Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Развитие навыков делового общения

В.А. Родионов,
Е.А. Лангуева
Ярославль:
Академия развития, 2005

Разработки тренинговых занятий для учащихся старших классов всегда вызывают интерес у психологов. Это одно из важных, но пока еще недостаточно разработанных направлений их деятельности. Тренинги по совершенствованию навыков межличностного общения, как правило, проводятся психологами с детьми младшего подросткового возраста, а для старшеклассников планируются занятия лишь по профориентации.
Программа В.А. Родионова и Е.А. Лангуевой, на мой взгляд, убивает сразу двух зайцев: готовит ребят к предстоящему выходу во взрослую (в том числе и трудовую) жизнь и вооружает необходимыми навыками конструктивного взаимодействия с окружающими.
К сожалению, большинство ребят усваивают навыки взаимодействия, общаясь в дворовых компаниях, или перенимают разного рода неконструктивные стратегии поведения, которые предлагают популярные молодежные программы и реалити-шоу типа «Дома-2», «Большого брата» и «Голода».
Предложенная авторами программа развития навыков делового общения состоит из 15 тренинговых занятий различной тематики и итоговой деловой игры «Попробуем договориться!». Тренинг можно проводить не только в школе, но и в молодежном лагере, психологическом центре, можно использовать и отдельные занятия во время классного часа.
Наряду с приемами эффективной коммуникации, которым посвящены «Общение без слов», «По одежке встречают», «Слушать и слышать», «Как стать хорошим собеседником», большое место уделено таким актуальным сейчас вопросам, как распознавание манипуляции и противостояние ей, в том числе воздействию печатной и телевизионной рекламы. Ряд занятий посвящен проблеме лидерства и руководства в производственном коллективе, составлению резюме, проведению и прохождению собеседования.
Конечно, широкий охват проблем, с которыми так или иначе сталкиваются или столкнутся в будущем молодые люди, обогащает содержание программы, но неизбежно сказывается на ее качестве. Поскольку для рассмотрения каждой из перечисленных проблем отводится лишь одно занятие, то ни о какой глубине ее рассмотрения, не говоря уже о серьезной проработке, говорить, к сожалению, не приходится.
Часто авторы пытаются идти по пути наименьшего сопротивления, предлагая учащимся вместо диагностических игр и упражнений заполнить и самостоятельно обработать достаточно примитивные тесты, а реальной отработке тех или иных навыков общения вообще не находится места.
Все это приводит к мысли о том, что для серьезной и глубокой работы над предложенными проблемами психологам придется обогащать существующие варианты занятий наработками из собственной практики или искать дополнительные тренинговые материалы в других пособиях. Жаль, что такой полезный и актуальный замысел не реализован авторами в полной мере.

Ольга РЕШЕТНИКОВА