Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2006


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУРЬЕЗЫ

НЕ ОБИЖАЙТЕ ЧУДАКОВ!

Английский психолог Дэвид Уикс коллекционирует чудаков. Он познакомился примерно с тысячей своих соотечественников, эксцентричное поведение которых вызывает удивление и насмешки окружающих. Среди этой тысячи такие оригиналы, как, например, поклонники Робина Гуда, постоянно носящие с собой лук и стрелы. Или человек, устроивший у себя в полу люк, наподобие театрального. Если какой-нибудь гость чересчур засидится, нажатием кнопки можно отправить его в подвал, либо самому туда скрыться. Есть в «коллекции» и любитель лягушек, всегда имеющий в кармане двух-трех земноводных.
Наследник британской короны принц Чарльз, по заключению Уикса, — «классический британский эксцентрик, которого сковывают ответственность и общественное положение». Принц не стесняется в высказываниях и по многим вопросам имеет весьма оригинальные суждения. О его эксцентричности свидетельствуют также склонность к альтернативной медицине и сеансы медитации, проведенные им в пустыне Калахари.
Впрочем, принцу есть на кого равняться. Помимо известных эксцентриков — его отца и дяди, у него был еще один дальний родственник Э. Джеймс, слывший большим оригиналом. Он построил замок, двери которого ни во что не выходили, а лестницы никуда не вели...
Уикс подчеркивает, что среди чудаков много изобретателей, и одна компьютерная фирма уже заинтересовалась некоторыми идеями «раскопанных» психологом изобретателей-одиночек. Хотя эти оригиналы могут показаться сумасшедшими, на самом деле из подробно обследованных 150 чудаков лишь один оказался психически ненормальным. Люди со странными увлечениями, возможно, на самом деле здоровее среднего англичанина. Во всяком случае, продолжительность жизни чудаков выше средней. «Это счастливые, творческие натуры, до глубокой старости сохраняющие способность удивляться и чувство юмора. Они почти не подвержены стрессу», — говорит психолог.

МАГИЯ КОНТРАСТА

В человеческом восприятии важную роль играет принцип контраста, который влияет на то, какой мы видим разницу между двумя вещами, представленными одна за другой. Проще говоря, если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Поэтому, если мы сначала поднимем тяжелый предмет, а затем — легкий, мы будем оценивать второй предмет как более легкий, чем если бы подняли его, не пытаясь сначала поднять тяжелый.
Принцип контраста применим практически ко всем видам восприятия. Если на вечеринке мы беседуем с особой весьма непривлекательной наружности, а затем к нам подходит дама самой обычной, заурядной внешности, то вторая может показаться нам просто красавицей.
Даже не подозревая о существовании этого психологического закона, многие люди интуитивно используют его в своей житейской практике. Во многих учебниках по социальной психологии в качестве примера приводится интересное письмо одной американской студентки своим родителям.

Дорогие мама и папа!
С тех пор как я уехала в колледж, я была небрежна в написании писем. Я сожалею о том, что была невнимательна, и о том, что не писала до сих пор. Я сообщу вам сейчас обо всем, что произошло, но перед тем как вы продолжите чтение, пожалуйста, сядьте. Вы не будете читать дальше, пока не сядете, хорошо?
Ну, сейчас я чувствую себя вполне хорошо. Перелом черепа и сотрясение мозга, которые я получила, когда выпрыгнула из окна своего общежития в тот момент, когда там случился пожар вскоре после моего приезда сюда, теперь почти вылечены. Я провела две недели в больнице и теперь могу видеть почти нормально, и сильные головные боли беспокоят меня не чаще, чем пару раз в день. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел дежурный автозаправочной станции, расположенной рядом с общежитием, и именно он позвонил пожарным и вызвал скорую помощь. Кроме того, он навещал меня в больнице, и поскольку мне было негде жить после пожара, он был достаточно добр, чтобы предложить мне разделить с ним его комнату. В действительности это полуподвальная комната, но она довольно мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться. Мы пока не назначили точную дату, но собираемся сыграть свадьбу до того, как моя беременность станет заметна.
Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали меня в детстве. Причина задержки заключения нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, которая мешает нам сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объятиями. Он, правда, принадлежит к не очень популярному национальному меньшинству, но вы же не расисты, правда? Он добрый и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый.
Теперь, после того как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга. Однако после недавней сессии у меня неважные оценки по истории и химии и я хочу, чтобы вы смотрели на это с мудростью и снисходительностью.

Ваша любящая дочь
Шарон.

Возможно, Шарон не сильна в химии, но по психологии она заслуживает пятерки.

ИЛЛЮЗИЯ ВЫГОДЫ

В середине «бурных 60-х» один из активистов лево-радикального молодежного движения США Абби Хофман в одночасье прославился на весь мир, сумев буквально легким движением руки парализовать работу Нью-Йоркской фондовой биржи. Как известно, в этой святая святых мирового бизнеса есть «гостевая галерея» — возвышающийся над общим залом балкон, куда любой желающий может за небольшую плату попасть и наблюдать воочию завораживающую активность крупнейшей биржи мира. В 1967 году, без всяких затруднений проникнув на этот балкон, Хофман и несколько его товарищей принялись веером разбрасывать пачки однодолларовых банкнот над головами брокеров. Своим вызывающим жестом радикал Хофман желал продемонстрировать, сколь уродлив и безумен мир наживы. И это ему блестяще удалось! Вмиг позабыв о миллионных сделках, сотни брокеров кинулись ловить просыпавшийся на их головы «золотой дождь». Понадобилось немалое время, чтобы успокоить обезумевшую толпу и вернуть работу биржи в нормальное русло.
Так, потратив всего несколько сотен долларов, мало кому дотоле известный бунтарь сумел сделать себе громкое имя и войти в историю. Но особый интерес представляет не столько его выходка, сколько поведение окружающих. Тонкий психолог, Хофман сумел ловко сыграть на тех чувствительных струнках, которые есть в душе любого из нас и которые заставляют нас порой вести себя не более разумно, чем толпа нью-йоркских дельцов под долларовым дождем.
Задумаемся: что представляет собой один доллар, пускай даже пять или десять, в сравнении с теми доходами, которые обещает удачная сделка на бирже? Если предложить любому брокеру отвлечься от своего прибыльного дела и взамен него заняться другим ради приобретения пары долларов, то любой здравомыслящий человек скорее всего поднимет вас на смех — слишком несопоставимы масштабы ожидаемой выгоды! Однако в реальной жизни здравомыслие любому из нас постоянно отказывает — мелкая выгода, привлекшая наше внимание своей доступностью, заставляет отвернуться от серьезного дела, а то и вовсе его забросить.
Эту нашу слабость невольно провоцируют всевозможные «учебники успеха», призывающие больше доверять своим чувствам. «Следуйте призывам внутреннего голоса!», «Доверьтесь безотчетному импульсу!» — такими призывами пестрят многие руководства по ведению дел и построению карьеры. Как показывает впечатляющий пример почти полувековой давности, безотчетные импульсы порой совершенно неконструктивны и приводят к плачевным итогам. Не давая себе труда задуматься над масштабом ожидаемой выгоды, мы нередко безоглядно бросаемся за мелкими приобретениями, упуская из виду крупные.
Существует закономерность, хорошо известная как «принцип Парето»: 20% наших усилий обеспечивают 80% наших достижений, тогда как остальные 80% времени и энергии уходят на добывание всего лишь 20% нашего успеха. Не потому ли это происходит, что львиную долю своей активности мы направляем, движимые безотчетным импульсом, на малодостойные предметы?
Наверное, успех в любой деятельности во многом определяется умением разделять срочное и главное, блестящее и золотое. Планируя любое начинание, недопустимо действовать второпях, по первому побуждению. Необходимо предусмотрительно выстроить иерархию своих целей по степени их важности в сопоставлении с возможными затратами на их достижение. Иначе мы, подобно незадачливым нью-йоркским брокерам, рискуем выставить себя на посмешище.

ИСПЫТАНИЕ ОТПУСКОМ

Все мы стремимся в отпуск, чтобы восстановить подрастраченные силы — физические и душевные, ну и, разумеется, интеллектуальные. Нередко приходится слышать: «Голова совсем не соображает — пора в отпуск». По мнению немецкого психолога Зигфрида Лерла, это опасное заблуждение. Так, по крайней мере, явствует из недавно обнародованного им сенсационного открытия. Доктор Лерл, профессор медицинской психологии в г. Эрланген, много лет изучает проблему умственных способностей. Принято считать, что интеллектуальный коэффициент взрослого человека — это относительно стабильный показатель. Иногда, правда, может наблюдаться некоторое его снижение (на несколько баллов) в силу разных причин, в первую очередь — усталости. Доктор Лерл, напротив, утверждает: люди глупеют в результате отдыха. Ученый измерил IQ нескольких десятков добровольных испытуемых перед их уходом в отпуск, а затем — по возвращении из отпуска. Оказалось: три недели безделья снижают интеллектуальный коэффициент в среднем на 20 баллов. По мнению психолога, длительное расслабление и отказ от интеллектуальной деятельности приводят к утрате навыков концентрации, снижению способности находить решения проблем. Он советует отпускникам не «отключаться» всецело, а уделять хотя бы некоторое время таким играм, как шахматы или бридж, требующим умственного напряжения. Но самое лучшее — специальные упражнения для тренировки мозга.
Впрочем, тут-то, похоже, и таится секрет «сенсационного» открытия. Дело в том, что доктор Лерл успешно совмещает амплуа ученого и бизнесмена. Он является президентом Ассоциации тренировки мозга, автором соответствующих упражнений и ведущим специальных тренингов. Трудно сказать, как новые данные повлияют на поведение миллионов отпускников, однако клиентура предприимчивого психолога увеличилась изрядно.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ... НО НЕ БОЛЬШЕ!

Все мы считаем себя людьми разумными и здравомыслящими, способными на трезвые логичные решения. И при этом практически не отдаем себе отчета, что многие наши решения лишены всякой логики.
Представьте, что перед вами два сосуда. В одном находится 1 белый шарик и 9 красных, в другом — 10 белых и 90 красных. Вслепую запустив руку в один из сосудов, вы можете вытянуть один шарик, и если вам достанется белый, вы получите крупный денежный приз. В каком из сосудов вы пожелаете испытать удачу?
Психологи, предъявлявшие испытуемым эту элементарную логическую задачу, были поражены парадоксальным результатом. Большинство отвечавших с уверенностью указали на сосуд, содержавший 10 белых шариков, более того — готовы были биться об заклад, что их выбор с гораздо большей вероятностью ведет к успеху. Хотя на самом деле вероятность в обоих случаях одинакова — 10%, и вычислить ее под силу даже не самому одаренному восьмикласснику. Мы же вопреки всякой логике безотчетно убеждены, что один единственный шарик достанем с меньшей вероятностью, чем один из десяти.
К таким безоглядным скоропалительным решениям нас постоянно подталкивает целая армия мастеров рекламы и PR, и мы очень часто идем у них на поводу. И только по зрелом размышлении понимаем: если немножко подумать и трезво все взвесить, можно было бы избежать многих нерациональных шагов.
Впрочем, как выясняется, и логическое размышление — это тоже палка о двух концах. Случалось ли с вами, что вы долго и всесторонне обдумывали какую-то проблему и в итоге окончательно запутывались? Иной раз и безупречная логика может привести к негативному результату.
Это заключение может показаться неожиданным, но оно было подтверждено многими психологическими исследованиями. Американские психологи П. Уилсон и В. Шулер просили две группы студентов ознакомиться с описаниями лекционных курсов и мнениями других студентов об этих курсах, а потом указать вероятность, с которой они сами начали бы посещать эти курсы. (Объективно все курсы были весьма интересными и полезными.) Одна группа просто выносила свое суждение, тогда как от другой требовалось его обосновать, логически аргументировать. Результаты показали, что студенты из групп «глубокого размышления» с меньшей вероятностью принимали положительное решение — записаться и действительно посещать наиболее популярные курсы.
Оказывается, в некоторых случаях слишком усердное размышление может привести к серьезным ошибкам и упущениям. Да, попытки размышлять систематично и рационально о важных вещах имеют огромное значение; такая работа с большой затратой усилий часто действительно дает более правильные решения, чем манера «рубить сплеча». Но и с тщательным размышлением, как и со всем остальным, можно переусердствовать, в результате мы получаем путаницу и хаос.

КАК ВЕЛИКА МЕЛКАЯ МОНЕТА?

Казалось бы, предметы окружающего мира мы воспринимаем вполне объективно, умеем довольно точно оценить размеры, расстояния и промежутки. Однако, как показали исследования, наше видение мира во многом обусловлено представлениями, навязанными нам обществом.
Еще в начале прошлого века группа ученых исследовала особенности восприятия формы и размера. В качестве эталона была выбрана копеечная монета. Детям предлагались несколько бумажных кружков, незначительно различавшихся по величине. Требовалось выбрать кружок, диаметр которого соответствовал диаметру копейки. По сути дела, изучалась точность восприятия размера. Но полученные результаты дали повод для размышлений, далеко выходящих за рамки психофизики.
Прежде чем с ними ознакомиться, попробуйте сами провести подобный простой опыт. Попросите кого-нибудь из друзей в порядке испытания глазомера оценить диаметр современной копеечной монеты. Можете смело биться об заклад, что ответ будет неверный. Типичный ответ тех, кто никогда из любопытства не измерял копейку, — 10 миллиметров. 12 миллиметров называют крайне редко. Правильный же ответ — 15 миллиметров — встречается с недоверием и с требованием сейчас же произвести замер. Поразительно, что диаметр копейки никогда не преувеличивается. Почему? На этом примере видно, как трудно отделить один из признаков хорошо известного нам явления от других его характеристик. Пытаясь оценить диаметр копеечной монеты, мы одновременно актуализируем наши знания о ее покупательной способности, столь ничтожно малой, что мы невольно распространяем эту малость и на ее физические свойства.
А что же обнаружили психологи столетие назад? Оказалось, что дети из небогатых семей при выборе всегда указывали на кружок покрупнее. Ведь в их сознании даже копейка обладала немалой ценностью. А вот дети из обеспеченных семей выбирали кружок помельче: копейку они воспринимали в буквальном смысле слова как мелочь.

Информацию собрал
Сергей СТЕПАНОВ