Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2006


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

И в шутку, и всерьез

Профессия психолога до безобразия серьезная. Ну еще бы — такая ответственность: знать, как правильно, а как неправильно... А вы пробовали посмеяться над тем, что на данный момент и серьезно, и важно? А посмеяться вместе с клиентом, на время расставшись с маской «непробиваемого» авторитета?

Смех не только снимает обоюдное напряжение и помогает быстро установить доверительные отношения, он позволяет довести проблемную ситуацию до абсурда и таким образом достаточно безопасно ее «отыграть». Здесь на помощь психологу приходят такие всем известные жанры, как частушки, анекдоты, черный юмор (садистские стишки и рассказы). Эти жанры детского и взрослого фольклора служили в качестве психотерапевтического материала еще тогда, когда профессии психолога не было и в помине.

Если девушка переживала нерешительность своего жениха, то пропевала свою тревогу частушками:

Меня милый не цалует,
Ах какой он молодец.
Свои губы бережет он
На домашний холодец.

А вот один из очень старых анекдотов, иллюстрирующих демонстративное поведение, целью которого является обращение на себя внимания:

ЫИдет по лесу заяц, на дереве висит волк, за ногу привязан.

— Волк, ты что делаешь?

— Вешаюсь.

— А почему за ногу? За шею надо.

— Я пробовал, дышать нечем.

Такой анекдот просто находка при работе с подростками и их родителями.

Не меньший интерес представляют различные образцы черного юмора. Это просто психотерапевтический кладезь.

У одной девочки была сиреневая кофточка. Как девочка наденет кофточку — кофточка начинает девочку душить! Девочка пожаловалась маме, и мама купила девочке новую кофточку, а старую выбросила на помойку. И в самом деле — нельзя же девочке десять лет в одной кофточке ходить!

Существует множество путей использования юмористического жанра в работе с клиентом, парами и группой. Вот некоторые из них:

1. Психолог (член группы) рассказывает анекдот (страшилку и т.п.), а членам группы необходимо дать обратную связь: «О чем он?»

2. Психолог предлагает клиенту или группе придумать частушки (садисткие стишки) на обсуждаему тему. При работе в группе каждый может придумать по строке, а затем прочитать или пропеть их. Можно поделить группу на подгруппы и устроить песенное соревнование.

3. Психолог предлагает клиенту или членам группы шутливые зачины на карточках (в зависимости от проблематики), к которым необходимо придумать продолжение. Например: садисткие стишки — «Маленький мальчик долго мечтал...», «Мальчик в квартире нашел...»; анекдоты — «Однажды пришел муж домой, а там...», «Получил Штирлиц шифровку...»; частушки – «Милый лезет целоваться, говорю: потом, потом...», «С неба звездочка упала на кривую линию...». Готовые формы зачитываются или пропеваются, а затем обсуждаются.

4. Частушки или садисткие стишки составляются из фраз конкретного клиента или членов группы, которые психолог помечает себе в процессе работы.

5. Придумывание анекдота непосредственно по проблемной (реальной) ситуации.

6. Психолог предлагает клиенту или членам группы завести «Смеховик». Это такой дневник, в который каждый будет вписывать смешные стихи, анекдоты и выражения по своей проблематике. Чем больше — тем лучше.

Рекомендую в копилку «несерьезного» психолога некоторые опробованные (надежные и валидные) анекдоты и страшилки, которые он может включать в качестве метафоры как в тренинговые занятия, так и в индивидуальные консультации.

В случае работы с неадекватной самооценкой

У Воробья спрашивают:

– Ты орел?

– Орел!!!

– А почему такой маленький?

– Болел в детстве.

 

Идет слон в штанах, навстречу ему муравей.

– Слон, сними-ка штаны.

– Зачем?

– Ну сними, сними...

Слон снял брюки, разложил их на траве. Муравей долго ползал по ним, смотрел, а потом и говорит:

– Да, слон, можешь надевать, мои с кармашками были.

***

Червяк, проползая вокруг травинки, неожиданно увидел другого червяка, неописуемо красивого, и тут же без памяти влюбился.

– Выходи за меня замуж! — страстно воскликнул он. — Только ты можешь меня осчастливить!

– Заткнись лучше, старый дурак! — ответил объект его страсти. — Я твой другой конец.

С целью профилактики
Нарушения поведения

Маленький мальчик в школу бежал,
Вдруг поскользнулся и в лужу упал.
Быстрым теченьем его подхватило,
Тут же в канаву сточную смыло.
Счастлив директор Сан Саныч Ботанов –
Нет в его школе теперь хулиганов.

***

Весело дети в детсаде живут,
Весело дети песни поют.
А на ветвях развешаны в ряд
Несколько плохо поющих ребят.

Дурные привычки и зависимости

Маленький мальчик компьютер купил.
День поиграл — и теперь он дебил.

***

Мальчик конфету нашел под ногами.
(Яд в шоколад был подмешан врагами).
Взял, откусил — и мальчонки не стало...
Не поднимайте с земли что попало!

***

Мальчик однажды у речки курил,
Вдруг проглотил малыша крокыодил.
Бедного зверя неделю тошнило...
Брось же курить — пожалей крокодила!

При работе с родителями

Маленький мальчик шутки любил –
Папе лягушку в постель подложил.
Ночью ребенка змея укусила –
Мама покруче над ним подшутила.

***

Маленький мальчик диск подчищал,
Папины файлы тихонько стирал.
Папа недолго сердился на сына
И застрелил его из карабина.

Отношения сиблингов

Аленушка братца любила до слез
И, чтобы козленком мальчишка не рос,
Сестрица насыпала в лужицу яд...
Отбросил копыта единственный брат.

Помимо использования готовых анекдотов и страшилок, психолог может предложить клиенту сочинить на проблемную тему свои собственные частушки, садистские стишки или анекдоты. Главное условие — наличие чувства юмора и готовность к творчеству с обеих сторон.

Негрустных вам консультаций и тренингов!

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск
sakovich@academy.edu.by

 


Рекомендуемая литература

Троицкий Е. Детские страшилки. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.

Трыкова О.Ю. Детский фольклор. — Ярославль: Лия, 1998.

Успенский Э., Усачев А. Самые страшные ужасы. В 4 т. — М.: Планета детства, 2000.