Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2006


ИГРОВАЯ МАСТЕРСКАЯ

Карнавал в Венеции

Время игры: 2 часа 30 минут.

Место проведения: актовый зал.

Участники: подростки 14–16 лет (18–20 человек).

Цели и задачи игры: обогатить драматический опыт подростков, дать им возможность побывать в разных ролях, примерить разные маски, актуализировать и проиграть латентные роли, способствовать ролевой интеграции.

Необходимые материалы:

фотографии или проспекты Венецианского карнавала;

различные костюмы, элементы костюмов (шляпы, веера, шали и др.), аксессуары к костюмам (перья, броши, трости, сумочки и др.);

большое зеркало;

грим или краски для лица;

лекала масок, вырезанные из плотной бумаги или белого картона (2 варианта: на все лицо и на половину лица — маска-очки);

изобразительные материалы — мелки, пастель, фломастеры;

клей, ножницы, цветная бумага, фольга различного цвета, блестки или новогодний дождик;

большие куски разноцветной ткани и цветные ленты;

ароматические палочки и бенгальские огни или свечи;

магнитофон;

музыка средневековой Венеции, инструментальные композиции на темы старинной итальянской музыки.

Оформление зала: условное деление на рабочую (где делаются костюмы, украшаются маски, накладывается грим) и карнавальную части (сцена, на которой происходит маскарад и комедия дель арте). Карнавальную часть можно украсить готовыми масками, шарами, искусственными цветами, элементами костюмов, задрапировать кусками разноцветной ткани. Рабочая часть должна иметь несколько столов, стулья, большое зеркало.

Содержание игры

Подросткам предлагается совершить путешествие в удивительный, волшебный мир Венецианского карнавала, который они наполнят своим содержанием.

Введение в игровую ситуацию происходит через просмотр фотографий (слайдов). Ведущий рассказывает об истории карнавала, обычаях, главных действующих лицах, раскрывая смысл этого действа. Маскарад и маски дают возможность участникам побыть в несвойственной роли, прожить непрожитый опыт, превратиться из «шута» в «короля», а может, и встретиться с чем-то неизвестным внутри себя. Маскарад помогает человеку сделать видимым его богатое внутреннее содержание.

Помочь участникам раскрыться может комедия дель арте — спонтанное драматическое действие. Как выстроить отношения с другими, находясь в несвойственной тебе роли? Какую роль отведут твоей маске в групповом представлении? А если предложат другую маску? Это выбор участников игры.

ХОД ИГРЫ

Разминка, проводимая перед игрой, должна быть прелюдией, поэтому можно предложить в качестве разогрева следующее упражнение.

«Король-шут»

Участники делятся на две группы. Одна группа — «шуты», другая — «короли». Задача: двигаясь по залу, передать движениями статус и чувства шутов и королей. По сигналу ведущего участники групп меняются ролями. После упражнения проводится обсуждение.

Рассказ о карнавале

После разминки ведущий предлагает участникам игры занять места и отправиться в путешествие. Демонстрируя фотографии или слайды карнавала в Венеции, ведущий параллельно рассказывает о нем.

Общая схема игры

Этапы Действия
ведущего
Действия
участников
Необходимые материалы Время
Введение в игру Разминка. Введение в игровую ситуацию   Фотографии или проспекты карнавала в Венеции 10 мин.
Перевоплощение Организация и помощь Поиск своего образа и его реализация Материалы для изготовления масок, костюмы и элементы костюмов, грим, музыка, зеркала 35–45 мин.
 Бал-маскарад Инструкция Представление масок (самопрезентации) Музыка средневековой Венеции, ароматические палочки, эффект дыма, бенгальские огни 20–30 мин.
Комедия
дель арте
Инструкция.
Текст о традиционных уличных постановках. Помощь в делении на группы (в группе не более 6–7 чел.)
Спонтанные импровизации-драмы.   45–60 мин.
(15–20 мин. для каждой подгруппы)
Обсуждение игры Организация обсуждения     15–20 мин.

Ведущий. Какие ассоциации рождаются у людей при упоминании карнавала? Костюмы и маски, громкая музыка, безудержное веселье, несколько дней, которые сотрясают целые города. При этом далеко не все вспомнят, что карнавал — это особенный праздник, который устраивается в конкретные дни и несет совершенно определенный смысл. Как вы думаете, какой смысл в этом празднике?

Торжества, которые сейчас называются карнавалом, берут начало в языческих празднествах Древнего Рима. Они были известны как Сатурналии, когда стирались социальные грани — раб мог сесть за один стол со своим господином, есть и пить вместе с ним или ругать его на чем свет стоит. Тогда же выбирали и лжекороля, жизнь которого, увы, прерывалась с последним днем праздников. Может, кто-нибудь из вас сегодня захочет быть королем нашего карнавала? Мы узнаем об этом позже.

Основными атрибутами любого карнавала, а венецианского в особенности, считаются костюм и маска. Теперь именно они призваны стирать грань между сословиями. В эти дни всегда можно было подшутить над человеком, скрытым маской, пусть даже он будет из числа сильных мира сего. В Венеции основными персонажами карнавала стали герои народного действа — комедии дель арте — Арлекин, Панталоне, Пульчинелла, Чумные врачи и Моретта. Как и в далеком прошлом, открывает карнавал в Венеции бумажная голубка Коломбина. По нити ее запускают с колокольни собора Сан-Марко, после чего она рассыпается над толпой собравшихся дождем конфетти. Затем город оккупируют сонмы циркачей, дьяволов и архангелов, среди которых то тут, то там мелькает «Маска Смерти» — гуляй сейчас, а то завтра может быть поздно... Заканчивается карнавал танцами.

Предлагаю вам зайти в подготовительную для карнавала часть зала и, используя заготовки масок и элементы костюмов, создать свой карнавальный образ, дать ему имя и затем представить его на маскараде. На подготовку дается 45 минут. Вы можете создать любой образ, какой захотите.

Ведущий сопровождает процесс работы над костюмами и масками. Если он видит, что подросток, и в жизни играющий «шута», снова выбрал ту же роль, то в процессе игры (на этапе маскарада) необходимо предложить ему примерить на себя и другие маски, поменяться на время с кем-то, чья роль, по мнению психолога, могла бы помочь интеграции.

В рабочей части должно быть достаточно места для перевоплощения. Можно обустроить ширмы для переодевания. Желающие могут рисовать маску прямо на лице, используя грим. В этом случае необходимо иметь косметические средства для снятия грима, влажные салфетки, ватные диски.

Группа работает над созданием своих образов. Уединение необязательно. Подростки с удовольствием советуются, играя роль зеркала друг для друга.

Ведущий. Приглашаю всех на бал-маскарад. Здесь у вас есть возможность показать себя во всей красе, заявить о себе, проявить себя.

Участники под венецианскую музыку по очереди выходят на сцену и представляют свои маски. Это может быть монолог маски, пластический этюд, просто шествие или танец.

После бала участники обмениваются мыслями и чувствами. Желающие могут обменяться масками и попробовать себя в разных ролях.

Ведущий. Во время карнавала маски и персонажи итальянской комедии дель арте выходят на улицы и становятся действующими лицами в драмах. Сейчас, под покровом масок, у вас есть возможность разыграть любой сюжет, какой вы посчитаете нужным. Пусть улицы нашего карнавала увидят новые истории.

Ведущий делит участников на подгруппы по 6–7 человек. Хорошо, чтобы близкие по содержанию маски не попали в одну подгруппу. Каждая подгруппа совещается в течение 7–10 минут и затем разыгрывает свою драму. Главное условие — каждая маска должна поучаствовать в этом действии. Участие может быть и невербальным. В процессе драмы разрешается меняться масками и костюмами, дополнять или переделывать, сбрасывать маски и др.

После того как каждая подгруппа показала свой спектакль, происходит обсуждение. Важно не только обменяться чувствами, но и попробовать проанализировать выбранные роли, темы, сюжеты, рассказать о том, что карнавал дал каждому из участников. Ведущий также принимает участие в обсуждении.

Наталья САКОВИЧ,
психолог,
Академия последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь