Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


РЕПОРТАЖ

Долголетия Марафону!

12–13 апреля в Московском городском доме учителя
в рамках Пятого Московского педагогического марафона учебных предметов,
проводимого Издательским домом «Первое сентября» и Департаментом образования г. Москвы, прошел День школьного психолога.

Обязательный автограф

Обязательный
автограф

Это мероприятие вызвало у членов нашей редакции противоречивые чувства. Одно, конечно же, хорошее, а другое — не очень. Начнем с «не очень». Представим себе задачу, где дано: три человека и один стул. И этих людей надо как-то разместить на этом стуле, причем чтобы все они остались довольны. Подобная проблема ежегодно встает перед нами. И решить ее мы никак не можем.

Самое простое решение, когда один (самый шустрый) займет стул, а остальные будут стоять. Есть еще и гуманистический вариант: можно сидеть на стуле по очереди. Но и в первом и во втором случаях недовольных все же будет больше, чем довольных. Можно пойти по другому пути и привести в соответствие количество стульев с количеством людей. Но все мероприятия марафона традиционно проходят в здании Московского городского дома учителя, которое явно не приспособлено к тому, чтобы комфортно расположить больше тысячи человек. Что же делать? Сокращать количество желающих попасть туда? Сделать это можно разными способами: пускать на марафон только тех, кто пришел первыми (строго по числу посадочных мест). Или предоставлять возможность присутствовать на Дне школьного психолога только тем, кто подписался на нашу газету.

На встрече с М.Р. Битяновой шел совместный поиск истины

На встрече с
М.Р. Битяновой шел
совместный поиск
истины

Вариантов можно придумать множество. Но уменьшится ли при этом количество недовольных? По-моему, только возрастет. И у пришедших к нам появятся более веские основания для недовольства, чем сегодня. Мы все-таки даем шанс поучаствовать в работе Дня школьного психолога всем желающим.

Почему я начала репортаж именно с выяснения этого вопроса? Да потому, что «за державу», то есть за газету, обидно!

Прочитав анкеты, которые оставили участники в первый день, мы расстроились. Каких только гневных слов не обрушили на нашу голову! Нас обвиняли не только в плохой организации, но и в неуважении к присутствующим. Одна гостья оставила такое послание: Толкучка — это унизительно. И работать невозможно. Накупила книг и ушла!!! Ваша цель достигнута?

Что тут сказать?

Все, что мы делаем, — делаем совершенно бескорыстно, в рамках возможностей нашего Издательского дома «Первое сентября». В этом году мероприятия марафона проходили в Московском доме учителя пять недель! И каждый день туда приезжали сотни людей!

На мастер-классе А.Ф. Шадуры хотелось поспорить
На мастер-классе
А.Ф. Шадуры хотелось
поспорить

В этом году организаторы марафона, учитывая ваши пожелания, увеличили продолжительность Дня школьного психолога, который из однодневного мероприятия стал двухдневным. Отвели самое большое помещение под книжную торговлю. Пригласили все ведущие психологические издательства. То есть сделали все, что было возможно.

Вопрос с помещением и, соответственно, с количеством стульев от нас не зависит, поскольку здание Московского городского дома учителя — единственное, которое столичный департамент образования может предоставить нам для проведения этого мероприятия. Каждый год число желающих побывать на Дне школьного психолога возрастает. В этом году нас посетило 1765 человек, причем многие из них приходили два дня подряд. Мероприятие из московского давно переросло во всероссийское, поскольку подавляющее большинство наших гостей — не москвичи: 246 человек приехали из различных регионов России, 737 — из Подмосковья. И мы очень рады этому, готовы лично встретить и усадить каждого. Но, к сожалению, мы не боги.

Однако мы и дальше будем работать над тем, чтобы максимально учесть ваши пожелания.

Что же выбрать? Аншлаг у прилавков с книгами
Что же выбрать?
Аншлаг у прилавков
с книгами

Теперь о хорошем, которого было все-таки больше.

Примечательно, что за пять лет проведения педагогического марафона учебных предметов к этому мероприятию стали относиться по-деловому. Если в первый год мы (кроме жалоб на тесноту и отсутствующие стулья) получали лишь восторженные признания в любви, то сейчас стало больше предложений и пожеланий.

Судя по отзывам гостей, многие приходят на это мероприятие в надежде получить ответы на конкретные вопросы. Привлекает возможность поучаствовать в мастерских и мастер-классах — как обычно, они пользуются огромным успехом.

Чтобы не быть голословной, предоставлю слово участникам марафона:

Очень понравился мастер-класс «Трудный случай: супервизорские технологии для школьных психологов», который вел А.Ф. Шадура. Мы разбирали конкретные проблемы, которые можно применить на практике.

Зато ближе к ведущей (на мастерской О.В. Хухлаевой)

Зато ближе к ведущей
(на мастерской
О.В. Хухлаевой)

Спасибо О.В. Хухлаевой (мастер-класс «Психолог и родители: стратегии и технологии взаимодействия») за демонстрацию позитивного отношения к профессии психолога, за оптимизм и заражение энергией других! И.В. Вачкову за чуткое внимание абсолютно ко всем, за интерес к педагогам-психологам и их проблемам!

Побольше бы таких людей, как А.И. Савенков (мастер-класс «Развитие исследовательских способностей ребенка»), умеющих работать с детьми!

Мастер-класс М.Р. Битяновой «Психолог у доски: курс развития проектного мышления для младших подростков» очень понравился — много полезной информации, понятно, интересно, яркие примеры.

Интереснейшие мастерские В.А. Родионова и М.В. Ступницкой «Как не попасться на удочку манипулятора?», И.О. Телегиной и А.Н. Соболевой «Игра в тренинге: авторский подход».

Жалко, что не было аншлага на встрече с Т.Ю. Федотовой, консультантом Министерства образования и науки РФ, и Е.И. Метельковой, исполнительным директором Федерации психологов образования России. Там можно было не только получить обстоятельные ответы на тревожащие психологов вопросы, но и наметить планы совместных действий по отстаиванию своих прав:

Особое удовольствие я получила от общения с представителями Министерства образования и науки и Федерации психологов образования. Такое общение мне показалось наиболее продуктивным, поскольку было построено в форме диалога. Все присутствующие на встрече могли задать интересующие их вопросы по службе практической психологии в образовании и получить исчерпывающие ответы на свои вопросы.

Большой интерес участников вызвал дискуссионный клуб «Практический психолог: как ответить на вызовы современности?». На нем главный редактор газеты И.В. Вачков умело объединил интересы тех, кто пришел послушать «живого мэтра» С.С. Степанова, и тех, кто хотел получить конкретные ориентиры в своей работе от Е.И. Метельковой. Хорошо, если бы все круглые столы и дискуссионные клубы заканчивались на такой конструктивной ноте, как это мероприятие!

Сейчас многое зависит от активности самих психологов, считают Т.Ю. Федотова и Е.И. Метелькова

Сейчас многое зависит
от активности самих психологов,
считают Т.Ю. Федотова и
Е.И. Метелькова

Удачной находкой стало предоставление слова крупным издательствам: «Просвещение», «Айрис», «Владос», «Генезис», «Амалтея». авторы самых популярных книг смогли провести небольшие мастерские и мастер-классы.

А о том, «получился» или «не получился» день школьного психолога — 2006, судить нашим гостям:

СУПЕР! Впечатление великолепное!

Побольше организовывать таких встреч психологов!

Наличие методической литературы — одно из главных достоинств марафона!

Хорошо, что участвовали специалисты «смежных» профессий: психиатры и ученые.

Марафон позволяет повысить свой профессиональный уровень, пообщаться с коллегами из других регионов, пополнить свою методическую копилку новыми книгами и методиками, что особенно актуально для гостей с периферии.

Пусть марафон будет не только средством для организации повышения квалификации, но и добрым другом, которого ждут с нетерпением. Долголетия марафону!

Ольга РЕШЕТНИКОВА