикладных задач способствуют успешной адаптации молодого специалиста? В Самаре, по сообщению Г.В. Акопова, на протяжении двух десятков лет проводится изучение представлений студентов и выпускников вузов о том, что является самым важным для них как будущих профессионалов. На первый план выходят теоретическая подготовка и получение практических навыков работы, затем следуют организационно-методическая, личностная и психологическая подготовка к профессии.

В этой связи обсуждался опыт проведения тренингов коммуникативных навыков для будущих юристов, а также необходимость формирования эмоциональной гибкости у будущих журналистов. Говорилось о возможности включения в базовую подготовку психологов вопросов трудового законодательства и делопроизводства, с тем чтобы обеспечить город столь необходимыми сегодня специалистами по работе с персоналом.

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРАВИЛАМ

Собственно, о том, что волнует руководителя, принимающего на работу вчерашнего выпускника вуза, мы уже много говорили. Если мы будем понимать образование как сферу производства кадров для города, то именно в этом и состоит роль системы профессионального образования в качестве градообразующего фактора. В этой связи целью любого профессионального учебного заведения выступает формирование у студента внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению своей учебы и карьеры и реализации перспектив своего личностного развития. В сегодняшних условиях умение адаптироваться, реализоваться в меняющемся мире, способность к самоопределению и саморазвитию является единственной гарантией социальной успешности и профессиональной реализованности.

Говорилось на конференции еще и о том, что сегодня бизнес не только в столице, но и в регионах постепенно переходит на рельсы управления не по субъективным ощущениям руководителя, а по определенным четким правилам и стандартам, по отработанной технологии. Эпоха менеджмента по здравому смыслу постепенно уходит в прошлое, уступая место регулярному менеджменту, в основе которого лежит научное знание, в том числе психологическое.

К примеру, ни для кого не новость, что сегодня российская практика в области мотивации персонала далека от современных требований в основном в связи с тем, что многие российские предприятия и организации испытывают экономические трудности и ограничены в ресурсах. Это подтверждает мысль о том, что задача их выживания должна решаться за счет использования резервов, не требующих больших затрат. Именно таким резервом является внедрение системы современной мотивации, основанной на предоставлении работнику возможности для самореализации в труде, в основе чего лежит личностный подход к нему. А самореализующийся, личностно развивающийся в труде человек — это счастливый человек и идеальный работник. И тут, как ни крути, опять мы приходим к мысли о том, что бессмысленно предлагать реализовать в труде свои творческие возможности человеку, который не приобрел такой привычки еще на школьной скамье и которому ничего не нужно и ничего не хочется.

Конференция закончилась, но осталась надежда на то, что все выступления на тему развития личности не останутся словами и действительно одной из главных задач профессиональной подготовки специалистов и обучения в школе будет ориентация на творческую самореализацию в профессиональной деятельности.

И хоть богатыми нас пока не назовешь (говорится же, что психология — наука сытых), все же период относительной стабилизации экономики всегда сопровождается возрождением интереса к человеку — его мотивам, потребностям, удовлетворенности трудом, его развитию и самореализации.

Валерия ПАНТЕЛЕЕВА,
г. Тольятти