Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2006


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Светлана ЦВЕТКОВА,
педагог-психолог,
с. Амга, Республика Саха (Якутия)

Вопросы воспитания в картинках

Пособие для работы с родителями

Это пособие для родителей, не изучавших законов педагогики и психологии, для педагогов, желающих найти общий язык с воспитанниками и родителями, для учащихся, стремящихся понять, что с ними происходит. Надеюсь, что оно будет интересно и полезно и моим коллегам — психологам. Многое из того, что описывается в данных рекомендациях, удобно применять на тренинговых и психопрофилактических занятиях. Лучше всего использовать при этом картинки, ибо всем известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Методические рекомендации

Родительское собрание — это основная форма совместной работы родителей, когда обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Перед организатором родительского собрания, будь то педагог или психолог, стоит непростая задача: сделать собрание нескучным, полезным, установить субъект-субъектное взаимодействие между педагогом и родителями.

Предлагаемый метод работы с родителями позволяет выполнить следующие функции:

— снизить уровень напряжения в группе, дать участникам возможность более открытого общения;

— помочь установить контакты, создать в группе обстановку доверия и доброжелательности и улучшить взаимопонимание между педагогами и родителями;

— сделать обсуждение более эффективным, поскольку родители сами становятся активными участниками разговора.

Пособие содержит в себе рисунок, краткий рассказ по картинке и объяснение картинки. Работа с картинками строится по следующим этапам:

1. Участникам обсуждения показывается картинка и предлагается составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. Педагог или психолог должен задавать наводящие вопросы и следить за тем, чтобы в обсуждение было активно вовлечено как можно больше участников.

2. После того как картинка тщательно разобрана, ведущий объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.

3. Следующий этап — анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса. Практика показывает; если участники были активны на первых двух этапах, то и на третьем они более активны, чем на традиционных лекциях, в их действиях меньше тревожности, скованности.

4. Завершающий этап — выработка возможных форм поведения и коррекции детско-родительских отношений. Хорошо, если эту работу постараются сделать сами родители, а педагог или психолог выступят в роли эксперта.

Данный метод применим не только в работе с родителями. Он очень эффективен и в работе со старшеклассниками и с молодыми педагогами. Рисунки можно использовать комплексно, обобщив по темам, а можно и отдельно. На основе даже одного рисунка можно построить целое занятие.

Статья опубликована при поддержке компании "4LifeDream.ru". Компания предлагает Вам приобрести Трансфер фактор - Плюс, Классик, Эдванс, Кардио, Глюкоуч и др. Доставка по всему миру, кроме России и стран СНГ. На сайте Вы найдёте описание препаратов, отзывы и инструкции по применению. Узнать цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://4lifedream.ru/.

Принципы подачи информации

АКТИВНОСТЬ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную идею: человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проигрывает, и 90% того, что делает сам.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ТВОРЧЕСКАЯ) ПОЗИЦИЯ. Исходя из этого принципа педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и опробовать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.

ПАРТНЕРСКОЕ (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ) ОБЩЕНИЕ. Партнерским, или субъект-субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

РАССКАЗЫ В КАРТИНКАХ

1. Роза (ребенок)

Роза — прекрасный, благородный цветок. Недаром она считается царицей в цветочном мире. Бывает разной и по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Ее легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благородная почва, ее нужно любить, за ней нужно ухаживать.

Любой ребенок прекрасен, как прекрасна любая роза. Ребенок имеет свои недостатки, так же как роза имеет шипы.

«Корнями» ребенка являются: генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья, социум.

Как розу можно легко сломать, засушить, так и в ребенке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему.

2. Кормление кашей (обучение ребенка)

Мама кормит маленького ребенка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать кашу и поднести ее ко рту малышу. Если малыш не хочет брать кашу в рот, мама начинает играть с ним, развлекать его. При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что все вокруг окажется в каше. На второй картинке ребенок ест сам, перепачкав все: и одежду, и стол, и пол. Мама при этом находится рядом, лишь присматривая за ним. Оба способа приведут к результату — ребенок будет накормлен и сыт. Но житейский опыт приобретет лишь второй малыш, который создал столько неудобств маме.

Очень часто взрослые создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застегиваем ребенку пуговицы, стираем, готовим, заправляем постель и т.д. А через несколько лет сталкиваемся с тем, что ребенок не самостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него все сделают и все решат. Вторая же ситуация требует от нас больше терпения, выдержки, времени — всего того, чего нам так не хватает. Но воспитание можно сравнить со вкладом в банк — что внесешь сегодня, то же получишь с процентами через несколько лет.

3. Шар на наклонной плоскости (умственная деятельность)

Чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определенная движущая сила. Эта сила должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнет движение в обратную сторону. И тогда, чтобы вернуть его на прежнее место, понадобится дополнительное усилие. В случае если сила будет прежней, шар будет двигаться с прежней скоростью, но все же отставая от других.

Шар — это умственная деятельность человека. Наш ум требует постоянной загрузки. Недозагрузка умственной деятельности губительна для мозга. Стоит человеку сделать в учебе большой перерыв, и уже становится труднее наверстывать упущенное. Мозг начинает «лениться», и чтобы привести его в движение, необходимо дополнительное усилие, какой-то стимул. Проблемы в обучении часто связаны именно с тем, что когда-то упущенное не было восстановлено. Ребенку что-то непонятно, из-за этого ему становится неинтересно. Получается замкнутый круг, из которого трудно выйти.

4. Губка (воспитание ребенка)

Губка — это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю — и получим синюю, вольем красную — такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.

Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Мы можем сколько угодно, что называется, «вливать в него» правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

5. Цветок (готовность к школе)

Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распустится, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который подгрызает корни. Тогда болеет весь цветок.

То же самое происходит и с ребенком, когда он поступает в школу. Ошибочно мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребенок, тем успешнее он будет в школе. Часто упускается из виду развитие самих психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развитие мелкой моторики руки, мотивация и пр. И получается, что мы, взрослые, пытаемся гнать телегу впереди лошади. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных и здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение на принципах гуманизма) цветок все равно распустится (ребенок быстро научится и читать, и писать, и решать задачи). Но состояние цветка зависит еще и от качества листьев, через которые тоже идет питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве, — это кризис семи лет, когда у ребенка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться в дальнейшем с дезадаптацией.

6. Вхождение в холодную реку (адаптация)

Человек входит в воду. Почему у него появилось это желание? Может, он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может, ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае — у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много. Что испытывает человек, только что вошедший в воду? Сначала тревогу, может даже и страх, затем дискомфорт от резкой смены температуры, затем он постепенно привыкает и уже не хочет выходить из воды, так она приятна и соответствует ожиданиям.

Когда человек оказывается в новой жизненной ситуации, происходит нечто похожее. Если сельский житель решает переехать в город, сначала он будет испытывать тревогу, затем дискомфорт от большого количества людей, от шума и пр. Ему понадобится некоторое время, для того чтобы привыкнуть, почувствовать себя комфортно в новых условиях. Для каждого человека срок привыкания индивидуален. Кому-то достаточно трех недель, а кому-то необходимо гораздо больше времени. Те же закономерности существуют при переходе из детского сада в школу, из начального в среднее звено, из школы в профессиональное учебное заведение. Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего человек должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым.

7. Упряжка лошадей (семья)

Бег двух лошадей в упряжке — красивое зрелище. Обе бегут рядом, ни одна не пытается вырваться вперед. Каждая знает свои обязанности и чувствует поддержку другой. Если же одна из лошадей захочет оказаться впереди или вырваться из упряжки, то получится хаотичное движение, при котором страдает и повозка. При этом есть риск потерять часть груза. Бывают повозки и с одной лошадью, но они выглядят более усталыми.

Слово «супружество» переводится как двое в одной упряжке. Движение упряжки будет ровным и красивым, если обе лошади двигаются в согласии. В семье все обязанности должны быть общими, груз не следует перекладывать на одного.

Когда один пытается завладеть большей властью и правами, возникает хаотичное движение, кидания в разные стороны, от чего страдает вся семья, и в первую очередь — дети.

8. Рыба на блюде (раннее взросление)

Рыба на блюде — как она манит ароматами, как хочется ее попробовать. Но есть ее нужно медленно, не спеша, разглядывая каждую косточку, каждый кусочек в отдельности. Тогда она наградит своим прекрасным вкусом и полезными свойствами. Если же поторопиться, то можно подавиться косточкой. И тогда вместо вкуса мы долго будем помнить боль в горле от застрявшей косточки. А иногда может потребоваться и хирургическое вмешательство.

То, как ребенок торопится попробовать взрослую жизнь, можно сравнить с тем, как мы едим костлявую рыбу. Если очень поторопиться и захотеть откусить слишком большой кусок, есть риск подавиться косточкой. И эта боль будет очень долго мучить человека. Если же есть не спеша, рассматривая каждый кусочек, видя и зная все опасные косточки, можно почувствовать настоящий вкус деликатеса.

9. Погода (любовь человека)

Когда ртутный столбик термометра за окном показывает низкую температуру, мы знаем, что там холодно и неуютно. Но можно одеться потеплее и тем самым смягчить холод. Когда погода хорошая, мы чувствуем себя уютно, комфортно, хочется что-то делать, придумывать, творить. Но если становится жарко, нам вновь не по себе. От сильного зноя трудно скрыться, все мысли только о нем. Все другое перестает существовать.

В любви все очень похоже. Когда ее нет или она не очень сильна, человек ждет ее появления, но в общем-то с этим можно жить и испытывать удовлетворение от жизни, если отвлечься на что-либо другое или внушить себе, что любовь не очень-то и нужна. Когда появляется чувство влюбленности, любви ровной и спокойной, тогда жизненный тонус повышается, все получается, глаза светятся счастьем и все в этой жизни кажется невероятно прекрасным. Сознание при этом способно на трезвый, взвешенный анализ ситуации. Но очень сильное чувство любви — страсть, иногда болезненная, может стать доминантой, поглощающей, подчиняющей себе и сознание, и чувства, и поведение. Такое чувство обычно не длится долго, быстро угасает и пропадает.

9. Подарочные коробки (впечатление о человеке)

Человек видит перед собой две подарочные коробки. Что в них, ему неизвестно, но одна коробка – яркая, блестящая, с пышным бантом. Она так привлекательна и заманчива. А вторая упаковка — довольно скромная, без излишеств. Что выберет человек? Ведь может оказаться, что в скромной упаковке очень ценная и интересная вещь, а в красивой — какая-нибудь безделушка.

Часто, оценивая людей, мы тоже в первую очередь обращаем внимание на их внешность, на то, как они одеты, какие на них украшения. И лишь через определенное время понимаем, что большую ценность имеет характер человека, его способности, его особенности. Очень часто девочки подросткового возраста, слишком много внимания уделяющие своей внешности, поначалу легко знакомятся с молодыми людьми, заводят друзей, но, как правило, так же легко их и теряют. А другие — более скромные и терпеливые — способны долго сохранять и ценить дружбу.

10. Забор (преодоление трудностей)

Когда люди видят на своем пути глухой забор, они действуют по-разному. Одни идут напролом, царапаясь и падая, пытаются перелезть через него. Другие решают дальше вообще не идти и поискать более легкий путь. Третьи пытаются найти дверь или щель в этом заборе. Кто-то сидит и ноет, ждет, а иногда требует помощи. Кто-то преодолевает забор с помощью друзей, знакомых.

Так же человек действует и в трудных жизненных ситуациях. Одни борются до конца, не унывая и не отступая перед неудачами, другие раскисают при первой же трудности, третьи начинают хитрить, искать различные лазейки. Самое главное при этом — будет ли достигнута цель? Каждый привык к своему способу решения проблемы, и трудно бывает попробовать другой. Но необходимо научиться преодолевать заборы.

11. Сорняк (проблема)

Когда мы смотрим на сорняк, который мешает расти полезным растениям, мы видим только ту его часть, которая находится над землей. Мы знаем, что у него есть корни, но какие они и сколько их, мы можем только догадываться. А иногда даже и не очень-то желаем о них знать. Сорвав сорняк, но оставив в земле корни, мы не избавимся от него. Через какое-то время он все равно вылезет и будет нам мешать.

Проблемы бывают в жизни у каждого человека. Их невозможно избежать, но можно научиться правильно анализировать и решать. Для этого надо видеть не только саму проблему (ту часть сорняка, которая находится над землей), но и попытаться определить ее причины (корни, которые не видны). Определив причины проблемы, проанализировав их и составив план действий, мы сможем эту проблему решить. Это можно сделать с помощью несложных вопросов:

• Что меня беспокоит на данный момент?

• Почему меня это беспокоит?

• От кого это зависит: от меня или кого-то другого?

• Какие отрицательные и какие положительные последствия возможны?

• Что я могу сделать, чтобы искоренить причины моего беспокойства?

12. Игра в мяч (конфликт)

Представим, что в вас бросили мячом. По каким причинам это может произойти? По разным: может, человек хотел привлечь к себе ваше внимание, или обидеть, или поиграть, а может, мяч попал в вас случайно.

Поведение людей в конфликтной ситуации похоже на игру в мяч. Ситуация будет развиваться в зависимости от того, как вы поведете себя в конкретном случае. Ответите агрессией? Тогда неизбежна ссора. Попытаетесь выяснить, чего хотел бросивший? В этом случае возможно разрешение ситуации, выяснение отношений. Обидитесь и уйдете, пойдете жаловаться? Тогда ситуация останется нерешенной и отношения будут еще более накаляться. Когда не учитываются причины возникновения конфликта, не принимаются во внимание интересы обеих сторон, происходит либо бесполезное перекидывание мячика, либо броски намеренно болезненные. Хотя на самом деле конфликт — не такая уж и плохая вещь. Если его правильно оценить, он приобретет конструктивный характер, приведет к развитию благоприятных отношений.

13. Оса в комнате (навязчивая мысль)

Вы сидите в комнате и занимаетесь любимым или очень важным делом: читаете, мастерите, пишете. Вы очень увлечены и не хотите отвлекаться. Вдруг в комнату влетела оса. Вы понимаете, что она в любой момент может вас ужалить. Важное занятие уже не привлекает вашего внимания, как прежде. И чем дольше вы находитесь в такой обстановке, тем больше думаете о жалящем насекомом. Что же делать? Нужно либо оторваться от важного занятия и прогнать осу, либо уйти в другую комнату. Но при этом нет гарантии, что оса не появится вновь. Чтобы не быть ужаленным, необходимо заранее предотвратить появление опасного насекомого, что называется, перекрыть ему доступ.

Примерно так можно представить навязчивую мысль о предстоящей неудаче, о нанесенной обиде и пр.

Чтобы навязчивая мысль не преследовала вас, наполняя неуверенностью и страхом, необходимо уметь управлять своими мыслями, внушать себе уверенность, правильно анализировать ситуацию, не быть в плену одной навязчивой мысли — доминанты.

14. Сообщающиеся сосуды (судьба человека)

Как часто, стремясь стать счастливыми, люди стараются добиться всего сразу: и благополучной семьи, и карьеры, и здоровья, и материального благополучия. Но если представить себе все это в виде четырех сообщающихся сосудов, то станет понятно: когда один сосуд наполнится доверху, в другом содержимое уменьшится.

Человеку трудно совмещать благополучие семьи и карьеру, карьеру и здоровье, большие деньги и хорошие отношения со своими детьми. Ведь жизнь часто дает нам такие примеры, когда добившиеся больших высот в спорте, искусстве, кино люди в конце своей карьеры оказываются одинокими и забытыми. Делая успешную карьеру, трудно находить время для семьи и детей. А если посвящать жизнь детям, не хватит времени на работу.

Но можно ли совмещать все: и карьеру, и семью, и детей, и здоровье? Можно, если не требуешь, чтобы все сосуды были полными до краев. Надо определить приоритеты собственной жизни, и для каждого человека они свои.

Главное – понять, в чем они, и тогда человек чувствует гармонию, которую принято называть человеческим счастьем.