Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологические эффекты
в практике педагогов

В.В. Васильев
М.: АРКТИ, 2004

О допустимости использования всевозможных психологических приемов в повседневной жизни и профессиональной практике (любого рода) можно дискутировать бесконечно, если бы не один простой аргумент: все мы — родители и дети, ученики и учителя, начальники и подчиненные — их постоянно практически используем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Дело лишь в том, что у одних это получается изящно и эффективно, у других — неуклюже и бестолково; одни пользуются разными приемами влияния корыстно и злонамеренно, другие — альтруистично и гуманно. Словно предвидя возможные упреки (а похоже, что после выхода предыдущей книги «Психологические эффекты на уроке» без критики не обошлось), автор в предисловии к новой книге недвусмысленно указывает: тот факт, что предлагаемыми им «эффектами» можно злоупотребить, сам по себе не означает, что их и вовсе недопустимо использовать.
В самом деле, то, что автор именует «эффектами», легко расценить как манипулятивные ухищрения, поскольку их цель — оказание влияния на учащихся, причем с использованием не только рациональных, но и подсознательных механизмов. Фактически автор ярко и убедительно, с использованием живых примеров, описывает разнообразные приемы влияния на учеников с целью изменения их поведения в желательном направлении. По сути дела, это направление и могло бы стать камнем преткновения в возможной дискуссии. Но поскольку цели автором провозглашены самые благие, это ставит его рекомендации выше всех упреков. В конце концов, любой острый инструмент может стать как орудием преступления, так и средством созидания. Поэтому главный вопрос не в том, хороши или плохи предлагаемые автором «эффекты», а в том, кем и для чего они будут использоваться. И тут, как никогда, очень хочется верить, что данная книга действительно попадет в «хорошие руки».
Книга очень невелика по объему (96 страниц) и мозаична по своей структуре. Автор без какой-либо особой систематизации и теоретического обоснования перечисляет и описывает специфические приемы воздействия на учащихся (вероятно, к вящему недовольству сторонников субъект-субъектного образовательного взаимодействия). В отличие от многих книг, декларирующих свою практическую направленность, но реально малополезных, данный лаконичный свод приемов поистине практичен, хотя и почти никак теоретически не обоснован. Автор не задается вопросами, на чем основаны подмеченные им эффекты, какова их психологическая природа. При этом он, вероятно, справедливо полагает, что его читателю малоинтересны рассуждения — гораздо важнее рекомендации, советы, подкрепленные примерами. В такой манере, помнится, сумел найти путь к сердцам миллионов знаменитый Карнеги.
Сегодня перед нами своего рода «новый педагогический Карнеги», в той же мере заслуживающий похвал и упреков, как и американский прообраз полувековой давности. Правда, и «Анти-Карнеги» мы уже читали. Не исключено, что в недалеком будущем появится и «Анти-Васильев». Их авторам можно возразить одно и то же: «Но ведь работает!» И еще, пожалуй: «А многого ли добились вы сами, отвергая механизмы влияния?» Впрочем, творческий и ищущий педагог, вероятно, сам выберет, какого подхода придерживаться. «Конгруэнтной» патетики на него уже излиты тонны. Теперь, к счастью, для разнообразия предлагаются и конкретные приемы по-настоящему эффективной работы.

Максим МАРИНИН