Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2006


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Семейная консультация № 2

Лидия ШНЕЙДЕР,
доктор психологических наук

 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
и семья школьника

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно-психическое состояние детей.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы полагаем, что:

1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка.

2. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье последняя выступает как персональная микросреда развития личности. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркально: для взрослого семья — производное от «я», для ребенка «я» — производное от семьи.

Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения — межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия — как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучать значимые факторы, но и выявлять их взаимозависимость и связь с эффективностью воспитательного процесса.

От школьного психолога в таких случаях требуются знания и опыт, умение соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их жизненное пространство. Родители охотно прибегают к помощи психолога и принимают его помощь, если последний не навязывает им при этом свои взгляды и волю.

Многое в работе психолога определяется его теоретическим самоопределением, то есть ориентацией на ту парадигму, в которой он склонен работать. Различая многообразные подходы к изучению семьи, выделим некоторые из них и укажем на роль психолога и предмет его воздействия (см. таблицу).

Специфика роли психолога в работе с семьей

Подходы к изучению семьи Роль психолога С чем сталкивается и на чем концентрируется
Структурно-системный Укрепляющая Внутрисемейные отношения
Функциональный Активизирующая Воспитание и образование ребенка
Динамический Мобилизующая Жизненные задачи
Клинический Диспетчерская Патология

Психолог помогает семье школьника не только в тех случаях, когда родители испытывают трудности в воспитании и нуждаются в его совете. Своей повседневной работой психолог тоже помогает семье. Психолог — полноправный воспитатель школьника, если он устанавливает диалог с учеником и его родителями, взаимодействует с ними и как профессионал, и как самоценная личность. Современные родители часто превосходят учителей и психологов в уровне образования или социально-материальном статусе, но педагог-психолог может компенсировать эту разницу своей компетентностью в области семейной психологии — именно в той области, которая является для родителей одной из самых значимых.

Следовательно, для установления партнерских отношений с семьей психолог должен обладать ясной психологической позицией в области семейного воспитания и владеть технологиями работы с родителями.

Объединение усилий психолога и родителей в процессе воспитания детей — непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и психологами, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Родитель пришел в школу по просьбе психолога

Начинать работу с семьей следует с трансляции родителям положительного образа ребенка. Оправданность этого шага определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в образовательном учреждении. Даже «невозможные», «проблемные», «невыносимые» дети не являются законченными и безнадежными индивидуумами. Педагогу-психологу следует изначально сконцентрироваться на «сохранных», позитивных аспектах личности ребенка, если они рассчитывают на объединение усилий с родителями.

Начинать беседу с «вываливания» на родителей всех бед и проблем ребенка, с выдачи его нелицеприятной характеристики — ошибка!

Далее следовало бы поделиться с родителями теми знаниями, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т.п.). Некоторые данные могут оказаться неожиданными и интересными для родителей.

Перегружать родителей данными диагностических обследований, подробно сообщать им о страхах ребенка, его агрессивности, невротичности, неустойчивом внимании — ошибка!

Обсудив наиболее важные и интересные факты из школьного «альбома» ребенка, следует перейти к ознакомлению психолога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе психолог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный шаг является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с психологом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусах, поведении, привычках) дома, причем не только о положительных сторонах, но и об отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция психолога в таком диалоге партнерская (общение на равных).

Искать в сообщениях родителей негатив, беспрестанно констатировать их родительскую некомпетентность, невнимательно их слушать, не стараться понять их позицию и ценностные ориентации, пытаться ускорять процесс разговора — ошибка!

Благодаря диалогическому общению становится возможным переход к заключительному и определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества этапу встречи.

Ключевым моментом встречи является совместное исследование и объединение усилий для формирования личности ребенка. «Давайте узнавать вместе!» – таким может быть девиз данного этапа. Содержание работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакций ребенка на те или иные неприятности или травмы в присутствии взрослых; изучение возможности учета ребенком точки зрения другого человека (децентрация); изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития и пр.

Далее в отдельных случаях при доброжелательном и безоценочном отношении психолога разговор может сместиться на личность родителей, семейные трудности и жизненные проблемы. В данном случае уместно корректное применение стандартизованных психодиагностических методик.

Операционная изощренность ряда стандартизованных методик позволяет заглянуть глубже — за тот слой, или уровень, обыденных представлений, на котором обычно развивается диалог родителя-клиента и психолога. Этому служит, например, «Методика анализа семейных проблем» (МАСП). Если в своем спонтанном рассказе о проблеме родитель не выходит на обсуждение причин, то МАСП предлагает ему сделать это, обеспечивая набором стандартных формулировок.

Стараясь помочь советом, психолог должен учитывать возможности собеседника, понимать, как тот воспринимает происходящее с ним, как он оценивает свои действия. Бесполезно советовать человеку сделать то, что ему не по силам. Нельзя воспользоваться советом, если его дают исходя из общих соображений, не соотнося с конкретной ситуацией. Вряд ли кому-нибудь будет полезен чужой опыт хоть и в сходных, но все-таки иных обстоятельствах. Безупречно педагогически и психологически грамотный совет не достигнет цели, если психолог не стремится поддержать собеседника, выказать ему свою заинтересованность и расположение.

Отмеченная выше динамика целей при организации доверительно-делового контакта такова (см.: Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. — М.: Просвещение, 1993. С. 42–44):

вначале «концентрация на хорошем» и установление доверительных отношений с родителями;

затем ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка и побуждение к сотрудничеству;

далее — активизация родителей и переход к сотрудничеству, формирование потребности в исследовании и поиске средств воспитательного воздействия на ребенка.

Все это предполагает совместное исследование личности ребенка и формирование ее на основе перестройки собственных стереотипов общения с ребенком.

Исследование личности ребенка базируется на методах и приемах психодиагностики, позволяющей дать ответ на ряд стратегических вопросов: может ли сам педагог-психолог оказать эффективную помощь в данном конкретном случае? Если да — то кто прежде всего является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в целом? Если нет — то к каким специалистам направить родителей? В ряду тех же психодиагностических задач стоит и задача выбора способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, с супружеской парой, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Такая диагностика осуществляется с помощью беседы, опросников, проективных и других методов. Психологическая диагностика начинается в процессе первой встречи с родителем, когда излагаются основные жалобы и причины обращения в консультацию. Основная функция первой встречи — это установление психологического контакта с клиентом и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности.

В результате первичной психодиагностики психолог может направить родителя/родителей к другим специалистам: психиатру, юристу, дефектологу. Он может прийти к заключению, что в помощи нуждается, прежде всего, сам родитель, независимо от того, на кого он жалуется. Психолог может прийти к выводу, что целесообразно на следующую встречу пригласить всю семью, супружескую пару или только одного из членов семьи; он может также прийти к выводу, что «случай» необходимо передать коллеге.

Однако на деле часто все выглядит иначе. Психологу не до контакта, родителю — не до психолога, и в результате школа и семья — «умалчиваемая общность». Или школа — присутственное место ребенка, семья — квартиросодержание ребенка. Он не интересует родителей, психолог также сосредоточен только на «своем» — тестах, тренингах и пр.

Развод, рождение нового ребенка, появление в семье отчима или мачехи, воспитание ребенка в неполной семье... Есть ли у психолога право вмешиваться в интимную жизнь семьи ученика, может ли он помочь трудно живущим и тяжело переживающим людям, какова должна быть мера его активности, если он все-таки решается помочь?

Большая опасность подстерегает школьного психолога в работе с семьей: практиковаться в семейном консультировании и психотерапии на базе школьного контингента (за деньги и без оных) без достаточных знаний, опыта и супервизии — недопустимо.

Конечно, если родители сами обращаются за помощью, эти вопросы не встают так остро. При теплых и доверительных отношениях психолог найдет и верный тон, и нужные слова. И все-таки жизнь побуждает его к активности, к проявлению инициативы, когда он видит, как сказываются трудности внутрисемейных отношений на ребенке. Понимающий, сочувствующий психолог, готовый оказать поддержку ученику и его родителям, сумеет быть полезным в самых психологически сложных ситуациях. Его тактичный развивающий совет, высказанный в нужный момент, поможет семье выбрать линию поведения исходя прежде всего из блага ребенка.

Возможные подходы школьного психолога в работе с семьей

Проблемно-ориентированный подход, сфокусированный на ребенке

Различают виды запросов, с которыми обращаются к школьному психологу: 1) запрос об информации; 2) запрос о разрешении конфликтов; 3) запрос о поддержке. Важно четко установить для себя: кто субъект обращения: родители, учителя, администрация или сами дети. Запросы могут быть конструктивными и неконструктивными. К последним относят: запрос с предельным обобщением, манипулятивный, рентный и игровой.

В ситуациях, когда жалоба сфокусирована в основном на ребенке, возможны такие варианты (см.: Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989):

Игровой запрос. Жалоба абсолютно необоснованна: в реальности не существует не только тех проблем у ребенка, о которых говорит родитель, но даже и проблем отношения родителя к ребенку. Узнав о новом виде услуг, он поспешил этим воспользоваться. Родитель случайно, по настроению обратился к психологу, сгустил краски, на самом деле в реальном общении у него нет требующих вмешательства проблем.

Запрос с предельным обобщением. Родитель может обращаться профилактически, потому что он человек аккуратный, обстоятельный, тревожный, «всегда жаждет лучшего», хочет, чтобы его ребенок «всегда его слушался», «учился лучше всех» и пр. Жалоба в таких случаях обоснована только отношением самого родителя: жалоба выявляет реальность неадекватного родительского отношения. В этом случае может оказаться необходимой работа с личными проблемами обратившегося человека.

Рентный запрос. Запрос об изменении поведения ребенка без затрат и включенности самого родителя. При этом жалоба частично или полностью обоснована: у ребенка действительно есть те признаки неблагополучия, о которых говорит родитель. При этом, как правило, есть нарушения либо отношения родителей к ребенку, либо отношений между родителями, либо обоих этих видов отношений. В этом случае необходима работа с обратившимся (но как с родителем), с его отношением к ребенку.

Манипулятивный запрос. Это запрос об изменении других лиц (их мыслей, чувств, желаний) без их согласия. В этом случае не следует поддаваться на манипуляцию. Здесь необходима работа либо с самим родителем (при его согласии) и, если возможно, с ребенком, либо, возможно, и с супругами.

Конструктивные запросы связаны со следующими видами жалоб:

Жалоба на некоторые особенности поведения ребенка обоснованна: ребенок не контактирует со сверстниками, не успевает в школе, однако в домашней обстановке все в порядке. В этом случае нужна работа с ребенком, учителем, сверстниками, а родители могут выступить как союзники (не клиенты) психолога.

Жалоба, касающаяся поведения ребенка в семье и в школе, обоснованна. При этом отношение к ребенку со стороны родителей в пределах нормального. В данном случае объектом работы становится прежде всего сам ребенок.

Процесс реализации проблемно-ориентированного подхода таков: Феноменология — Гипотеза — Диагностическое обследование — Заключение (жалоба обоснованна или необоснованна) — Коррекция/рекомендации — Оценка эффективности.

Некоторые из вариантов обращения родителя к школьному психологу в дальнейшем не предполагают работы с ребенком, однако решить это можно только после тщательного содержательного анализа обращения родителя. Другими словами, диагностика отклонений в поведении и развитии ребенка оказывается необходимой во всех случаях жалоб на детей.

В зависимости от результатов первичной диагностики и данных обследования ребенка ставится вопрос о необходимости специальной диагностики родительского отношения к ребенку, взаимоотношений детей и родителей (общение); патопсихологической диагностики; диагностики личности родителя. Иногда возникает потребность в диагностике супружеских отношений1.

По данным жалоб, по формулировке запросов может быть обозначена следующая типология родителей: гармоничные, теоретики, практики и беспомощные.

Профилактический подход

Отвечая на вопрос: «Какие наказания самые действенные?» — и учителя, и, к еще большему сожалению, школьные психологи дают ответ: «Вызов родителей в школу». Там-то и начинаются «разборки». Часто это происходит, когда «дом горит и крыша рушится». Многих проблем и неприятностей можно было бы избежать, если в арсенале школьного психолога были бы активизированы профилактические средства психолого-педагогического воздействия.

В школе нужны и востребованы:

Родительские собрания с участием психологов

В группе отцов можно поставить вопрос о роли отца в воспитании, об авторитете мужчины в семье, о том, как сказывается изоляция мужчины в семье на развитии мальчиков и девочек. Желательно, чтобы отцы сами продумали формы участия в воспитании детей, осознали необходимость повышения своего мужского и отцовского авторитета.

В группе матерей следовало бы обсудить распределение ролей в семье, поговорить о том, как вовлечь мужчину в воспитание. Дискуссия была бы полезной, если бы матери стали более критичны к себе, поняли, в каких ситуациях они берут на себя мужские функции, вместо того чтобы предоставить инициативу мужчине. Очень важно, чтобы матери задумались о том, как влияет доминирование женщины в семье на личность девочки и мальчика.

Тренинги родительской эффективности.

Тренинги переориентации родительского поведения.

Деловые игры.

Семинары для педагогов

Здесь могут быть подняты следующие проблемы: «Родители — наши заказчики или партнеры?», «Как быть педагогу, если дети не приняли кого-то из родителей?», «Почему по мере взросления детей родители чаще всего уходят из школы?», «Молодой педагог и родители старшего поколения: проблемы и взаимодействие», «Конфликты родителей и учителей».

Социально-психологический подход

В арсенале школьного психолога должна быть литература для родителей, способы построения образовательного маршрута ребенка (см. работы И.А. Хоменко), ресурсы интернет-образования (обучение, досуг, музейная педагогика, дополнительное образование), приличная современная обучающая видеотека.

Нужно активно внедрять (в эпоху-то информационных технологий!) различные виды информирования: памятки, листовки, буклеты, благодарственные письма, отчеты перед родителями, публикации в СМИ, вечера вопросов и ответов. Что может содержаться в таком буклете? Самая разная информация: от сценария детского праздника до перечисления возможностей города для развития ребенка. Или, например, схема самоисследования образовательной среды семьи.

Всегда следует помнить, что перед родителями психолог предстает в двух лицах: формальном (школьным работником) и неформальном (тактичным и внимательным собеседником).

Установлено, что люди чаще всего реагируют на проблемы других оценками, затем интерпретациями и так далее. Самый редкий тип реакции на трудности другого человека — это понимание. Это непросто, потому что требует от человека способности взглянуть на вещи глазами другого. Встать в позицию другого, взрослого или ребенка, тем труднее, чем больше дистанция и чем меньше принятие.

Работая с семьей, школьные психологи стремятся к родительскому «всеобучу». Обучение родителей обычно понимают как сообщение информации, которая сделает их компетентными воспитателями. Конечно, такая информация необходима. Но на общение родителей с детьми повлияют не столько знания, полученные на лекциях, сколько опыт, приобретенный в диалогическом общении с психологом. Отношения диалога не ввести в школу указаниями и рекомендациями (см.: Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. — М., 1988). Этими идеями можно только проникнуться, поверить в их конструктивность. Это требование времени, поставившего человека в центр всей жизни общества.


1 Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта клинического психолога, психотерапевта и психоаналитика Центра психологической поддержки и психоанализа "Персона" Инны Григорьевны Яремчук – www.psyhologhelp.ru. Если вам необходима консультация по семейным и детским вопросам, беспокоит хроническая усталость, тревожность, бессонница, сложная жизненная ситуация – вовремя оказанная помощь профессионального психолога поможет справиться с невзгодами и вернуть ощущения полноты жизни.