Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Родители и дети.
Психология взаимоотношений

Под ред.
Е.А. Савиной,
Е.О. Смирновой
М.: Когито-центр, 2003

Книга представляет собой коллективную монографию, жанр которой полностью соблюден. Читатель встретит четкие определения, анализ существующего опыта в обширном литературном обзоре, большое количество библиографических ссылок, среди которых много зарубежных. В предисловии редакторы поясняют, что если в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений, то в отечественной психологии статистика более скромная, и предлагаемая книга «призвана в какой-то мере восполнить этот дефицит».
Хочется сразу отметить, что книга интересная, безусловно полезная и представляет собой замечательный материал для (или из) диссертационного исследования. Однако, по мнению рецензента, она действительно адресована психологам и педагогам, но вряд ли широкому кругу читателей в лице «вдумчивых и заботливых родителей». Здесь мы видим некоторое преувеличение издателей. Вместе с тем специалист, работающий с детьми и их родителями, найдет в книге тщательно прописанный, хорошо структурированный материал. Это характерно далеко не для всех коллективных работ, что выгодно отличает книгу «Родители и дети» от иных коллективных монографий.
Первая часть книги посвящена основным понятиям и подходам к детско-родительским отношениям. Несмотря на академичность самой тематики, многое школьный психолог сможет использовать в своей работе, например, при организации семинаров для родителей. На таких семинарах психологи нередко говорят о стиля воспитания: авторитарном, индифферентном и т.д. Однако далеко не во всех методических рекомендациях и газетно-журнальных статьях, используемых при подготовке школьных семинаров, рассказывается, например, о таких последствиях демократического стиля, как затруднения, испытываемые педагогами при внешнем контроле. В разделе о влиянии родительского контроля на развитие личности ребенка авторы напоминают и о том, что детям из семей с демократическим типом воспитания не присущи альтруизм, сенситивность и эмпатия.
Материал второй части, «Отношение родителей к детям разного возраста», охватывает широкий диапазон: от пренатального до подросткового периода. Как и в предыдущей части, большое внимание уделяется особенностям воспитания, в том числе различным типам негармоничного воспитания. Подробное описание отношений родителей к детям в ранний период их развития делает информацию полезной для психологов дошкольных образовательных учреждений. Школьным психологам материал, представленный в этой части, поможет по-новому построить (при необходимости) беседу с родителями об особенностях раннего развития их ребенка.
В третьей части, «Влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка», в частности, представлен материал о применении Детского апперцептивного теста (CAT) в контексте детско-родительских отношений. Часть завершается очень интересным разделом о родительском отношении к детям с нарушениями психического развития.
Книга «Родители и дети. Психология взаимоотношений» не является пособием по организации работы психолога с родителями, однако материал, изложенный в ней, предоставляет широкие возможности для успешного осуществления как индивидуальных, так и групповых форм такой работы.

Вадим РОДИОНОВ