Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2006


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Использование арт-терапевтических техник
в работе с подростками

Методический тренинг для педагогов-психолов и социальных педагогов

Цель: расширить представления педагогов-психологов и социальных педагогов об использовании арт-терапевтических техник в работе с подростками. Предоставить возможность прочувствовать на собственном опыте действенность этих техник. Создать психологически комфортные условия для снятия психоэмоционального напряжения у специалистов помогающих профессий.

Раздаточный и демонстрационный материал: грим, вата, средство для снятия грима, карандаши для макияжа, карточки-задания с ролями участников племени, диск «Музыка африканских барабанов», белые листы для рисования, пастель, материал для строительства моста (книги).

Ориентировочная продолжительность: 3–4 часа.

ХОД ТРЕНИНГА

1-я ЧАСТЬ

Упражнение «Автограф на память»

Все участники семинара представляются и, выбрав наиболее понравившийся им цвет пастели, обводят свои ладони на листочках как приветствие всем участникам занятия и ставят автограф.

Упражнение «Представьте себе...»

Ведущий. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, обратите внимание на свое дыхание... Ваше дыхание ровное, тело расслаблено... Представьте себя в том месте, где вам наиболее комфортно... Осмотрите это место. Какое оно? А теперь вспомните, когда вы впервые почувствовали себя успешным? Какие ощущения вызвало это в вашем теле? На что похож ваш успех? Что это за образ? Рассмотрите его... Какой он? Поприветствуйте его. Посмотрите на его реакцию... Постарайтесь вступить с ним в диалог — возможно, вам есть что сказать друг другу... А теперь поблагодарите свой успех, вам пора возвращаться. На счет «три» вы снова окажетесь в комнате. Раз, два, три... Откройте глаза, вы можете пошевелить руками, потянуться.

(Затем ведущий предлагает изобразить успех с помощью невербальных средств выразительности: мимики и жестов.)

Упражнение «Сила моего желания»

Ведущий. Успех часто связан с нашей самореализацией, а также с силой нашего желания. Покажите с помощью рук, насколько сильно ваше желание самореализоваться. (Каждый показывает свой вариант.) Сила вашего желания — это домик. Сейчас у вас есть возможность нарисовать свои «домики желания». Возьмите из предложенного набора (карандаши, пастель, гелевые ручки) то, к чему потянется ваша рука, и поместите на ладошку автограф — свой «домик желания»... Доверьтесь руке, рука знает, что делать. (Пока участники рисуют — звучит музыка.)

Упражнение «Энергия желания»

Ведущий. А сейчас еще раз посмотрите на творение своих рук — на ладошку с «домиком желания». Приложите свою ладонь к щеке и почувствуйте энергию, которая есть в вашем желании... Какие ощущения она у вас вызывает? Сожмите ладонь и поднесите ее к губам, мысленно проговорите то, чего вы хотите. Разожмите ладонь и дайте своему желанию свободу... Помогите ему взлететь, легонько сдуйте его с ладошки.

Рефлексия

Ведущий. Теперь вы можете поделиться с группой своими ощущениями, чувствами, которые вызвали у вас выполненные задания.

Затем ведущий предлагает участникам высказать свои предложения по использованию данной части тренинга в работе с подростками. Затем перерыв на 10 минут.

2-я ЧАСТЬ

Упражнение «Распределение ролей»

Ведущий. Сегодня я предлагаю вам еще одну из арт-терапевтических техник, которую можно использовать в работе с подростками.

Но для начала нам необходимо разделиться на две подгруппы, для этого надо рассчитаться на первый-второй. Первые номера — это гримеры, а вторые — племя туземцев. У второй группы есть возможность поменяться с кем-то из первой, кто не готов к сюрпризам и перевоплощениям. Кто хотел бы это сделать? Кто из подгруппы гримеров готов поменяться местами с тем, кто выразил желание быть в подгруппе туземцев?

Я прошу первые номера выбрать по одной карточке, где указаны роль и краткая характеристика одного из представителей племени (содержание карточек см. в приложении). Теперь выберите, кому из второй подгруппы, по вашему мнению, больше подходит роль, написанная на карточке. Представьте себе, как выглядит лицо этого человека.

Упражнение «Маски племени»

Ведущий. Сейчас гримеры помогут представителям племени преобразиться. Вам предстоит нанести грим на их лица в соответствии с теми ролями, которые написаны на карточке у вас в руках, и вашим видением этого образа. Помните, что это туземцы, которые имеют свои традиции и табу. (Время — до 10 минут.)

Упражнение «Танец племени»

Ведущий. Уважаемые туземцы, пришло время узнать, кто же вы. Гримеры, озвучьте, пожалуйста, карточки своим партнерам. Чтобы туземцы смогли войти в образ, я предлагаю им познакомиться со своей ролью поближе и попробовать ее выразить в танце под африканские барабаны. (Включается музыка, и в течение 5 минут идет танец племени.)

Игра «Возведение моста в Африке»

Ведущий. Теперь давайте познакомимся с заданием. Я прошу выйти в коридор первые номера, которые станут у нас теперь инженерами.

Задание для инженеров. Вы приехали в Африку для строительства моста через очень бурную реку. На этой реке каждую весну сносит мост, поэтому к вам и обратилось правительство с таким заказом. Самим вам не справиться со стройкой, и ваша задача — привлечь к ней туземцев. но язык туземцев сложен, и вы его не знаете. Мост вы строите из книг, складывая их в следующем порядке: — / — / — / , время на постройку моста — 15 минут. Я прошу вас дать мне время, чтобы подготовить туземцев к встрече с вами.

Задание для племени. Уважаемые представители племени! К вам в Африку приехали инженеры для строительства моста через неспокойную реку, на которой ваше племя каждый год весной строит мост. Вы не понимаете речей инженеров, у вас в племени есть строгие правила и табу (запреты):

1. Каждые 20 секунд вы молитесь богам Реки, Ветра, Солнца.

2. Женщины племени не должны ничего брать из рук чужеземцев.

3. Вождь строго следит за своими соплеменниками и выполнением правил.

4. Жрец следит за выполнением ритуалов по времени.

Итак, племя живет своей обычной жизнью... Но вот на поляне появились неожиданные гости... Встречайте их.

(Время на обыгрывание — 15 минут. В процессе обыгрывания ведущий следит за состоянием участников племени и инженерами. Если возникает ситуация, когда действие увлекает и начинает принимать деструктивный характер, ведущий дает сигнал к остановке игры. Он напоминает, что это всего лишь игра или что она подошла к концу.)

Снятие грима. Грим снимает тот же гример, что и наносил его.

Снятие ролей. Снятие ролей происходит в тех же парах. При этом участники кладут друг другу руки на плечи и произносят: «Здесь и теперь ты не... (роль), ты ...» (имя).

Рефлексия

Ведущий просит участников группы поделиться своими ощущениями, когда они были в роли. Затем он предлагает высказать свои мысли по поводу выполнения поставленной в игре «Возведение моста в Африке» задачи. Рассказать о правилах и табу в племени; о том, кто из инженеров сумел установить контакт с туземцами и каким образом ему это удалось; чья тактика вызвала неадекватные реакции у представителей племени.

После рефлексии ведущий предлагает участникам высказать свои предложения по использованию данной части тренинга в работе с подростками.

Упражнение «Пожелания в кругу»

Ведущий. Сейчас каждый из вас может пожелать друг другу то, что хотел бы пожелать самому себе. Всем спасибо за работу, мы закончили.

Ольга РУДЯКОВА,
методист по психолого-социальной работе
управления образования администрации
Советского района г. Волгограда

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки к игре

ВОЖДЬ
властный, сильный человек, умудренный опытом жизни
ЗОРКОЕ ОКО
(сын вождя) своенравный, любознательный, бойкий
ЖРЕЦ
консервативен, чужд нововведениям, с опасением относится к чужакам
УМНЕЙШИЙ
мыслитель, все анализирует, доверяет только своим убеждениям, своему опыту, ждет своего звездного часа
МАТЬ ПЛЕМЕНИ
зрелая женщина, воспитала не одно поколение детей, ее почитают в племени, она приглядывает за хозяйством племени
ВЕСЕННИЙ РУЧЕЕК
дочь вождя молодая, веселая, романтичная, ждет своего принца
ВЕЛИКИЙ ОХОТНИК
зоркий глаз, верная рука, добытчик племени, ухаживает за дочерью вождя
ЗНОЙНЫЙ ОГОНЬ женщина страстная, очень эмоциональная, не замужем, так как ее темперамент настораживает мужчин племени МАСТЕРИЦА
женщина замужняя,
умеет вести хозяйство,
шьет одежду, готовит еду, помогает всем молодым женам