Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Психокоррекционная работа с гиперактивными,
агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Е.К.Лютова,
Г.Б. Монина
СПб.: Речь, 2005

Новая книга издательства «Речь» хороша всем, кроме названия, из которого можно понять, будто она адресована всем представителям старшего поколения, так или иначе связанным с воспитанием детей, прежде всего — родителям. Да и упоминание о шпаргалках либо призвано привлечь внимание нерадивых студентов, либо делается не всерьез, а ради намека на популярно-просветительский характер издания. Ни то ни другое в данном случае не соответствует истине. Книга написана психологами-профессионалами, занимающимися психокоррекционной работой с детьми, и адресована ими своим коллегам с целью поделиться накопленным опытом и помочь в организации соответствующих занятий. Специалистам, занятым в этом сфере, книга будет весьма интересна и полезна, всем остальным она попросту не нужна, ибо не станут же они, в самом деле, организовывать психокоррекционные занятия! Даже если вообразить, что кто-то из родителей, чьим детям свойственна повышенная тревожность или агрессивность, захочет принять содержание книги за практическую рекомендацию... лучше б им этого не делать, потому что по шпаргалкам премудрости не научишься. Не станем же мы вырезать своему ребенку воспаленный аппендикс, сверяясь по «Популярной медицинской энциклопедии»! А ведь душа — субстанция не менее хрупкая, чем тело, и дилетантизма не терпит!
Тем же, в чьи профессиональные обязанности входит работа с проблемными детьми, книга предлагает весьма конкретные рекомендации. Содержание книги охватывает четыре категории детей — гиперактивные, тревожные, агрессивные и аутичные. Соответствующие главы приводятся рядоположно, что само по себе может вызвать некоторую настороженность. Хотя авторы четко указывают, что аутизм — это серьезный диагноз и данное нарушение требует квалифицированного лечения, может создаться впечатление, что немалого успеха можно достичь и простыми упражнениями из данного руководства. Тут следует лишь обратить особое внимание на предостережение авторов и не питать неоправданных иллюзий — предлагаемые приемы и в данном сложном случае небесполезны, но избавления от недуга не гарантируют.
Все четыре главы построены по единому плану и включают одинаковые разделы: «Что такое тревожность (агрессивность, гиперактивность...)?», «Портрет тревожного ребенка», «Как выявить тревожного ребенка». Но названные разделы представляются как раз излишними — никакой особой информации по диагностике того или иного нарушения они не содержат и для специалиста представляют мало интереса. Гораздо более ценными видятся следующие разделы: «Как помочь ... ребенку», «Работа с родителями ... ребенка», «Как играть с ... ребенком». Именно здесь и описываются конкретные приемы работы, которые многие заинтересованные коллеги, вероятно, пожелают позаимствовать. Пятая глава посвящена рисункам детей с разными нарушениями. Она содержит ценные советы по диагностической интерпретации детского рисунка.
Таким образом, психолог получает вовсе не шпаргалку, а настоящий урок, преподанный знатоками своего дела.

Максим МАРИНИН