Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2006


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Мифодрама как инструмент

Мифодрама – это метод психотерапии, терапевтический эффект которого достигается путем драматической постановки мифологических сюжетов. Опыт показывает, что мифодрама может быть эффективно использована в работе школьного психолога. В основе мифодрамы лежат психодрама и социодрама – методы, разработанные основателем групповой психотерапии Я. Морено. Эффективность мифодрамы зависит от точности выбора мифологического сюжета и от правильной организации мифодраматического действия.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Мифодрама начинается с разогрева группы. Разогрев позволяет поднять уровень энергии участников и настроиться на определенные темы. Разогревы могут быть двигательными или медитативными.

После разогрева ведущий рассказывает группе содержание мифа. Затем сюжет разбивается на сцены и обозначается пространство действия каждой сцены.

Следующим подготовительным действием является выбор участников на роли. Его можно проводить по-разному. Иногда ведущий спрашивает, кто хочет сыграть ту или иную роль, иногда выбор происходит социометрически, то есть участники группы выбирают исполнителя по критериям: кто лучше всех сыграет эту роль, кто больше всех похож на этого персонажа и пр. Бывает и так, что выбор делается «от противного» – роль играет тот участник, о котором группа думает, что он(а) меньше всего подходит для нее. Одну и ту же роль могут играть несколько исполнителей, так обычно бывает в многочисленной группе. И наоборот, в малочисленной группе один участник может исполнять несколько ролей, но в этом случае ведущий должен следить, чтобы это не были центральные персонажи мифа. Поскольку мифодрама основана на принципах социодрамы, необходимо, чтобы в ролях были задействованы все участники группы.

ТЕХНИКИ ОСНОВНОГО ДЕЙСТВИЯ

После того как выбраны актеры на все роли, начинается основное действие. Его эффективность зависит от того, насколько участники «вошли в роль», то есть насколько они отказались от собственных переживаний в пользу переживаний персонажа. Опыт показывает, что группа, мало знакомая с мифодрамой, стремится к формальному исполнению ролей. Следить за тем, чтобы этого не произошло, задача ведущего, у которого есть ряд инструментов для введения в роль и раскрытия роли. Одним из таких инструментов является «стоп-кадр», когда ведущий останавливает действие и задает участникам вопросы об их переживаниях, мотивах их поступков. Характер задаваемых вопросов во многом определяет развитие действия.

Как и в любом действии, основанном на принципах психодрамы, в мифодраме работают такие техники, как обмен ролями, дублирование, зеркало, реплики в сторону. Однако они, разумеется, имеют в мифодраме свою специфику.

Обмен ролями не является в мифодраме основным приемом, как в психодраме, к нему следует прибегать только в случае конфликта, заминки в действии.

Мифодраматическое дублирование принципиально не отличается от дублирования психодраматического – точно так же участники, не задействованные в данной сцене, могут подойти к исполнителю роли, испытывающему затруднения в выражении своих чувств, и, положив руку ему на плечо, от первого лица проговорить его текст. В отличие от психодрамы, персонаж, которого дублируют, не обязательно должен принимать дублирование, поскольку здесь стоит задача не углубить переживания персонажа, а расширить контекст ситуации.

Техника зеркала, в отличие от психодрамы, используется не путем выведения главного героя из пространства действия, а с помощью обратной связи от персонажей, не задействованных в данной сцене. Например, ведущий может объявить «стоп-кадр» и спросить участников о том, что они видят в происходящем, как они его оценивают.

Развитие основного мифодраматического действия зависит от сюжета мифа, разогретости участников и целей группы. В целом сюжет развивается подобно сюжету любой сказки или мифа: в нем есть завязка, кульминация и развязка.

Очень важным является вопрос о соотношении содержания мифа и того личного содержания, которое привносят в него участники. С одной стороны, мифодрама – это не театральное действие, и буквальное, шаблонное воспроизведение сцен не даст никакого результата. С другой стороны, в мифе все же есть сюжет, что исключает абсолютно спонтанное поведение участников, как это бывает в социодраме. Найти золотую середину – задача ведущего. Опыт показывает, что всегда можно найти грань между следованием за сюжетом и спонтанностью участников.

ШЕРИНГ ПО ЗАВЕРШЕНИИ

После завершения действия происходит шеринг – обмен чувствами. Шеринг проходит в два этапа – сначала участники делятся своими переживаниями по роли, затем рассказывают, как пережитое соотносится с их жизнью. На шеринге запрещены любые оценки чувств и действий участников.

Между этими двумя этапами необходимо ритуальное снятие роли: каждый участник делает движение, как будто снимает с себя что-то, и произносит: «Я больше не ... (роль), я ... (имя участника)».

Завершающим мифодраму действием является общее обсуждение того, о чем был этот миф, какие выводы можно из него сделать, как приобретенные в процессе мифодрамы навыки можно использовать в реальной жизни. Обсуждение позволяет выйти из мифологического пространства в пространство реальной жизни и применить полученные результаты.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ. СКАНДИНАВСКИЙ МИФ

Сюжет

Проиллюстрируем технику мифодрамы на примере инсценировки скандинавского мотива о войне асов и ванов.

При разработке плана социодраматического действия мы опирались на текст «Старшей Эдды» и «Круга Земного» Снорри Стурлуссона. Вот как излагает причину конфликта «Старшая Эдда»:

Помнит войну она
первую в мире:
Гулльвейг погибла,
пронзенная копьями,
жгло ее пламя
в чертоге Одина,
трижды сожгли ее,
трижды рожденную,
и все же она
доселе живет.

Хейд ее называли,
в домах встречая,
вещей колдуньей
творила волшбу
жезлом колдовским;
умы покорялись
ее чародейству
злым женам на радость.

Здесь речь идет о том, что среди асов, богов неба, появляется колдунья. Ее имя — Гулльвейг — означает «Жажда золота». Она послана ваннами, чтобы смущать умы богов и людей. Ваны – это боги земли, плодородия, богатства, сексуальности. Ваны – более древняя раса богов, и их распрю с асами можно понимать как борьбу за территорию и за влияние на умы людей. Асы пытались убить Гулльвейг, сжигали ее и пронзали копьями, но она трижды восставала – жажду золота не так просто уничтожить.

Появление Гулльвейг под именем Хейд и ее волшбу мы интерпретировали как проявление сексуальных инстинктов, в том числе инцеста. Дело в том, что магия ванов, по мнению многих исследователей, была основана на сексуальных ритуалах. Что касается инцестуальных связей, в «Саге об Инглингах» читаем:

«Когда Ньёрд был у ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у асов был запрещен брак с такими близкими родичами».

Далее сюжет развивается так:

Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться
стали священные:
стерпят ли асы
обиду без выкупа
иль боги в отмщенье
выкуп возьмут.

Консолидированного решения принято не было, и тогда:

В войско метнул
Один копье,
это тоже свершилось
в дни первой войны;
рухнули стены
крепости асов,
ваны в битве
врагов побеждали.

Снорри Стурлуссон в «Круге Земном» описывает эти события несколько иначе:

«Один пошел войной против ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за асами, то за ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека».

По другой версии, в знак примирения от ванов в Асгард отправился только Ньёрд, а Фрейя и Фрейр родились уже в Асгарде от великанши Скади. Мы решили, что в нашей социодраме представителями ванов будут Ньёрд и Фрейя.

Ньёрд в «Младшей Эдде» («Видение Гюльви») описан так:

«Имя третьего аса – Ньёрд. Он живет на небе, в том месте, что зовется Ноатун («Корабельный двор»). Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях, промышляя морского зверя и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом».

Фрейя – богиня любви, плодородия, деторождения, женской сексуальности. Выбрать ее на роль второго представителя ванов в Асгарде мы решили потому, что нам показалось логичным преобразование похоти в любовь.

Инсценировка

Технически инсценировка мифа была осуществлена следующим образом.

Участникам группы вкратце был рассказан сюжет, затем было предложено выбрать для себя, кем они хотят быть – асами или ванами. Затем группа разделилась – асы отправились в Асгард, ваны – в Ванахейм. Присутствие двух ведущих дало возможность управлять процессами в каждой из групп. В соответствующих мирах произошло обсуждение на тему: «Какие мы, что в нас ценного?». Затем были выбраны участники на роль «похоти» и «жажды золота». Они отправились в Асгард соблазнять асов. Остальные ваны наблюдали за происходящим, не пересекая условной границы.

Сцена сожжения была сыграна следующим образом: асы обращались к посланцам ванов со словами: «Я убиваю тебя за то, что...» Посланцы отвечали: «Твои слова не убивают меня, потому что...»

Затем асы и ваны вновь разошлись по своим мирам обсуждать тему: «Какие они?».

Потом началась война. Из асов было выбрано «копье Одина», манифестировавшее требования асов. Началась словесная перепалка, продолжавшаяся 20 минут. После того как стало ясно, что победителя в войне не будет, асы и ваны разошлись по своим мирам на третье обсуждение. Темы: «Чем мы готовы поступиться, чтобы жить с ними в мире?», «Что мы готовы взять от них; что мы готовы дать им?».

Дальше состоялась сцена переговоров. После обмена представителями, которые в дальнейшем будут следить за соблюдением договора, участники сняли с себя роли богов и отправились в Мидгард – мир людей, где выслушали волю богов.

В заключение был проведен шеринг.

В целом социодрама прошла весьма энергично. Как и следовало ожидать, ванов оказалось больше, чем асов.

Три обсуждения

То, что происходило на первом обсуждении в Асгарде, можно назвать выработкой законов, направленных на структурирование хаоса. В первую очередь предлагалось ввести правовые нормы взаимоотношений между людьми, в том числе исключение инцеста. Горячо обсуждалась тема управления – как богам управлять людьми. Говорилось о необходимости создания армии с иерархической структурой.

Лейтмотивом первого обсуждения в Ванахейме (на тему: «Какие мы?») была спонтанность и раскрепощенность ванов. «Похоти» и «Жажде золота» ваны дали задание соблазнить асов. Вызвавшиеся на эти роли участники продемонстрировали высокую спонтанность. Обе (это были две женщины) вовлекли асов в танец. Их аргументация состояла в том, что золото и секс дают свободу. Однако результаты их действий были разными – «Похоти» удалось увлечь одного из асов в стан ванов, где он и остался. А вот «Жажда золота» была принята асами очень тепло и едва сама не осталась в Асгарде. «Жажду золота» никто не хотел убивать, мотивируя тем, что она поможет создать армию. Наконец, одна из участниц вызвалась убить «Жажду золота». Смысл ее обвинений состоял в том, что «Жажда золота» «вносит расстройство в ряды асов». Та возражала, что «золото дает свободу». В этот момент несколько спутались понятия «золота» и «жажды золота», что привело к ослаблению позиции персонажа. «Похоть» асы «убивали» охотнее, как ведущую к моральному разложению.

Второе обсуждение было на тему «Какие они?». Асы между собой упрекали ванов в распущенности и неуправляемости. Звучали обвинения в том, что они понимают мир и ведут себя как дети, в то время как они старше.

С точки зрения ванов, асы оказались безжизненными роботами, лишенными жизненных соков и подавляющими людей своим морализаторством.

«Война», как мы уже говорили, продолжалась 20 минут. Взаимная перепалка на этические темы была весьма интенсивна. Была предпринята попытка разграничить сферы влияния. Асы сказали ваннам, что оставят их в покое при условии, что ваны не будут появляться в Асгарде и среди людей. Для обеспечения безопасности было предложено построить стену. (Это примечательно, поскольку, согласно тексту, асы действительно после войны строят стену вокруг Асгарда, но об этом ничего не говорилось участникам социодрамы.) Ваны готовы были принять предложение асов, но, поняв, что стена не позволит им влиять на людей, ваны с возмущением его отвергли.

Третье обсуждение было наиболее заряжено полемической энергией:

«Они просто не понимают… Им нужно объяснить. Им не хватает мудрости!!! Их идеи не так плохи, но им не хватает нашего знания! – наперебой кричали представители Асгарда. – А нам не хватает их спонтанности, без нее нам тесно».

В результате бурной дискуссии асы решили направить в Ванахейм наиболее мудрого. Взамен они хотели получить часть спонтанности и сексуальности ванов. Кроме того, асы, учитывая чрезмерную спонтанность ванов, опасались за соблюдение договора со стороны своих соседей и настаивали на постоянном присутствии в Ванахейме «того, кто смотрит за соблюдением договора».

В это время ваны возмущались беспардонностью асов. Затем перешли к обсуждению послания, которое должна нести Фрейя. Она должна была манифестировать женскую сексуальность, раскрепощенность, жизненную энергию. Определить функции Ньёрда оказалось сложнее. Некоторое время участники не могли понять «специализацию» этого бога. Наконец решили, что Ньёрд – это покровитель стихии, в первую очередь водной. Его представительство у асов должно означать способность обуздать энергию стихии, а кроме того, проиллюстрировать мысль о том, что богатство хорошо, но в стремлении к нему должна быть мера. Вспомнили, что одним из символов обузданной стихии является корабль. Так родилась обобщающая метафора – корабль с фигурой обнаженной женщины на носу.

Переговоры прошли гладко, была видна готовность жить в мире. Асы причастились «женственности» и приняли в дар «обузданную энергию» и плодородие. Ваны получили «мудрость» и «контроль». В конце сцены асы и ваны спонтанно смешались между собой.

В ЧЕМ СМЫСЛ СОЦИОДРАМЫ?

Нужно отметить, что социодраму «Война асов и ванов» можно модифицировать в зависимости от терапевтических целей. Например, введение на роль посланника в Асгард Фрейра вместо Фрейи позволит сместить акцент на мужскую сексуальность.

Для обеспечения лучшего понимания участниками смысла войны можно продолжить сюжет. Согласно мифу, после примирения асы и ваны в знак мира плевали в общий котел. Это необязательно делать столь неэстетично, можно, чтобы каждый участник просто что-то положил в котел. Из котла рождается «самый мудрый из людей» по имени Квасир.

На наш взгляд, смысл мотива о войне асов и ванов состоит в социализации бессознательных инстинктов. При этом содержание бессознательного в данной инсценировке мифа ограничивается сексуальными инстинктами и адлерианским «влечением к власти», однако за счет введения иных персонажей контекст может быть расширен. Кроме того, для работы с другими аспектами бессознательного в скандинавской мифологии есть другие миры и другие мифы.

В целом социодрама на мотив войны асов и ванов показала себя техникой, которую можно применять в самых разных областях психологической практики. В психотерапевтической практике мы видим ее как разогрев на темы отношений сознания и бессознательного; как самостоятельную технику при работе с межличностными, внутригрупповыми и межгрупповыми конфликтами. Школьный психолог может ее применять для работы с темами, связанными с сексуальным воспитанием и соотношением спонтанности и контроля.

Леонид ОГОРОДНОВ,
психолог,
г. Москва
Литература

Беофульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. — М.: Художественная литература, 1975. Вступительная статья А.Я. Гуревича. Редакция перевода и примечания М.И. Стеблин-Каменского.

Петрухин В. Мифы Древней Скандинавии. — М., 2003.

Скандинавская мифология. Энциклопедия. — М., 2004. Составление и общая редакция К. Королева.

Стурлуссон Снорри. Младшая Эдда. — М., 1994.

Стурлуссон Снорри. Круг Земной. — М., 1980.