Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2006


КОНКУРС

Я + ТЫ = МЫ

Программа практикума
по эмоциональному сплочению
членов группы (класса)

Окончание. Начало см. в № 11/2006

ЗАНЯТИЕ 4
«Прогноз моего состояния»

Цель: развитие навыков делать выбор и снимать душевное напряжение безопасным способом.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Термометр душевного напряжения»

Это упражнение длится почти 1,5 часа, то есть занимает все время занятия.

Материал: листочки бумаги с нарисованными лицами, отражающими разные настроения, — всего 7 листочков (например: печаль, грусть, радость, спокойствие, легкое недовольство, злость, ярость); нарисованная шкала «термометра душевного напряжения» (обычного термометра).

Инструкция. Сейчас я вам покажу рисунки по очереди, а вы, ребята, назовите мне, пожалуйста, какое настроение отражает рисунок.

Повесьте рисунки в один горизонтальный ряд в случайном порядке. Затем попросите ребят расположить их снизу вверх по нарастанию эмоции, начиная с самого спокойного. Что отражает этот ряд? Серией вопросов подведите участников к идее душевного напряжения. Если группе такой термин незнаком, просто сообщите, что есть такое понятие — уровень душевного напряжения, и спросите, что, по мнению подростков, этот термин обозначает. Рядом с рисунками повесьте шкалу «Термометр душевного напряжения».

Обсудите с участниками ситуацию, в которой душевное напряжение постепенно нарастает. По мере обсуждения записывайте события, вызывавшие это нарастание. Потом можете предложить участникам придумать историю, отражающую такие изменения.

Пример такой истории.

Представьте себе мальчика, который вышел утром из дома в таком настроении. (Показываете на самую нижнюю отметку шкалы, рядом с которой висит рисунок, отражающий спокойное настроение.) Какой у него уровень душевного напряжения? Около 10. Как он себя чувствует? Почему? (Хорошая погода, впереди ясный день.) Что может произойти, чтобы душевное напряжение повысилось до 30 и у него появилось вот такое настроение? (Подразнили на улице, отругали взрослые.) Итак, напряжение растет. Если больше ничего не произойдет, что будет с уровнем душевного напряжения? (Постепенно забудет обиду, напряжение снизится.) А если ему незаслуженно поставили плохую оценку? (Уровень душевного напряжения может подняться выше — например, до 50.)

После того как история добралась до 50–70 градусов, ведущий подробнее останавливается на чувствах мальчика и спрашивает: Как он может поступить с таким уровнем душевного напряжения? К чему это может привести? А если напряжение не опускалось ниже 50 градусов в течение долгого времени?

Обсудите возможные ситуации агрессии, вымещения обиды на невиновных, нанесения вреда себе или другим людям, неодушевленным предметам.

Как еще можно снизить душевное напряжение? Что можно сделать, чтобы улучшить свое состояние, не прибегая к опасным поступкам?

Разделите участников на группы по 3–4 человека и распределите между ними «градусы»: 10, 30, 50, 70, 90.

Предложите каждой группе подумать об уровне душевного напряжения, который им досталось обсуждать, а затем нарисовать три рисунка (или написать на листе, разделенном на три части):

• Что могло привести к такому уровню душевного напряжения?

• К каким последствиям это может привести?

• Как можно снизить этот уровень безопасным способом?

После презентации идей обсудите с ребятами, что дает им такое обсуждение.

Иногда в группе возникает вопрос: а как быть с очень хорошим настроением, когда душевное напряжение тоже очень высоко? Ведущий может вернуть вопрос группе и обсудить, как обычно мы даем выход очень хорошему настроению? Любые результаты обсуждения — и то, что хорошее настроение не бывает опасным, и то, что напряжение надо оценивать и снижать в любом случае, — дадут прекрасную возможность для косвенной самооценки и анализа собственного поведения ребят.

Примечание. На всех последующих занятиях вы можете пользоваться результатами обсуждения:

• для оценки настроения группы (Итак, сколько градусов на наших термометрах?);

• для оценки настроения отдельных ребят при индивидуальной работе (Сколько у тебя сегодня, Дима? 50? Ого! Пойдем, посидим, расскажешь, хорошо?);

• и просто для характеристики чувств обсуждаемых людей, героев (Как вы думаете, что показал бы термометр душевного напряжения нашего героя? Как это повлияло на его решение? Что он мог сделать для того, чтобы сначала снизить уровень душевного напряжения, а потом уже решить, как поступать?).

3. Упражнение «К чему приведет...»

Упражнение позволяет закрепить материал занятия.

Материал: мяч, запас вопросов, связанных с действиями, совершаемыми детьми.

Инструкция. Сейчас я буду задавать вопрос и бросать мяч одному из вас. Отвечает тот, к кому попадет мяч, после ответа мяч возвращается обратно.

Вы задаете вопрос: К чему приведет... (называете действие, например: К чему приведет, если вы будете злиться на обидчика? К чему приведет, если на уроке отвлекаться?).

4. Рефлексия занятия.

ЗАНЯТИЕ 5
«Я глазами других»

Цель: создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.

1. Приветствие участников.

2. Игра «Давка»

Эта игра рекомендуется, если в группе остались лица, испытывающие некоторые трудности во взаимоотношениях с группой в целом. Его можно применять и раньше.

Инструкция. Игровая задача заключается в необходимости выйти из автобуса. Но выход и вход находятся в разных местах. Вся группа создает подобие автобуса в час «пик» — для этого имеющиеся в комнате стулья сдвигаем спинками к центру, организуя с их помощью небольшое ограниченное пространство. Образовавшаяся площадка должна вместить всю группу. Водитель объявляет остановки, называет имя участника-пассажира, которому надо успеть протиснуться сквозь весь автобус (то есть через всю группу) и выбраться из давки. Водитель называет имя того, кто находится дальше всех от выхода. Тот, кто не успел выйти из автобуса за короткие мгновения остановки, занимает место водителя, а водитель возвращается в автобус.

3. Упражнение «Пчелы и змеи»

Детям очень нравится эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы.

Материал: губка и карандаш.

Инструкция. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на две равные команды. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окну, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля.

 А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжжж... А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король подходит к ящерице, тем громче должно быть шипение.

Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

4. Упражнение «Командир»

Инструкция. Играющие распределяются по парам. В парах договариваются об очередности исполнения ролей командира и подчиненного.

Теперь пары могут сходиться для поединка. Поединок — это состязание двух пар участников между собой, двое на двое. Непосредственно состязаются подчиненные. Командиры руководят ими. Подчиненные сидят или стоят друг перед другом с закрытыми глазами. Расстояние между ними не должно быть больше метра. Каждый из них вытягивает вперед, навстречу сопернику, правую руку. Задача подчиненного — шлепнуть своей ладонью по протянутой к нему руке соперника как можно большее количество раз, а самому увернуться от встречных попаданий. Убирать руку нельзя — это засчитывается как поражение. Можно перемещать ладонь вверх-вниз, вправо-влево, кругами, по диагонали, зигзагами. Командиры стоят позади своих подчиненных и руководят движениями их ладоней. Для того чтобы оперативное руководство было эффективным, командиры вынуждены быстро реагировать на изменение обстановки, стремиться предугадать намерения соперника, учитывать скорость выполнения команд как в своей, так и в противоположной паре. Команды поэтому звучат коротко: «Вверх!», «Вниз!», «Крути рукой быстрее!», «Огонь!», «Бей!» и т.п.

5. Упражнение «Скала»

Инструкция. Ребята, выстройтесь все в одну цепочку. Вы — одна большая скала. Я условно нарисую линию через два сантиметра от ваших ног, за этой линией – обрыв. Теперь каждый из вас пусть создаст препятствие в виде колен, локтей. И первый участник проходит по этой скале, не заходя за линию обрыва, цепляясь и переступая через препятствия. Затем он встает в конце шеренги, и следующий участник начинает свой путь. И так, пока не пройдут все.

Вы можете помочь создать препятствия до начала игры, если увидите их однообразие и легкость при прохождении.

6. Игра «Подарки»

Материал: маленькие листочки бумаги, ручки.

Инструкция. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были ничем не ограничены. Для этого я вам раздам листочки. Сначала все дарят подарки Сереже. Все пишут названия, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно ему. Листочки не подписываются. Затем подарки дарят следующему игроку и т.д.

Ведущий собирает «подарки», затем раздает их. Некоторое время участники изучают содержание записок.

Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. При этом неплохо поинтересоваться, есть ли у кого-нибудь несколько совпавших по содержанию записок, то есть одинаковых подарков. Есть ли у кого-нибудь подарки, оказавшиеся неприятным сюрпризом или, наоборот, приятно удивившие. Сколько кому подарено вещей, имеющих практическое бытовое значение, а сколько подарков романтического характера.

7. Рефлексия занятия.

8. Рефлексия практикума.

Автор-составитель Э.САВИНОВА,
педагог-психолог ГОУ ОЦПМСС,
г. Мурманск

ЛИТЕРАТУРА

1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4 т. — М.: Генезис, 2000.

2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001.

3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.

4. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Совершенство, 1998.

5. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ». — М, 2004.

6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРТ ЛТД. 1997.

8. Занятия с подростками по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа/ Авторский коллектив: Виноградова Е.С., Митин А.В., Пономаренко С.В., Толендиева К.Т., Кацура Л.А. — Алматы: ОО «ОST — ХХI век» — Центр общественного развития «Аккорд», 2005.

9. Прикладная психология / Под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Библиотека школьного психолога»).