Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2006


КНИГА В ГАЗЕТЕ

Александр ШУВАЛОВ,
кандидат психологических наук
Юлия ПОСТНИКОВА

ДЕТСКАЯ НЕРВНОСТЬ:
источники, проявления,
квалифицированная помощь

Детская нервность — явление настолько же распространенное, насколько сложное и многообразное по своим причинам и проявлениям. Она накладывает тень на жизнь ребенка, являясь источником непрекращающихся трудностей в общении, проблем в поведении и обучении. Зачисление в разряд «трудных» и неуспевающих не сулит снисхождений. Ребенок, со своей и без того пластичной и уязвимой натурой, может оказаться в эпицентре конфликтов, стать мишенью для критики и объектом для наказаний. А вечно спешащие и без того озабоченные взрослые, перепробовав все известные им из собственного детского опыта воспитательные меры и отчаявшись в поиске простых решений, идут за советом к педагогу-психологу. Часто к этому моменту проблема, воспринимаемая как непослушание и упрямство ребенка, уже сдобрена накопившимся родительским или учительским раздражением, разочарованием и растерянностью. Чтобы грамотно ответить на вопрос «что делать?», помочь взрослым обеспечить психологически адекватные условия развития и образования ребенка, необходимо ориентироваться в неоднородной картине детской нервности. Кратко рассмотрим ее специфические формы:

  Этиогенетический аспект Клинический аспект Рекомендации по оказанию
комплексной помощи
Психический инфантилизм
(психофизическая незрелость, которая при неправильном воспитании приводит
к задержке возрастной социализации)
В основе синдрома — недоразвитие эмоционально-волевой сферы и высших ориентационных функций (качеств «истинного ума»), связанное с задержкой развития лобных долей головного мозга. Возникает под воздействием врожденных конституционально-генетических и эндокринно-гормональных факторов, гипоксии или инфекционно-токсических вредностей в период беременности, асфиксии во время родов, тяжелых инфекционных болезней в первые месяцы жизни. Закрепляется и прогрессирует при эгоцентрическом или тревожно-мнительном стилях воспитания (изнеживание и гиперопека, искусственное отгораживание ребенка от естественных жизненных трудностей). Главный признак — поведение и суждения ребенка соответствуют более младшему возрасту. Описаны три варианта синдрома:

1. Истинный, или простой, инфантилизм: наивность, неприспособленность, уязвимость, жизнерадостность и доброжелательность в сочетании с безмятежностью, неосмотрительностью и неосторожностью. Трудности усвоения норм поведения и общения, выраженное преобладание «хочу» над «нельзя» и «надо». Страдает способность верно оценивать ситуацию, предвидеть последствия своих действий, прогнозировать ход развития событий. Богатая природная эмоциональность отличается поверхностностью, не достигая уровня зрелых чувств. При столкновении со школьной средой есть риск возникновения истерического невроза.

2. Общая психофизическая незрелость по инфантильному типу, гармонический инфантилизм: отставание не только психического, но и физического развития. Ребенок выглядит младше своего возраста: миниатюрен, хрупок, слаб, но при этом подвижен, грациозен и ловок. Чаще ласков и послушен. Спокойно принимает себя таким, какой он есть. Поэтому невроз маловероятен.

3. «Воспитанный инфантилизм» целиком обусловлен влиянием микросоциальных факторов: инфантилизация в воспитании, искусственная задержка возрастной социализации, закрепление неприспособленности к жизни. Ребенок растет эгоистичным, капризным, требовательным к окружению, но не к самому себе, что является предпосылкой формирования истерических черт характера. В отличие от пограничной задержки психического развития при психическом инфантилизме познавательная активность, параметры психоречевого и психомоторного развития соответствуют возрастным нормативам.

Консультации у психоневролога и эндокринолога. Лечение, направленное на укрепление и стимуляцию развития нервно-психической сферы: апилак, экстракт элеутерококка, настой крапивы (дозы и сроки приема по указаниям лечащего врача). Рекомендуются солнечные ванны и купания в морской воде, соблюдение режима сна и бодрствования, питания, в школьный период — занятий и отдыха. В воспитании главный акцент делается на социализации ребенка. Прививаются понятия «можно», «нельзя», «надо», «хорошо» и «плохо». Родителям необходимо терпеливо, опираясь на игровые формы, обучать ребенка жизненным навыкам, моделировать ситуации преодоления посильных трудностей, культивировать самостоятельность и положительно подкреплять успехи. Поощрять общение со сверстниками (а не с младшими детьми). Специально рассматривается вопрос о готовности ребенка к школе и сроке начала обучения.
Задержка
психического развития

(пограничная умственная отсталость)
В основе синдрома — задержка темпа психического развития и неравномерное недоразвитие интеллекта. Обусловлены неблагоприятным течением беременности с длительным кислородным голоданием плода и задержкой внутриутробного развития, асфиксией при родах, родовой травмой, инфекционными, наследственными заболеваниями ЦНС, дефектами органов чувств (слепота, глухота), тяжелыми соматическими заболеваниями и интоксикацией в раннем возрасте. Могут быть связаны с сенсорной и эмоциональной депривацией (феномен госпитализма), неправильным воспитанием (безнадзорность и крайняя степень педагогической запущенности). Проявляется в пограничной интеллектуальной недостаточности, при общей сохранности высших психических функций. В наибольшей степени страдают предпосылки интеллекта: рассеянное и неустойчивое внимание, недостаточность произвольной памяти, слабая психическая активность, быстрая истощаемость при умственной нагрузке. Наблюдается низкая познавательная мотивация, слабая произвольность в учебной деятельности, но при этом, в отличие от олигофрении, сохраняется способность к обучению. Такие дети отличаются ограниченностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, наивностью, внушаемостью и повышенной зависимостью от других людей. Они предпочитают ручной труд и механические, наглядные, конкретные виды деятельности, в которых легче добиваются успеха. Консультация у клинического психолога, психоневролога или детского психиатра. Лечение, направленное на укрепление и стимуляцию развития нервно-психической сферы: апилак, экстракт элеутерококка, настой двудомной крапивы, витамины группы «В» (особенно В6), улучшающие кровоснабжение головного мозга препараты (дозы и сроки приема по указаниям лечащего врача). В рационе питания необходимы мед, лимон, морковь, чеснок, лесная земляника и черника (если нет аллергических реакций). Массаж спины. Горячие ножные ванны с чайной ложкой сухой горчицы. В воспитании необходимо учить ребенка думать, с акцентом на развитии любознательности, внимательности и ориентировочных функций (способности видеть, наблюдать и понимать), поощрять трудолюбие и самостоятельность, формировать привычку завершать начатые дела.
Психолого-педагогическая коррекция направлена на интенсивную и кропотливую тренировку обучаемости: сначала ребенок выполняет задание вместе со взрослым, вникает в логику (принцип) решения задачи, потом пытается самостоятельно применить полученный опыт. Коррекционный эффект зависит от своевременности выявления отставания в развитии и начала занятий по его преодолению. Специально рассматриваются вопросы о сроках и программе обучения в школе.
Гипердинамический синдром
(синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
В основе синдрома — минимальная мозговая дисфункция, связанная с микроорганическими поражениями коры и подкорковых структур головного мозга и перевозбужденным состоянием ретикулярной формации. Возникает вследствие токсикоза беременности, внутриутробного кислородного голодания, резус-конфликта крови матери и плода, асфиксии, родовой травмы, нейроинфекции, тяжелых заболеваний в грудном и раннем возрасте. Проявляется с самого раннего возраста в беспокойстве, двигательной расторможенности и отвлекаемости внимания, склонности к перевозбуждению и импульсивности; позднее — в поверхностности интересов и непредсказуемости поступков. При более грубом поражении головного мозга возможна агрессивность. Таким детям больше всех грозит неприятие со стороны окружающих, что может спровоцировать у них ожесточение, протестное поведение и агрессивные реакции. Часто отмечается дизартрия и дисграфия. Пик проявления синдрома — 6–7 лет с обратным развитием в благоприятных условиях к 14–15 годам. При неправильном воспитании есть риск патохарактерологического развития личности («нажитой» психопатии). При неблагоприятном течении ухудшение ситуации приходится на 11–13 лет. Консультация у психоневролога. Комплексное биологическое лечение: дегидрация, витаминотерапия, применение психостимуляторов, улучшающих обмен веществ в мозговой ткани, насыщающих мозг кислородом и повышающих его энергетику (дозы и сроки приема по указаниям лечащего врача). Родителям и педагогам следует направлять и организовывать двигательную активность ребенка, придавать ей цель и смысл, тренировать произвольное внимание, усидчивость и самоконтроль, прививать дисциплинарные нормы и правила поведения, привычку соблюдать распорядок дня и доводить начатое дело до конца. Рекомендуются игры со сверстниками, которые имеют ясную цель, четкие условия и подчинены общему плану.
Физическая активность и занятия спортом дадут возможность расходовать избыточную энергию. В воспитании необходимо определиться с приоритетами, отказаться от завышенных требований и сверхожиданий, быть терпеливыми, последовательными и непременно подмечать и поощрять личные достижения и успехи ребенка.
Гиподинамический синдром В основе синдрома — инертность психических процессов, обусловленная повреждениями подкорковых структур: ретикулярная формация оказывает недостаточную стимуляцию активности головного мозга. Источники те же, что и при гипердинамическом синдроме. Проявляется в выраженной заторможенности и вялости. Мышцы гипотонические, ослабленные. Ребенок неловок, неповоротлив, малоэмоционален, интеллектуально пассивен: его трудно чем-то заинтересовать или быстро переключить на новый вид деятельности. В результате своевременных и продуманных воспитательных воздействий к 10–13 годам у ребенка включается самостимуляция. Вследствие перенапряжения, постоянной критики и насмешек может развиться неврастения. Консультация у психоневролога. Комплексное биологическое лечение. Ребенка необходимо терпеливо побуждать к двигательной и познавательной активности, ободрять и тактично вовлекать в спортивные и занимательные игры, стимулирующие развитие интереса, ловкости и быстроты реакции. Рекомендуются туристические прогулки, экскурсии, катание на велосипеде и т.п. Диета поможет справиться с лишним весом.
Невропатия (врожденная детская нервность) В основе синдрома — нарушения функционирования гипоталамического отдела головного мозга, который регулирует жизнедеятельность организма. Обусловлены отклонениями внутриутробного развития: токсикозы второй половины беременности, заболевания, стрессы и тяжелые эмоциональные переживания будущей матери, угроза самопроизвольного прерывания беременности, гипоксия, асфиксия — в период родов. Различают два типа невропатии: возбудимый (двигательная расторможенность, подвижность, импульсивность, вспыльчивость, эгоистичность, неугомонность) и астенический (впечатлительность, ранимость, обидчивость, плаксивость, истощаемость). Встречаются смешанные варианты. Для страдающего невропатией ребенка характерны физический инфантилизм, соматическая ослабленность, склонность к аллергическим реакциям, недоразвитие ряда систем и функций организма, наличие экссудативно-катарального диатеза и вегетососудистой дистонии. Могут наблюдаться:
1. Нарушения сна: чуткость и беспокойность.
2. Нарушения вскармливания: отказ от груди с 1,5 месяцев, агрессивность (кусает грудь), усталость при кормлении, срыгивание, рвота. Плохой аппетит сохраняется до 7–8 лет.
3. Нарушения мочеиспускания и дефекации (учащенность или задержанность, ночной энурез, запоры).
4. Контрастность поведения: сочетания робости, боязливости и бесстрашия, отчаянной неосмотрительности, ранимости и конфликтности, вредности и бесхитростности, застенчивости и назойливости, истощаемости и сенсорного голода.
5. Эмоциональная нестабильность: переменчивость настроения.
6. Чрезвычайная подвижность.
7. Ускоренное психоречевое развитие и формирование ориентировочных функций.
8. Перевозбудимость вегетативной нервной системы, аллергическая предрасположенность и метеозависимость.
9. Сверхчувствительность («принцесса на горошине») и повышенная раздражительность.
10. Нарушение терморегуляции.
11. Предрасположенность к вредным привычкам. Возможны аффективно-респираторные приступы. В благоприятной обстановке состояние улучшается и нормализуется к 8–11 годам. При неблагоприятных микросоциальных условиях высок риск невротизации.
Консультация у психоневролога. По рекомендации врача: фитотерапия, релаксационный массаж, ванночки для ног с морской солью. Диета, ограничивающая потребление какао, шоколада, мяса, жареных, острых и пряных блюд. Невропатичный ребенок особенно нуждается в стабильной домашней обстановке, спокойном и сдержанном поведении близких, ровном и терпеливом отношении со стороны окружающих.
Рекомендуется не форсировать и без того ускоренное психическое развитие, а сосредоточить воспитательные усилия на приобретении навыков бесконфликтного и равноправного общения со сверстниками. Учитывая эмоциональную истощаемость ребенка, оберегать его от избыточных впечатлений и сильных переживаний, которые могут вызвать переутомление. Начать посещение детского сада в возрасте 5–6 лет.
Психогения (функциональные нервно-психические расстройства, при которых отсутствуют морфологические изменения в веществе головного мозга, его ликворных пространствах, оболочках и сосудах) В основе синдрома — нарушения специфически человеческих, субъективных, рассудочных форм деятельности. Возникают:
1) в результате переживания сверхострых психических травм;
2) под влиянием относительно слабых, но постоянно действующих психотравмирующих социокультурных факторов, порождающих внутренние конфликты (например, неблагоприятно складывающиеся взаимоотношения в семье, подавление природного темперамента ребенка неправильным воспитанием, неудачи, вызывающие насмешки и пренебрежение со стороны окружающих);
3) вследствие длительного нервного перенапряжения, истощающего психику (например, школьный невроз, обусловленный преждевременным началом обучения).
Различают два типа психогений:
1. Психореактивные состояния — срывы в функционировании коры головного мозга вследствие перенапряжения раздражительного и тормозного процессов. Развиваются в ответ на сильный эмоциональный стресс, связанный с непосредственным действием психогенного «удара», вызывающего шок, страх, тревогу, разочарование, обиду, гнев, подавленность и тоску. Протекают по древним механизмам «двигательной бури» или «мнимой смерти», сопровождаются временным регрессом психики. Предрасполагающими факторами являются психопатические черты характера, соматические заболевания, инфекции, интоксикация, авитаминоз, черепно-мозговые травмы, вегетативная дистония, длительная бессонница. Отличительные критерии: определяющая роль психотравмирующего фактора в возникновении, картине и течении болезненного состояния; психологически понятная связь между психотравмирующей ситуацией и содержанием реакции; принципиальная обратимость расстройства.
2. Неврозы — нарушения интеграции в психической сфере, функциональная дезорганизация личности. Возникают в результате противоречий в особо значимых жизненных отношениях. Определяющую роль в клинической картине играет внутренний конфликт (столкновение позиций сознания и неосознаваемых установок, борьба социальных установок и темперамента, противостояние притязаний и неосознаваемой самооценки), порождающий тревогу, пессимизм, эмоциональную нестабильность и контрастность поведения, заостряющий инстинкт самосохранения до степени болезненного эгоцентризма и страха.

Типы невротических конфликтов:
Неврастенический конфликт: субъективные притязания («могу», «хочу») и социальные требования («надо») против подсознательной самооценки («не сумею», «не получится»); проблема «быть среди других».
Истерический конфликт: эгоистическое желание («хочу» или «не хочу») против социальных требований («нельзя» или «надо») и оценок («стыдно», «некрасиво»); проблема «быть собой среди других» с акцентом на «быть собой».
Обсессивно-психастенический конфликт: субъективное («хочу» или «должен») против субъективного («неприлично» или «опасно» и поэтому — «не надо»); проблема «быть собой».
Фобический конфликт: субъективное («хочу») и социальное («надо») против подсознательного («опасно» и «страшно»); проблема «быть». При неврастении ребенок испытывает чувство неприятия себя, недоверия своим способностям и возможностям, что порождает нерешительность, подавленность, беспомощность и замкнутость. В приспособлении к требованиям действительности доминируют установки: «я — слабый и ничего не могу», «я — болен и имею право на снисхождение, поэтому оставьте меня в покое». Неуверенность в себе, робость и низкая самооценка, вызывающие чувства стыда и вины, парализуют и изматывают ребенка: он быстро утомляется, становится пассивным, капитулирует перед трудностями и не пытается их преодолеть. Проявляется раздражительная слабость — чрезмерное реагирование по малозначительным поводам, ранимость, несдержанность эмоций, нетерпеливость, суетность, повышенная возбудимость и быстрая истощаемость.
При истерическом неврозе доминирует установка «все равно будет по-моему».
Средством освобождения или достижения желаемого является мнимая болезнь. Приспособление происходит путем воздействия неосознаваемой сферы психики на физиологические функции организма с воссозданием симптомов того или иного заболевания. Истерические реакции всегда на кого-то рассчитаны. При этом сам ребенок бывает искренне убежден, что он тяжело и хронически болен.
Обсессивный невроз (невроз навязчивых состояний, которые не подчиняются волевому регулированию) начинается с тревожной мнительности, склонности к навязчивым переживаниям: страх болезни, смерти, ошибки и несчастного случая.
Обостряется инстинкт самосохранения, все новое и неизвестное вызывает беспокойство и опасения. Приспособление к жизни происходит в форме стремления к сверхбезопасности и сверхконтролю. Проявляется в выработке навязчивых ритуальных действий, которые носят символически-защитный характер: предохраняют от возможных и мнимых угроз или являются неосознаваемым способом самонаказания за допущенную ошибку. Такие дети выделяются своей гиперсоциальностью: они дисциплинированны, педантично обязательны, тревожно осмотрительны.
К фобическому неврозу предрасположены дети со сниженным уровнем ориентации в окружающем мире, повышенной впечатлительностью и внушаемостью. Сильный испуг, воспринятый ребенком как прямая угроза жизни, провоцирует болезненное обострение инстинкта самосохранения, вызывает панические состояния и реакции.

Консультация у детского психиатра. Медикаментозное лечение: транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные, психовегетативные препараты (состав препаратов, дозы и сроки приема по указаниям лечащего врача). Психокоррекция направлена на вскрытие источников психотравмирующих переживаний, выявление неосознава емых установок и внутреннего конфликта, отреагирование аффектов, формирование и подкрепление конкурирующих здоровых убеждений, помощь в достижении успехов в общении, игре и учебе, культивирование уверенности в себе, устранение чувства страха, несостоятельности и тревожного эгоцентризма. Наиболее адекватными средствами психологической помощи ребенку являются доверительная и воодушевляющая беседа, игровые методы (например, ребенок рисует и символически уничтожает предмет своих страхов или обыгрывает вместе со взрослым пугающие и травмирующие ситуации) и умственное воспитание (объяснение того, что вызывает сомнения, опасения и страх). Необходимыми условиями являются инструктирование родителей и педагогов, нормализация родительско-детских отношений.
Вредные привычки (сосать пальцы, язык, одежду, постельное белье, грызть ногти и кожу пальцев, теребить мочку уха, наматывать на палец и выдергивать волосы, качать головой, ерзать на стуле; мастурбация) Возникают в раннем возрасте и связаны:
1) с задержкой созревания тех или иных функциональных систем детского организма;
2) неправильным родительским отношением и уходом за ребенком: жесткое воспитание по гиперсоциальному типу или по типу неприятия; тревожно-мнительное воспитание; сенсорная и эмоциональная депривация; социальная депривация и педагогическая запущенность (недостатки воспитания в части привития культурных навыков);
3) с минимальной мозговой дисфункцией и повышенным внутричерепным давлением у ребенка;
4) с врожденной детской нервностью и невротизацией.
В зависимости от порождающих их причин, вредные привычки представляют собой:
1) самостимуляцию, вынужденную замену необходимых организму ритмических движений, способствующих дозреванию и синхронизации биоритмов мозга;
2) компенсацию недостатка материнского внимания, понимания, заботы и ласки;
3) компенсацию недостатка впечатлений;
4) выражение тревоги, страха, неуверенности в себе, внутреннего психического перенапряжения и ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения;
5) выражение чувства вины и ритуал самонаказания.
Закрепившись, вредные привычки начинают отвлекать ребенка от процесса познания и угрожают инфантилизацией.
Консультация у психоневролога или детского психиатра. Медикаментозное лечение, направленное на устранение биологических предпосылок (по указанию врача). Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на это столько же времени, сколько она закреплялась. Не следует акцентировать воспитательные усилия на борьбе с вредной привычкой. Вместо критики, требований отказаться от навязчивых действий и наказаний за них (которые только усугубят положение), родителям прежде всего необходимо восстановить полноценное внимание к ребенку, позаботиться о его душевном комфорте. Следует проводить вместе больше времени, играя, занимая и воодушевляя его.
Пусть ребенок постоянно будет занят чем-то интересным и полезным для него. Рекомендуются танцы, прыжки со скакалкой, занятия спортом и подвижные игры с другими детьми. Нужно следить за гигиеной тела, коротко обрезать ногти, собирать и укладывать волосы. Воспитывать у ребенка оптимизм и уверенность в себе. Прививать «полезные привычки» — социально желательные навыки аккуратности, организованности и самоконтроля.

План-схема бесед педагога-психолога
с родителями и учителями начальной школы

1. Объяснить родителям, что

• на психологическое состояние и поведение ребенка накладывает отпечаток синдром ранней детской нервности;

• детская нервность не относится к тотальным психическим патологиям и потенциально обратима (!);

• особенности поведения и нервность по сути являются внешними и чуждыми по отношению к «Я» ребенка, но при неправильном отношении и воспитании могут отрицательно повлиять на развитие его личности;

• преодоление проблемы детской нервности — это длительный процесс, который потребует от старших членов семьи терпения, чуткости и кропотливой работы.

2. Убедиться в том, что ребенок наблюдается у психоневролога и получает необходимую медикаментозную помощь. В противном случае аргументированно рекомендовать консультацию профильного специалиста, так как без своевременного врачебного участия детская нервность может стать предпосылкой хронических нарушений физического и душевного здоровья.

3. Проанализировав стиль родительского (семейного) воспитания, помочь привести его в соответствие с особенностями и возможностями ребенка и оптимизировать родительско-детские отношения.

4. Дать общие психолого-профилактические рекомендации.

5. Для дошкольников — определить оптимальные сроки начала обучения в школе. Дать прогноз развития в ближайшем будущем, рассказать о рисках, инструктировать родителей о способах и средствах предупреждения и преодоления возможных поведенческих и школьных проблем.

6. Обсудить с учительницей природу (источники) особенного поведения ученика и необходимость адекватного педагогического подхода к нему: предъявлять ясные и конкретные требования, быть гибкой, терпимой и терпеливой, использовать тактику позитивного подкрепления, заботясь о мотивации учебной деятельности, положительно оценивать старание.

7. Помочь в организации согласованных учебно-воспитательных действий учителя и семьи.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Методы лечения ожирения». Интернет проект «Методы лечения ожирения» - это источник полезной информации о диетах, способах профилактики и борьбы с лишним весом. Большое количество статей и публикаций, представленных на страницах сайта интернет проекта «Методы лечения ожирения», будут полезны каждому человеку, желающему избавиться от жира или не допустить его появления. Посетить интернет проект «Методы лечения ожирения» можно по адресу http://www.metodu-lechenia.net/

Литература

1. Гарбузов В.И. Нервные дети. — Л.: Медицина, 1990.

2. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.

3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л.: Медицина, 1982.

4. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под. ред. С.Ю.Циркина. — СПб.: Питер, 1999.