Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология манипуляции и подчинения

Н. Геген
СПб.: Питер, 2005

В наши дни, когда 90% профессиональных психологов всего мира работают в Соединенных Штатах, не приходится удивляться, что о большинстве ярких и интересных психологических исследований нам становится известно из книг, переведенных с английского. Конечно, на российских книжных прилавках преобладают труды отечественных авторов, однако и они в большинстве своем являют лишь парафразы заморского опыта. Но, кажется, очень похоже дело обстоит не только у нас. Новая книга французского психолога Николя Гегена, весьма оперативно выпущенная «Питером» (оригинал вышел в 2002 г.), также представляет собой «творческое изложение» на тему, разрабатываемую преимущественно в Америке.
Проблема манипуляции и подчинения вот уже много лет активно изучается и дискутируется. Начало этим дискуссиям положили ныне всемирно известные опыты Стенли Милгрэма, о которых и «Школьный психолог» в свое время писал, причем пару раз — довольно подробно. С описания этих опытов и начинается книга Гегена. В этом автор, конечно, далеко не оригинален, но в заслугу ему можно поставить попытку свести под одну обложку все многообразие различных опытов и наблюдений, посвященных проблеме манипуляции. Не ограничиваясь подробным изложением классики, Геген рассказывает еще о десятках менее известных экспериментов, иллюстрирующих те или иные аспекты поднятой проблемы.
Если бы пару лет назад «Питером» не была издана целая хрестоматия по психологии влияния, то книга французского психолога вполне могла бы целиком войти в серию питерских хрестоматий, заменив собою этот том. Геген демонстрирует поистине энциклопедический охват проблемы, стараясь не упустить ни одно сколько-нибудь значимое экспериментальное исследование. Опыты, правда, описываются почти сплошь американские, но на что уж тут жаловаться! И было бы, конечно, здорово, если бы содержание и результаты этих опытов послужили французскому психологу материалом для формулировки собственной авторской позиции по данной проблеме. Но, увы, никакой особой позиции в книге не прослеживается. Главная ее ценность — информационная.
Известно ли вам, к примеру, как следует просить об одолжении с наибольшей вероятностью получить согласие? Уверены ли вы, что отвергнете неприемлемую для вас просьбу, или существуют такие условия, которые заставят вас скрепя сердце согласиться? В каких ситуациях можно рассчитывать на поддержку окружающих, а в каких лучше держаться от них подальше? На эти и подобные вопросы автор отвечает аргументированно и детально, привлекая достоверные данные разнообразных экспериментов.
Искушенный читатель найдет в книге мало нового. Но, с другой стороны, она невольно представляет собой неплохой тест на психологическую эрудицию. И тем самым так или иначе порадует любого читателя — одного радостью узнавания и гордостью за свой широкий социально-психологический кругозор, иного, не прочитавшего в свое время Чалдини, Аронсона, Зимабрдо & Ляйпе, и пр., и пр., — возможностью свой кругозор расширить.

Сергей СТЕПАНОВ