Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Агрессия и антисоциальное поведение
у детей и подростков

Дэниел Коннор
СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005

Проект «Психологическая энциклопедия» издательства «Прайм-ЕВРОЗНАК» пополнился еще одной книгой — американского психиатра Дэниела Коннора. В соответствии с проектом она представляет собой фолиант в почти 300 страниц большого формата. Такой объем позволяет вместить немало информации. Автор отмечал, что его целью было «свести воедино… информацию из множества научных областей, все известные на данный момент сведения об агрессии и родственных формах поведения у детей и подростков».
Цель, по заявлению доктора Р. Баркли, автора предисловия к книге, безусловно достигнута: «Читатель погружается в настоящее море информации». Вместе с тем эта информация сопровождается «мудрым, хорошо подготовленным руководством». С этим нельзя не согласиться, однако хочется добавить, что понятие «хорошо подготовленное руководство» в полной мере можно отнести не только к автору, но и к научному редактору российского издания. Лаконичные примечания, составленные редактором, помогают уточнить некоторые особенности англоязычной терминологии, показывают варианты перевода, адекватного терминологии, принятой в России.
Читатель найдет здесь описание самых разнообразных факторов, повышающих и снижающих риск агрессии. Среди них: педагогические (низкие учебные достижения и академическая неуспеваемость), социальные (структура семьи, ее социально-экономический статус), генетически обусловленные, психологические, психофизиологические и многие другие. Особое место занимает влияние на развитие агрессии средств массовой информации. Автор соглашается с тем, что насилие на экране провоцирует агрессивное, асоциальное поведение в первую очередь у детей и подростков, имеющих склонность к таким формам поведения. Известно, что в ряде случае именно теленасилие становится тем пусковым механизмом, который дает импульс для возникновения последующей агрессии.
Большая часть книги посвящена медицинским аспектам. Автор рассматривает различные формы депрессивных, неврологических расстройств, психопатии, а также изменения поведения, вызываемые злоупотреблением психоактивными веществами. Для психолога интерес представит раздел о профилактических программах, в том числе о тренингах социальных навыков. Немало практического материала для собственных разработок, включая беседы с учителями и родителями, можно найти в главе о неблагоприятном будущем агрессивных детей. В одной из глав подробно описаны проблемы агрессии и родственных форм поведения у девочек и девушек: от анализа причин такого поведения до способов его коррекции, а также возможных последствий.
Разговор об агрессии и антисоциальном поведении был бы неполным без изучения проблемы с позиции правоохранительных органов. В этом разделе, в частности, представлены данные об использовании американскими подростками огнестрельного оружия. Немало полезной для специалистов информации можно извлечь из материалов, посвященных проблеме аутоагрессии, в том числе суициду.
Книга интересна, написана хорошим языком. Она дает объективную картину агрессии у детей и подростков в США, и для отечественных специалистов рекомендуется в большей степени для расширения профессионального кругозора.

Вадим РОДИОНОВ