Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Практическая психодиагностика

Н.А. Государев
М.: Ось-89, 2006

Для потенциального читателя любая рецензия служит (разумеется, со скидкой на субъективный вкус ее автора) более или менее ценным ориентиром, позволяющим решить, насколько данная книга может быть ему, читателю, интересна и полезна, заслуживает ли она приобретения и прочтения. Соответственно, и содержание рецензий варьирует от настоятельной рекомендации не пропустить ценную новинку до предостережения от напрасной траты времени и денег.
В этой системе координат написать рецензию на книгу Н.А. Государева оказывается очень непросто, поскольку о ней с равным основанием можно сказать и то, и другое. Оригинальность мысли автора, его широчайшая эрудиция и хороший слог делают его произведение чрезвычайно интересным и занимательным — наверняка многие, у кого эта книга окажется в руках, прочтут ее на одном дыхании и потом еще не раз будут возвращаться к особо запомнившимся страницам. С другой стороны, читатель, интересующийся проблемами психодиагностики, особенно в ее прикладном, практическом аспекте (на что недвусмысленно указывает название), рискует с огорчением обнаружить, что проку от книги нет никакого — воспользоваться идеями автора в своей профессиональной деятельности или в повседневной жизни практически невозможно. Приобретение данного издания гарантирует пару часов увлекательного чтения, но возлагать на нее какие-то иные надежды было бы безосновательно.
Начать с того, что содержание совершенно не соответствует названию. Почему-то считается, что упоминание о практичности книги неизбежно повышает спрос на нее (вероятно, не за горами появление трудов по практической анатомии и практической алгебре). Так вот, перед нами очередная «морская свинка» (которая на поверку совсем не морская и отнюдь не свинка, хотя зверек по-своему очень милый). На самом деле перед нами основательный труд по проблемам характерологии, достойно продолжающий давнюю традицию, заложенную еще Теофрастом.
Судя по всему, многолетние психологические штудии автора (а ссылки на именитых психологов встречаются здесь часто) привели его к созданию собственной типологии характеров — сколь оригинальной, столь и спорной — по крайней мере, не менее, а то и более уязвимой для критики, чем любая попытка типологизировать человеческую индивидуальность. Описание соответствующих типов автор обильно иллюстрирует житейскими, историческими и литературными примерами, составляющими, пожалуй, наиболее занимательную часть повествования. (Правда, примеры эти автор, вероятно, коллекционирует много лет, и некоторые из них откровенно отдают нафталином.) Что же касается диагностических притязаний автора, то сопоставление реальных людей с выделенными им типами представляется занятием малопродуктивным.
Так или иначе, если вы поверили аннотации, обещающей «расширение психодиагностического кругозора психолога», оставьте эту надежду. Но если вы хотите скоротать вечерок за чтением чего-нибудь полегче Монтеня, но посерьезнее Лукьяненко, — останетесь довольны.

Сергей СТЕПАНОВ