Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2006


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Tempora mutantur et nos mutamur in illis1.

Лотарь I, франкский император (IX в. н.э.)

Все прогрессы реакционны,
если рушится человек.

А. Вознесенский

ПРИСОЕДИНИМСЯ К МЕНЬШИНСТВУ

Аристотель утверждал, что практика, по сути, есть действие, связанное с размышлением об основаниях и целях собственной жизни; что тот, кто не размышляет, зачем он что-то делает, — не практик. Профессиональная практика в этом смысле не исключение. Чтобы зряче определять передовые рубежи профессиональной деятельности, необходимо чувствовать дыхание времени, его возможности и болевые точки.

ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Еще недавно казавшийся неопределенно далеким 2000 год миновал. С наступлением нового тысячелетия были связаны многие надуманные и искусственно нагнетаемые волнения и страхи. Коллапса не произошло, ход истории продолжается, и мы начинаем осмысливать и обсуждать проблемы XXI века — вызовы современности, адресованные как каждому отдельному человеку, так и обществу (в том числе — профессиональному сообществу психологов) в целом.

Предложенная для обсуждения тема «Служба практической психологии образования и вызовы современности» привлекла внимание более пятидесяти специалистов (по ходу работы число участников возросло), которые разделились на четыре «лаборатории» — педагоги-психологи из мегаполисов, малых городов, сельских районов и психологи с опытом научно-исследовательской работы — и приступили к выработке аргументированных позиций по ключевым вопросам дискуссии2:

«Роза ветров»: как влияют «социальные ветры» современности на ситуацию развития ребенка?

«Между нами говоря…»: нужно ли педагогам-психологам распознавать вызовы современности и как их учитывать в профессиональной деятельности?

«Необходимое и достаточное»: о профессионализме и приоритетах деятельности практических психологов образования в современном социокультурном контексте.

Не имея возможности передать все многообразие мнений — рассудочных и страстных, серьезных и ироничных — попробуем их обобщить.

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ КУЛЬТУР

Аудитория признала постановку проблемы уместной: многими людьми современность воспринимается как некая промежуточная эпоха — время перехода от старого мира к миру новому, пока мало понятному и, возможно, опасному. Было предложено различать противоречия неумолимо усложняющейся жизни и явления, которые представляют собой однозначную угрозу здоровью и личностному развитию детей. В обоих случаях необходим трезвый и взвешенный подход.

Человек по сути своей является духовной задачей, он не появляется в мир в готовом, завершенном виде, а призван обрести себя, выстроить своей жизнью собственный человеческий облик, научиться ценить и отстаивать проявленную в себе человечность. Культура является общественной формой и условием такого обретения, служит основой преемственности поколений, столь необходимой для достижения целей образования.

В традиционном человеческом обществе мирно сосуществовали народная культура и культура высокая. И та, и другая являлись «возделыванием» души и облагораживанием натуры человека, взращиванием в ней человеческих качеств и способностей. Функционально — это воплощенная в нормах жизни (обычаях, традициях, канонах, отношениях, подходах к воспитанию) совокупность знаний и умений, направленных на совершенствование человека.

Культура — и в народном, и в высоком своем варианте — так или иначе обращает человека от повседневной суеты к необходимости соотнесения своей жизни с абсолютными духовными ценностями, ориентирует на идеалы Истины, Добра и Красоты, помогает преодолевать собственный эгоцентризм, находить силы и смысл саморазвития. Ее невозможно употреблять, к ней можно только приобщаться. Она сопряжена с передачей в художественных формах образа героя со всей сложностью и противоречивостью его отношений и переживаний, ставя его (и меня, как приобщающегося к культуре) перед необходимостью нравственного выбора. Здесь нормой является жизнелюбие и доброжелательное отношение к другим людям, чистота помыслов и благородство поступков, созидательный труд и устремленность к источникам, питающим духовные силы человека.

Немалая часть противоречий современной жизни обусловлена развитием средств массовой коммуникации и коммерциализацией культуры. Миллионы людей получили доступ к информации в режиме реального времени, возможность беспрепятственно общаться на больших расстояниях, знакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки, разнообразно проводить свободное время. Вместе с тем информационные технологии стали использоваться в качестве инструмента манипуляции общественным и индивидуальным сознанием, механизма потопления в море пустопорожней информации необходимых человеку культурных основ.

СТАНДАРТ ОБЕЗЛИЧЕННОСТИ

С расширением сетей радио- и телевещания, ростом ассортимента и тиражей глянцевых журналов, дешевых «карманных» книг, аудио- и видеопродукции, появлением и доступностью Интернета, расцветом индустрии досуга и развлечений происходит «колонизация» современного общества массовой культурой. Не случайно появился термин «параллельное образование», который подразумевает широкий спектр стихийных и целенаправленных воздействий информационной среды.

Массовую культуру не стоит демонизировать, равно как и недооценивать характер ее влияния на сознание людей. Утверждая тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени рассматриваемых как продукты массового потребления, разжигая свойственные человеческой натуре пристрастия, подменяя традиционные понятия веры, чести, долга и служения идеей индивидуализма, приоритетом личного преуспевания и достатка, массовая культура во многом демонстрирует внекультурную суть, превращается в средство эксплуатации и ожесточения человека, потому что трудно устоять перед искушениями, хочется больше комфорта, новых зрелищ и развлечений, а за удовольствия нужно платить.

Таким образом, она не способствует духовному развитию, а скорее притормаживает его, анестезирует и притупляет сознание, отвлекает от созидательного процесса жизнетворчества. Здесь стандартом становится обезличенность — замкнутый на себе массовый человек, мотивированный престижностью и рентабельностью, мало озабоченный вопросами морали и смысла жизни. Э. Фромм лаконично определил этот образ в формуле: «Я есть то, чем я обладаю и что потребляю». А В. Франкл первым обратил внимание психологов на то, что подобная мотивация вызывает ситуацию экзистенциального вакуума — переживаний опустошения, нереализованности и бесперспективности жизни, ведущих к проявлениям депрессивности, агрессивности и общему снижению жизнеспособности людей, вплоть до суицидального поведения.

ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС

Там, где возникает экзистенциальный вакуум, начинают разрастаться деструктивные проявления, которые в своих организованных формах образуют антикультурную среду. К явным формам антикультуры можно отнести криминалитет, экстремизм, сектантство, порноиндустрию, среду употребления и сбыта наркотиков. С ней связаны уже не косвенные, а прямые угрозы растления, деформации и деградации человеческой натуры. Апеллируя к теневым сторонам человеческой психики, антикультура выполняет человекоразрушающую функцию, отчуждает нравственные чувства и добродетельные устремления, провоцирует возникновение и распространение личностной деструктивности. Ей сопутствует образ антигероя, ориентация на одиозные убеждения и суррогатные ценности: культ насилия, блуда, звериной стаи, наркокайфа. И все это, как правило, преподносится в очень привлекательном виде. Ценностная дезориентированность, наивная самонадеянность и приземленность интересов делают человека удобной мишенью.

Клиническим психологам известно, что если какая-либо деятельность неоправданно расширяет свои «полномочия» в жизни человека, то это уже зависимость. Особенно если она начинает доминировать в ущерб социальным связям и естественным потребностям. Помимо эпидемий подросткового «пивного алкоголизма», токсикомании и наркомании в последние годы проявились относительно новые формы аддиктивного3 поведения: интернет-зависимость и sms-зависимость, кибермания и лудомания4 (патологическое влечение к компьютерным и азартным играм), шопинг-зависимость, или «магазинный невроз» (страсть к бессмысленным и фактически ненужным покупкам по принципу «я покупаю, значит, я существую»). Как результат — у несовершеннолетних появляются новые мотивы для преступлений или краж из родительского кошелька.

Какое это имеет отношение к практической психологии образования? Давайте вспомним центральный тезис культурно-исторического подхода в психологии: культурная среда, в которую человек погружен с первых дней своей жизни, выступает ведущей формой его развития. Дискуссия показала, что одним из безусловных вызовов нашего времени является необходимость прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы культивирования человеческого в человеке.

Среди всех форм профессиональной практики именно образование призвано решать эту проблему системно и по существу.

С ТЕЛЕФОНОМ ИНТЕРЕСНЕЙ?

В свое время В. Франкл так прокомментировал проблему: «Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их».

Слово «проблема» на древнегреческом языке означало «предварительное обсуждение и путь (проект) решения». В состоянии ли мы признать и принять этот вызов, в отношении которого одной только профессиональной грамотности недостаточно? Способны при решении системных профессиональных задач и оказании адресной психологической помощи найти опору в базовых и неотменимых ценностях человеческой культуры? Готовы квалифицированно противостоять явлениям, которых не было в профессиональном опыте наших предшественников?

Дискуссионный клуб породил новые вопросы, на которые нам предстоит отвечать уже в своей практической работе.

* * *

Недавно в нашей психологической службе произошел примечательный эпизод. На занятии у психолога был шестилетний мальчик. Когда встреча подходила к концу, он выразил желание позаниматься еще. Коллега ответила, что мама, наверно, уже заждалась. На что мальчик воскликнул: «Да что вы! Ей с ее телефоном намного интересней…»


1 Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними (лат.).
2 От лат. discussio – рассмотрение, исследование, обсуждение.
3 Аддикция — патологическая зависимость химического (табак, алкоголь, наркотики) или нехимического (Интернет, шопинг, азартные игры) генеза.
4 От лат. ludus – игра.

Александр ШУВАЛОВ,
руководитель
психологической службы ЦРТДиЮ
«Лефортово», г. Москва
www.lefort.ru