Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2006


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

СЛУЖБЕ – БЫТЬ!

В № 6 (2006) «Школьного психолога» мы успели обрадовать наших читателей тем, что в Министерстве образования и науки РФ наконец-то решили уделить внимание психологической службе. Теперь мы предлагаем вашему вниманию интервью с Тамарой Юрьевной ФЕДОТОВОЙ, кандидатом психологических наук, консультантом отдела воспитания и дополнительного образования детей, которая курирует это направление в министерстве.

 

Тамара Юрьевна, создается впечатление, что служба практической психологии образования постепенно выходит из периода застоя, который возник после реорганизации Министерства образования. Что же изменилось и какие перспективы появились у российских психологов?

Этот двухлетний период был очень сложным для большинства психологов, работающих в системе образования. Если в прежнем министерстве вопросами развития службы практической психологии занимался специальный отдел, то в настоящее время эту работу координирует только один специалист, а когда нет команды, очень сложно решать проблемы целой службы.

Реорганизация привела к тому, что были утрачены отлаженные механизмы взаимодействия, которые раньше работали достаточно эффективно (например, в рамках межведомственных комиссий или рабочих групп). Но нельзя забывать, что еще год назад существовала серьезная опасность, что такое важное направление, как психологическая служба в системе образования, вообще не сохранится на уровне федерального министерства. В том, что это направление осталось, очень большая заслуга Игоря Михайловича Каманова, который в то время был единственным представителем психологов в новом министерстве.

Сейчас, в связи с принятием основополагающих программных и нормативно-правовых документов: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года», стало очевидным, что без психологического обеспечения все заявленные там серьезные изменения в образовании нельзя будет реализовать в полной мере.

Возьмем, например, предшкольное образование, которое своей основной целью ставит выравнивание стартовых возможностей всех детей дошкольного возраста. Здесь достаточно воспользоваться теми многочисленными и серьезными наработками, которые есть в арсенале российских психологов. Среди них готовые и уже апробированные развивающие программы, по которым работают психологи в школах и дошкольных учреждениях. Весь этот опыт обязательно нужно учитывать и внедрять в практику.

Другой пример. Среди приоритетных направлений развития образования выделены предпрофильное и профильное обучение, которое активно внедряется сейчас в образовательных учреждениях многих субъектов Российской Федерации. А ведь сопровождение детей 8–9-х классов, оказание им помощи в профессиональном самоопределении, выборе профиля обучения – непосредственная задача психологов, которые имеют и опыт такой работы, и соответствующие программы.

В ряде регионов педагогами-психологами образовательных учреждений и специалистами ППМС-центров очень профессионально решаются вопросы психологического сопровождения ЕГЭ.

Поэтому сейчас можно уверенно говорить о том, что психологическая служба вновь становится востребованной. И во многих регионах России она не только сохраняется, но и развивается: открываются новые ППМС-центры, увеличивается количество педагогов-психологов в образовательных учреждениях, растет уровень их профессиональной компетентности. Здесь могут быть названы Архангельская, Белгородская, Курганская, Московская, Орловская, Псковская, Ростовская, Тюменская, Ярославская области, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровский край, республики Карелия, Саха (Якутия) и другие.

Есть ли точные данные о том, сколько сейчас педагогов-психологов в России?

Да, в 2005 году мы провели мониторинг развития службы. В настоящее время в системе образования Российской Федерации работает около 64 тысяч педагогов-психологов. А вот количество ППМС-центров сократилось. Если по данным мониторинга 2001 года было 850 учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, то в 2005 году эта цифра составила 740.

Было закрыто 110 учреждений. Особенно активно этот процесс начался с 1 января 2006 года. С одной стороны, это связано с переходом на нормативное подушевое финансирование учреждений образования, которое рядом регионов истолковано не совсем верно в отношении ППМС-центров и педагогов-психологов, работающих в школах и детских садах. Хотя рассчитать финансирование таких учреждений, так же как оплату услуг педагогов-психологов, можно, и методики такие существуют. В «Типовом положении о ППМС-центрах» записано, что одно учреждение создается из расчета на 5 тысяч детей. Даже исходя из этого можно просчитать нормативы финансирования. Тем более что любой центр ведет документацию и статистику количества детей, которые туда обращаются.

В течение года центр обслуживает в среднем около двух тысяч детей: где-то больше, где-то меньше. В зависимости от штатного расписания и наличия специалистов можно в текущем году сохранить то финансирование, которое выделялось ППМС-центру в году прошедшем. Этот механизм выделения финансовых средств для учреждений данного типа применяется во многих регионах Российской Федерации. Другое дело, есть ли у руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием желание сохранять ППМС-центры и специалистов-психологов в детских садах и школах? Но это к нормативному подушевому финансированию не имеет никакого отношения.

А второй момент связан с принятием Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, согласно которому внесены изменения в ряд существующих ранее федеральных законов, определяющих компетенцию органов исполнительной власти субъекта РФ и муниципальных органов власти, в том числе в сфере образования. Это привело к тому, что в ряде регионов количество ППМС-центров стало сокращаться. нормы закона истолковали таким образом, что в обязательном порядке все муниципальные учреждения должны быть переданы на уровень субъекта РФ, хотя это не так.

Действующее законодательство в сфере образования Российской Федерации (подпункт 6.2 статьи 29 Закона «Об образовании», подпункт 13.1 и пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября
1999 года № 184-ФЗ) позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями органы местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, что и предусматривает функционирование образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на муниципальном уровне.

Тамара Юрьевна, российские психологи, оказавшись в сложной ситуации, традиционно ждут от федерального министерства помощи. Может ли ваше ведомство оказать психологам России так необходимую им поддержку, хотя бы в виде письма, адресованного руководителям органов управления образованием всех регионов России, где говорилось бы, что их действия по закрытию центров и сокращению психологов неправомерны?

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и внесением соответствующих изменений и дополнений в Закон «Об образовании» самостоятельность и полномочия субъектов Российской Федерации значительно расширены. Есть немало примеров эффективного решения вопросов деятельности службы практической психологии на уровне субъектов РФ, когда органами управления образованием принимаются нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность и педагогов-психологов, и ППМС-центров.

Здесь можно особо отметить нормативную правовую регламентацию деятельности службы в системе образования города Москвы, где приказом Департамента образования Правительства города Москвы утверждено Положение о Психологической службе в системе образования, а также инструктивное письмо «О документации педагога-психолога образовательного учреждения» и ряд других документов.

Очень важную работу сейчас проводит психологическая служба Тверского государственного университета под руководством Т.Н. Арсеньевой. Мы тесно взаимодействуем с ними по разработке пакета нормативно-правовых документов для создания службы в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования. 18–19 мая 2006 года Министерством образования и науки РФ планируется проведение в Москве Всероссийского совещания-семинара «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России».

Администрация и психологическая служба Омского автотранспортного колледжа подготовили программу опытно-экспериментальной работы по проблеме «Управление внедрением системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в колледже», подали пакет документов на соискание статуса Федеральной экспериментальной площадки Российской академии образования и в феврале этого года получили такой статус. Эта опытно-экспериментальная работа осуществляется при поддержке Минобрнауки России.

Федеральная экспериментальная площадка РАО по преподаванию психологии в школе действует в
г. Омске. Она создана по инициативе Управления образования г. Омска и городского ППМС-центра. Результатом их двухлетней работы стало введение приказом Министерства образования Омской области предмета «психология» в базисный учебный план (в качестве регионального компонента). Кроме того, в городе сложилась система научно-методического обеспечения преподавания психологии в школах. К экспериментальным школам г. Омска присоединились 33 сельские школы. Считаем эту работу очень важной и актуальной.

Очень хочется, чтобы российские психологи не сидели и не ждали, пока им «сверху» все спустят. Хотя, безусловно, министерство должно определять государственную политику не только в деятельности, но и в перспективах развития Службы практической психологии в системе образования.

Сейчас уже подготовлен проект приказа «Об утверждении плана мероприятий Минобрнауки России по развитию службы практической психологии образования на 2006–2008 годы».

В самом плане в разделе «Нормативно-правовое обеспечение службы практической психологии» предусматриваются:

разработка «Положения о межрегиональном научно-методическом центре Службы практической психологии федерального округа Российской Федерации»;

разработка методических рекомендаций и требований к аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (1–5-го видов);

разработка механизмов лицензирования профессиональной деятельности педагога-психолога образования и сертификации используемого им психологического инструментария;

разработка пакета нормативных правовых документов по созданию психологической службы образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования как условия организации эффективной психолого-консультативной и профилактической работы с молодежью;

подготовка предложений в Правительство Российской Федерации о внесении должности «педагог-психолог» образовательных учреждений всех типов и видов в перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и многое другое.

В настоящее время определяются основные направления деятельности министерства по развитию психологической службы. Надеюсь, что в ближайшее время этот приказ будет подписан и разослан в субъекты Российской Федерации.

Что касается закрытия ППМС-центров, то сейчас уже подготовлен проект письма руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации «О государственных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центрах)». Там мы разъясняем, как при реализации Федерального закона № 199 сохранить существующую сеть ППМС-центров.

Но еще до его рассылки аналогичное письмо мы направили директору Центра диагностики и консультирования департамента образования Липецкой области А.И. Кузнецовой и председателю департамента образования и науки администрации Липецкой области Ю.Н. Тарану, поскольку от директора центра поступила информация о закрытии муниципальных центров в области. И мы дали им официальное разъяснение.

Из других регионов таких тревожных сигналов не поступало. Часто психологи, к сожалению, ограничиваются звонками, а официальных запросов не направляют, поэтому нет и официальных ответов. Однако, если в регионе возникают те или иные проблемы в деятельности психологической службы и их решение на местном уровне затягивается, нужно заниматься этим совместно с министерством.

Когда можно ждать принятия Программы развития службы?

У нас есть приказ Министерства образования и науки РФ № 179, в котором в п. 15 обозначен срок предоставления этих материалов: 1 апреля 2006 года. Но любой официальный документ должен пройти очень большую череду согласований со всеми подведомственными министерству структурами: с Федеральным агентством по образованию, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, с экономистами, юристами. Так что нам еще предстоит большая работа.

Планируются ли в этом году большие министерские мероприятия по психологии?

Да, на 2006 год мы планируем совещание ответственных за деятельность служб практической психологии по вопросам нормативно-правового регулирования в деятельности службы практической психологии в системе образования. В План мероприятий службы внесено также предложение о проведении всероссийского конкурса «Педагог-психолог года».

Пока трудно сказать, какие из этих предложений получат финансирование, хотя Федеральное агентство по образованию дало официальный положительный ответ на запрос Федерации психологов образования России о проведении конкурса.

Тамара Юрьевна, я вижу, что в План мероприятий по развитию службы включено много положений из резолюции II Национальной конференции психологов образования России. Это результат сотрудничества с федерацией?

Да, мы очень тесно сотрудничаем с Федерацией психологов образования России, и когда нам была направлена резолюция конференции, мы очень внимательно отнеслись к ней и действительно ряд положений, высказанных на декабрьской конференции представителями регионов, учли. Надеюсь, что сотрудничество продолжится и при подготовке III Национальной конференции психологов образования России, которая по сложившейся уже традиции состоится в декабре 2006 года.

Можно ли считать, что министерство, как и прежде, будет заботиться о психологах и поддерживать их в трудную минуту?

Я думаю, мы должны через газету «Школьный психолог» очень тесно взаимодействовать с психологами образовательных учреждений, почаще выступать на страницах вашего издания, публиковать все материалы и документы. Люди должны знать, что в Министерстве образования и науки есть люди, ответственные за психологическую службу.

К нам всегда можно обратиться по телефону (495) 629-68-63, прислать письменный запрос по электронной почте: Fedotova@mon.gov.ru или на почтовый адрес Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки: 125993, Москва, ул. Тверская, д. 11.

Необходимо активизировать обратную связь с регионами, которая, к сожалению, утрачена. Мы перегружены чисто административной работой, а хочется подпитываться новой информацией с мест. Мы всегда открыты, готовы общаться, взаимодействовать, решать вопросы.

Раньше представители министерства часто ездили в регионы на конференции, совещания, конкурсы. Возобновится ли такая практика?

В августе 2005 года нас приглашали в Набережные Челны для участия в традиционной августовской конференции педагогов-психологов, и мы с удовольствием приняли приглашение и поучаствовали в этом важном мероприятии. Жаль, что таких обращений стало гораздо меньше.

Очень важно, когда представители министерства приезжают на места и с трибуны региональных научно-практических конференций озвучивают актуальные проблемы развития службы, узнают о достижениях и проблемах коллег-психологов.

Тамара Юрьевна, что бы вам хотелось через нашу газету сказать психологам России?

Дорогие коллеги! Мы сейчас переживаем не самые легкие времена, но, на мой взгляд, это просто возрастной, пятнадцатилетний кризис нашей службы. Радует то, что в подавляющем большинстве регионов вопрос о значимости психологической службы даже не стоит. Но если где-то сложилась непростая ситуация со статусом педагогов-психологов или с сохранением ППМС-центров, то на нашу поддержку и психологи, и руководители центров могут рассчитывать. Мы вместе будем справляться с проблемами.

Что касается статуса педагога-психолога в образовательных учреждениях, то мы обязательно поддержим и этих специалистов. Не для того мы 15 лет создавали службу практической психологии в образовании, чтобы сейчас все разрушить. Я думаю, службе быть и развиваться дальше!

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА