Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2006


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

БЕРЕЗИЧИ
(Калужская обл.)

В октябре сюда приехала команда специалистов Калужского областного психолого-педагогического центра для оказания помощи воспитанникам Березичской специальной коррекционной школы-интерната

Эта школа расположена в очень живописном историческом месте — бывшей усадьбе князей Оболенских, правда сам прекрасный дворянский особняк не сохранился. Контингент интерната специфический — это дети с умственной отсталостью из неблагополучных семей. Проблемы у учащихся разные — олигофрения, отставание в умственном развитии.
Школа-интернат дает детям необходимые знания и умения, помогает преодолеть или хотя бы компенсировать нарушения психических функций, стимулирует дальнейшее развитие личности, помогая стать полноценными членами общества. Понятно, что учителям и воспитателям здесь приходится нелегко. Ведь они должны понимать внутренний мир такого ребенка, его стремления, оценивая при этом его реальные возможности.
Существенную помощь педагогическому коллективу и воспитанникам в течение года оказывали специалисты ОППЦ. Работа проходила в рамках новой модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Уникальность ее состоит в том, что работа является выездной. Она осуществляется по запросу конкретного образовательного учреждения на его территории в течение определенного времени. В состав команды входят высококвалифицированные специалисты центра: педагоги-психологи, логопеды, а также психолог-психотерапевт, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), учитель-дефектолог (сурдопедагог), социальный педагог.
Работа в Березичах началась со всесторонней диагностики особенностей психического развития воспитанников школы-интерната, а также личностных особенностей педагогических работников. В результате были составлены подробные характеристики на каждого участника с рекомендациями по взаимодействию с ними. Выделены дети, нуждающиеся в специальной социально-психологической и коррекционно-педагогической помощи.
Были проведены открытые (чтобы персонал мог посмотреть и научиться) индивидуальные и групповые занятия с детьми. Психолог, специалист по личностному росту, проводил тренинг для педработников по повышению психологической компетентности. Прошли тренинги с воспитанниками, направленные на формирование навыков конструктивного общения, развитие эмоциональной сферы, коррекцию поведения. Дефектологи и логопеды проводили открытые коррекционно-развивающие занятия по коррекции выявленных у детей дефектов психофизического развития.
В дальнейшем планируется новое обследование детей, по итогам которого состоится педсовет. По договоренности с администрацией специалисты ОППЦ будут приезжать в интернат для оказания экстренной помощи воспитанникам и консультаций педагогов. Помимо этого, для работников Березичской вспомогательной школы готовится специальное пособие, которое содержит методические рекомендации и систему упражнений, игр, заданий. Используя его, педагоги могут строить коррекционно-развивающую работу с детьми, учитывая при этом индивидуальные рекомендации специалистов центра.

В. НИКУЛИН,
директор Березичской школы-интерната,
С. БЕЛКОВСКИЙ,
психолог ГОУ «ОППЦ», г. Калуга