Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2006


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Из малолетних правонарушителей —
в волшебники

Работа в Каширской спецшколе для несовершеннолетних правонарушителей — трудный и очень полезный для практического психолога опыт. И если уж занятие принимается нашими воспитанниками с их мизерной мотивацией к обучению и небольшой степенью социализации, то в обычной школе оно проходит на ура.

Так случилось с циклом коррекционно-развивающих занятий по материалам кинофильма «Гарри Поттер и узник Азкабана». Развитие эмоциональной сферы мальчишек из неблагополучной среды, личностная актуализация, принятие настоящих человеческих ценностей — для всех этих труднодостижимых целей прекрасным материалом оказались приключения Гарри Поттера.

Любой подросток вряд ли станет слушать нотации родителей или педагогов на тему «что такое хорошо и что такое плохо». А мы, взрослые, надо признать, нередко увлекаемся такими рассуждениями, приводим абстрактные или давно неактуальные примеры, забывая, что у нынешнего поколения свои интересы и свои герои. Мы рассказываем им о том, что такое личность, что есть человеческие принципы, и в пример приводим чуть ли не Павлика Морозова. А подростки хотят быть похожими на Гарри Поттера, Спайдермена, Бэтмена. Им стоит помочь, направить их в нужную сторону, независимо от того, насколько сильно поколение учителей привязано к своим идеалам, стереотипам.

Мы, психологи и воспитанники Каширской спецшколы, с радостью поделимся с вами опытом работы в этом направлении.

Коррекционно-развивающее занятие № 1

Цель: формирование представлений о внутреннем мире человека, социально принятых ценностях; развитие эмоциональной сферы воспитанников, чувства сопереживания; моделирование и анализ желаемого поведения.

Содержание фильма: Гарри Поттер — воспитанник школы волшебников. В фильме рассказывается одна из волшебных историй о нем и его друзьях: в убийстве родителей Гарри старые волшебники обвиняют его крестного отца, они внушают Гарри, что крестный сбежал из волшебной тюрьмы Азкабан, чтобы убить и его. Но оказывается, что враги Поттера маскируются под друзей, а крестный отец — один из главных защитников Гарри, он помогает мальчику раскрыть волшебные способности и с их помощью победить страшных дементоров — стражей зла, которые «высасывают из человека душу».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Задание 1

Ведущий. Кто вспомнит и назовет фантастическое животное, которое спасли Гарри и Гермиона? Расскажите о характере клювокрыла, как нужно вести себя, когда обращаешься к нему? Как вел себя Гарри, как повел себя Малфой? Давайте запишем на доске уважительные обращения, которые вы могли бы сказать клювокрылу.

Задание 2. Рисунок «Несуществующее животное»

Воспитанникам дается задание: нарисовать своих придуманных животных, подписать, как они называются, какой у них характер, что они умеют.

Задание 3. Вопросы для обсуждения:

1. Что чувствовал Гарри, когда на него напали дементоры? Что значит выражение «высосать душу и всю радость»?

2. Когда еще человек может почувствовать, что плохо его душе?

3. Как учил избавляться от страхов профессор Люпин? Можете ли и вы применять такой способ?

Задание 4

Ведущий. Давайте вспомним один из волшебных уроков из «Гарри Поттера» — о том, как ребята учились бороться со страхами. Кто вспомнит, какие страхи были у ребят из Хогвартса?

Другие ребята, не из нашей школы, рассказали психологам о своих страхах. Нужно посоветовать им, как избавиться от этих страхов. Я буду читать вам их описание, а вы придумайте, как сделать страхи смешными.

1. Один мальчик очень боялся выходить к доске, ему все время казалось, что из глубины доски на него смотрит привидение, похожее на дементора, оно может схватить его за руку или натравить на него тряпку для вытирания доски.

2. Один мальчик очень боялся того, что он слабее своих ровесников и они могут побить его.

3. Один мальчик очень боялся темноты, он думал, что из темноты на него могут наброситься привидения.

Задание 5

Ведущий. А теперь мы с вами составим список страхов, которые могут пугать ваших ровесников. Вы будете их называть, а я записывать. Потом мы придумаем вместе, как «засмешить» эти страхи.

Задание 6

Ведущий. Каждому из вас я сейчас дам по листочку с отрывком из книги про Гарри Поттера. Но в этих отрывках пропали некоторые слова. Нужно их восстановить (ведущий выписывает на листочки отрывки из книжки, пропуская отдельные слова, и раздает учащимся).

Вывод: сравнивая себя с героями любимых фильмов, книг, подросток задумывается над своими особенностями, осознает и анализирует их, что приводит и к осознанию поведения, ценностей, которые станут в будущем главными, определяющими особенности психики. Гарри Поттер — персонаж, идентифицируясь с которым подростки задумываются о том, что такое внутренний мир человека, что в этом мире самое важное и что страшнее всего потерять.

Коррекционно-развивающее занятие № 2

Цель: развитие эмоциональной сферы воспитанников, чувства сопереживания; формирование понятий о внутреннем мире человека, социально принятых ценностях; моделирование и анализ желаемого поведения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Задание 1

Ведущий. Сегодня мы с вами разделимся на четыре команды: по числу факультетов в Хогвартсе. Вы, конечно, помните (а кто не помнит — сегодня узнает), что факультетов было четыре. У меня в руках почти волшебная шляпа, которая и распределит всех в разные команды. Каждый из вас будет по одному подходить и брать по одной бумажке, на которой написано название факультета. Воспитанники одного факультета садятся вместе. Факультеты будут сегодня соревноваться между собой в течение всего занятия. Победят те, кто заработает больше всех очков.

Задание 2

В фильме о Гарри Поттере много критических моментов, то есть таких, когда у зрителей просто захватывает дух, — например, когда остановился волшебный поезд по дороге в школу. Воспитанники каждого факультета на своем бланке записывают как можно больше ситуаций, которые являются критическими.

Вопросы для обсуждения:

1. Что чувствуют Гарри, Рон и Гермиона, когда попадают в критические ситуации (например, когда Гарри пришлось убежать из дома Дадлей, когда Гарри было нужно решиться сесть в волшебный автобус)?

2. Как вы думаете, как проявляется сила воли, характер человека в критических ситуациях и в отношении к учебе?

За каждый достойный ответ факультетам начисляются баллы.

Задание 3

Из школы Хогвартс поступило письмо. Чтобы прочитать его, все должны сплотиться в единую команду: для этого воспитанники каждого факультета будут расшифровывать письмо по очереди, каждый свое слово: например, факультет Когтевран расшифровывает первое и пятое слово, Слизерин — второе и шестое слово и т.д. Когда расшифровка закончится, один из вас будет под диктовку записывать послание на доске. Чем сплоченнее вы будете действовать, тем быстрее прочитаете загадочное письмо.

Упражнение 4

Релаксация «Мой волшебный внутренний мир»

Воспитанники принимают удобное положение в релаксационных креслах, закрывают глаза.

Ведущий. Представьте себя могущественным волшебником, таким, каким мечтает стать любой начинающий волшебник. Вы знаете, как исполнить любое желание, как справиться с любыми проблемами. Вы шли к такому мастерству очень долго, много и упорно трудились, прочитали огромное количество книг и вот наконец добились своего. Вы чувствуете себя очень уверенно, лучше вас никого нет. Сейчас вы хотите отдохнуть, поэтому сидите в удобном кресле в большом красивом саду, вокруг вас расцветают прекрасные белые и розовые цветы, поют веселые птицы, резвятся белки. У самых ног журчит ручей, в нем чистая, прохладная вода, вы чувствуете ее подошвами ног.

Вода прикасается к подошвам, и по всему телу приятными волнами растекается тепло, все тело становится мягким, расслабленным, вы чувствуете, как ваши нервы успокаиваются, ничто не может вывести вас из равновесия, состояния покоя и уверенности в себе. Вы чувствуете, как ровно бьется ваше сердце, грудная клетка освобождается от напряжения, плечи распрямляются, позвоночник становится гибким, как у рыбы.

Представьте, что, если вы захотите, на спине у вас, словно по волшебству, могут появиться крылья. Абсолютно без всяких усилий вы взлетаете. Вот вы попали в большое, теплое и мягкое облако, оно окружает вас со всех сторон, пронизывает теплым, ровным светом, который делает вас сильнее с каждой секундой, помогает стать еще спокойнее и увереннее в себе.

Теперь можно вернуться к нам, в наш кабинет. Когда я досчитаю до десяти, вы очнетесь и откроете глаза, при этом нужно постараться сохранить чувство уверенности в себе, ощущение покоя.

На счет «десять» воспитанники открывают глаза.

Вывод: материалы фильма дают хорошую возможность воспитанникам отождествить себя с положительными героями, принять социально одобряемые черты. Анализ опыта вымышленных героев может стать единственной возможностью научиться анализировать свой внутренний мир, свои ценности и, соответственно, свое поведение.

Коррекционно-развивающее занятие № 3

Цель: отработка навыка анализа поведения, умения выделять те или иные качества характера, культивирование интереса к изучению своего характера.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Задание 1

Ведущий. Вы обратили внимание на то, какие интересные имена у героев книги? В качестве вводного упражнения мы с вами попытаемся вспомнить их как можно больше. Будем по очереди называть имена героев из книги. победит тот, кто последним вспомнит имя из книги.

Задание 2

Ведущий. Давайте задумаемся: какой характер был у Гарри Поттера? А какой у Драко Малфоя? Чем именно они отличались? Для этого мы нарисуем на доске два больших круга, один из них будет принадлежать Поттеру, другой — Малфою. Наша задача — заполнить эти круги секторами, которые будут отражать качества наших героев.

Список качеств

1. Решительность
2. Смелость
3. Целеустремленность
4. Настойчивость
5. Самостоятельность
6. Инициативность
7. Выдержка
8. Дисциплинированность

Теперь давайте попробуем нарисовать такой же рисунок про самих себя. Не забывайте, что сектора нужно подписывать.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем отличаются все три рисунка, чем они похожи?

2. Чего бы вам хотелось добавить в рисунок своего характера?

3. Насколько это реально?

Задание 3

«Догонялки из Хогвартса»

Обычная игра в догонялки превращается в настоящий спорт (как и квиддич), если немного усложнить ее правила. Конечно, водящий будет дементором, а все убегающие — юными волшебниками. У всех волшебников — один на всех талисман, который будет спасать от нападения дементора, то есть если талисман у тебя в руках, то водящий не может тебя трогать. Но талисман один на всех, поэтому нужно стараться бросить его тому, кого может схватить дементор. Тот, кого поймали, тоже становится дементором. Таким образом, победитель в игре должен остаться один, ему и будет вручен приз — транспорт для игры в квиддич.

Вопросы для обсуждения:

1. От чего зависит: бросят тебе ребята талисман или нет?

2. Вы сами бросали талисман всем, кто нуждался, или только тому, кому хотелось? О какой своей черте характера вы задумались после этих догонялок?

Задание 4

Ведущий. Все мы помним, как трудно приходилось Гарри с письмами. Чтобы навредить Поттеру, их постоянно пытались перехватить пособники Сами-Знаете-Кого. Гарри придумал много волшебных способов зашифровать свои послания. Сегодня мы попытаемся освоить еще один способ. может быть, кому-то он пригодится в будущем. Смысл шифра заключается в том, что нужно переписать текст письма, не дописывая нижние закорючки букв, то есть писать только верхнюю половинку букв. Я покажу на доске. Это довольно сложный способ письма. посмотрим, у кого получится.

Текст для зашифровки

(в нем пропали кое-какие буквы,
поэтому их надо сначала вставить)

Мы пр_зываем всех, кто нас услыш_т, про_влять бдительн_сть. Сейчас м_нистерство г_товит к изданию справ_чник «Как защитить с_бя и семью: элементарные методы _бороны»; в течение бл_жайшего месяца он будет б_сплатно разослан всем в_лшебникам по домашнему адресу. Подробности с_бытий, заставивших чиновников столь резко изм_нить свое мнение, по-прежнему неясны, однако можно утверждать, что в четверг вечером Тот-Кого-Нельзя-Называть и банда его бл_жайших сторонников, известных как пожиратели смерти, пр_рвались внутрь м_нистерства магии.

При подведении итогов упражнения обязательно провести параллель между теми, кто успешно вставил буквы и теми, кто справился с заданием. С помощью таких заданий значительно понижается уровень школьной тревожности, связанной со страхами проверки, так как основное задание (орфографическое) отодвигается на второй план, психологически облегчается.

Вывод: игровые элементы довольно трудно включать в занятия с подростками, при этом невозможно обойтись без таких «волшебных» занятий, с помощью которых значительно понижается уровень тревожности, а уровень мотивации обучения и мотивации одобрения повышается. Кроме того, подросток, несмотря на взросление, еще не умеет самостоятельно анализировать различные модели поведения, в том числе и свою, сделать это ему легче, опираясь на книжных героев, анализируя при этом и самого себя.

Т. РОМАНОВА,
Каширская спецшкола,
г. Ожерелье,
Московская обл.