Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«ПСИХОЛОГ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!

Коррекционно-развивающая программа для педагогов

Предлагаемая программа разработана для педагогов классов интегрированного обучения, в которых, помимо обычных, обучаются и учащиеся с особенностями в развитии. В таких классах, как правило, работают педагоги без специального образования.

В связи с этим часто возникает проблема непринятия такого ученика педагогами, и, как следствие, формируется негативное отношение ровесников к проблемному ребенку. Начинать специальную работу необходимо с просвещения педагогов — информировать о причинах психофизических нарушений, о психологических особенностях таких детей, а также об основах коррекционно-педагогической работы с ними.

На втором этапе необходимо включать педагогов в тренинговую работу. Программа «Давайте жить дружно» рассчитана на пять ежедневных занятий, которые можно организовать в каникулярное время.

Цель: помочь педагогам наладить эффективное общение с учащимися. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.

Задачи

1. Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии); коммуникативных умений.

2. Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе.

3. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.

4. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.

Принципы комплектования групп

При комплектовании групп учитываются два основных принципа:

Принцип добровольности (соблюдается неукоснительно). Возможны случаи, когда администрация школы или детского сада пытается обязать всех педагогов пройти тренинг. Поэтому необходимо иметь в виду, что все члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях. Принудительно можно заставить посещать группу, но не обучаться в ней, добиваясь личностных изменений.

Принцип информированного участия (педагог заранее имеет право знать все, что с ним может произойти, о тех процессах, которые будут происходить в группе). С участниками проводится предварительная беседа о том, что такое тренинг, каковы его цели, какие результаты могут быть получены.

Не рекомендуется включать в группу тренинга:

лиц, имеющих выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья;

лиц, которые сами чувствуют свою непригодность к работе в группе.

Численность группы

Наиболее оптимальный по численному составу является группа из 8–12 человек. Эффективность деятельности такой группы определяется приемлемой для каждого участника средней нормой времени и внимания, которое ему могут уделить другие участники и ведущий. При численности группы более 12 человек часть участников останется пассивнымим наблюдателями, их проблемы если и затрагиваются, то вскользь. Если не заняться ими специально, они выпадают из общего группового процесса.

Этап обсуждения работ

Обсуждение представляет собой рассказ участников о своей изобразительной работе или комментарии к ней. Участники не просто описывают нарисованное, но стараются раскрыть свои чувства, ассоциации, мысли, связанные с изобразительным продуктом и его содержанием. Иногда автор может лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. В других случаях участники могут сопроводить свой рисунок (или иной «продукт» — скульптуру, трехмерную композицию) описанием в форме рассказа или стихотворения.

Психолог может задавать автору вопросы, направленные на уточнение содержания работы, его переживаний и мыслей. Нередко используется юнгианская техника «амплификаций», направленная на выявление ассоциативных связей между работами участников и различными событиями их жизни, мифологическими, эстетическими, религиозными представлениями.

Психолог может использовать технику гештальта, побуждая участников говорить об отдельных элементах их произведений от первого лица, озвучивать диалоги между этими элементами, а затем составить высказывания «от лица» всего произведения в целом.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ЭТАП ЦЕЛЬ СОДЕРЖАНИЕ
1. Разогрев Создание соответствующего эмоционального настроя. Включение в работу Коллективные или попарные упражнения — простые, приемлемые для всех
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз Ведущий задает вопросы: что было в прошлый раз; что особенно запомнилось; какие выводы для себя сделали; какой опыт приобрели; чему научились и пр.
3. Основное задание Приобретение нового опыта. Освоение различных материалов Применение креативных техник, направленных на разработку какой-либо темы на фоне меняющейся тематики музыкального сопровождения
4. Обсуждение Осознание проделанной работы, актуализированных чувств Выставка работ, сочинение историй, названий к работам, обмен чувствами, которые испытывали в разные периоды работы
5. Релаксация Гармонизация эмоционального состояния, снижение психической напряженности Релаксационные и медитативные техники на фоне ароматерапии
6. Завершение Обратная связь Перечисление материалов, необходимых для следующего занятия. Отметка в мишени «Обратная связь»

Необходимые материалы:

бумага разного формата;

краски;

карандаши, фломастеры, восковые мелки;

журналы с картинками, газеты;

клей, кисточки, ножницы;

магнитофон, аудиокассеты с записями различной музыки;

аромалампа, аромамасла: лаванда, герань, базилик, пачули, иланг-иланг и т.п. (коктейли из 2–3 масел по 2–3 капли).

ЗАНЯТИЕ № 1

Разогрев

Упражнение «Имя». Каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он выбирает любой вариант своего имени. Затем на отдельном листе бумаги записываются ассоциации на каждую букву выбранного имени. После чего сочиняется рассказ, частушка, стих и т.п. с использованием ассоциаций.

Представление работ по кругу.

Правила группы

После знакомства ведущий объясняет участникам основные принципы психологического тренинга и особенности групповой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы своей группы.

Подчеркнем, что в каждой тренинговой группе могут быть особые правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.

1. Доверительный стиль общения

В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия ведущий должен предложить принять единую форму общения на «ты», психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.

2. Общение по принципу «здесь и теперь»

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная идея тренинга — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя и свои личностные особенности. Поэтому следует говорить о том, что волнует участников именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе.

3. Персонификация высказываний

Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать свою собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают что...»; «Некоторые думают...» на суждения «Я считаю, что...»; «Я думаю...» и т.п.

4. Искренность в общении

Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе

Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

6. Определение сильных сторон личности

Во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник обязательно должен подчеркнуть положительные качества выступающего.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участника, а только его действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения».

Комментарий

Для участников эти правила группового общения излагаются более подробно. На все возникающие у них вопросы даются исчерпывающие ответы, также обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавление новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы. Если кого-то из участников группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы или не начинать занятие совсем. Свой выбор участник делает самостоятельно, без советов и давления со стороны других членов группы или ведущего.

Во время обсуждения правил ведущий должен дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения и замечания и обсудить их.

Выработанные правила можно записать на большом листе бумаги и вывесить.

Основное задание

Упражнение «Поговори со мной»

Группа разбивается на пары. Одному из участников дается карточка, на которой написана инструкция. (Примеры инструкций: сосчитай до пяти, прежде чем ответить; улыбайся и говори, что ничего не знаешь; не смотри в глаза; смотри в пол; перебивай напарника; говори на другую тему и т.п.). Второй участник инициирует разговор на любую тему (5 минут).

Обсуждение. что чувствовал каждый из участников, какие мысли возникали, о чем это говорит, что значит для каждого.

Упражнение «Посещение музея масок»

1. Предварительная работа. С учащимися проводится занятие по изготовлению масок на тему «Я глазами учителя». Затем оформляется музей масок в произвольном виде (см. приложение 1).

2. Ведущий приглашает участников-педагогов посетить музей масок. Предварительно объясняется, что данные маски изготовлены учащимися на тему «Я глазами учителя». Участники рассматривают все маски, затем каждому предлагается выбрать себе любую маску, придумать ей имя и монолог-презентацию (важно, чтобы были выбраны и «проблемные» маски).

3. Презентация масок. Участники садятся в круг и обсуждают основное задание:

— Что вы чувствовали при посещении музея?

— Что чувствовали, глядя на выбранную маску, а также во время ее представления?

– Какие мысли и ассоциации вызывает маска?

– Что чувствуете сейчас?

Релаксация

Зажигается аромалампа.

Ведущий. Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил. Представители педагогической профессии оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойную нагрузку в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность обучения, повышают конфликтность во взаимоотношениях с учащимися, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера негативных черт, разрушающих психическое здоровье и провоцирующих психосоматические заболевания.

Владение навыками управления собственными эмоциональными состояниями, приемами и способами саморегуляции позволяет уменьшить количество вышеперечисленных проблем.

В связи с этим на каждом занятии я буду знакомить вас с различными методиками релаксации и саморегуляции, которые вы сможете использовать самостоятельно.

Я включу негромкую музыку, чтобы вы смогли расслабиться. Пожалуйста, сядьте поудобнее. Можете положить руки на колени. Старайтесь держать спину прямо, закройте глаза и дышите медленно и глубоко. Глубокое дыхание или даже попытка осознанно ощутить свое дыхание — помогает расслабиться. Сейчас мы попробуем одну из методик расслабления. Считая про себя до четырех, сделайте медленный глубокий вдох... Ненадолго задержите дыхание... а затем медленно и спокойно выдохните тоже на четыре счета. Вдох... два, три, четыре, задержали... и спокойный выдох... два, три, четыре. Подышите так в течение минуты, и почувствуете, как расслабляетесь...

А теперь откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, оглядитесь вокруг.

Завершение

Ведущий напоминает всем участникам о месте и времени следующего занятия, перечисляет, что нужно принести для работы. Визитки с тренинговыми именами можно оставить у ведущего.

Последней процедурой каждого занятия является отметка на мишени «Обратная связь» (см. приложение 2).

Ведущий. Уважаемые участники, в конце каждого занятия я прошу оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям: 1. Деятельность ведущего. 2. Содержание занятия. 3. Деятельность участника (самооценка). 4. Психологический климат в группе.

Оценка осуществляется по 10-балльной шкале.

ЗАНЯТИЕ № 2

Разогрев

Упражнение «Разговор через стекло»

Члены группы разбиваются на пары. Затем с помощью жестов и мимики пытаются передать по очереди друг другу свое настроение, обсудить его, находясь при этом перед «звуконепроницаемым стеклом» (5 минут).

Обсуждение.

Основное задание

Упражнение «Маска»

Ведущий. Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас ваши ученики, — ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску (20–30 минут).

Необходимо придумать маске имя и монолог от ее имени.

Релаксация

Зажигается аромолампа.

Ведущий. Мы подошли к концу занятия — настало время немного успокоиться и отдохнуть. Я включу негромкую музыку, чтобы вы смогли расслабиться. Пожалуйста, сядьте поудобнее, можете положить руки на колени, старайтесь держать спину прямо, можете закрыть глаза и дышите медленно и глубоко...

Сначала попробуйте чуть-чуть напрячь плечевые мышцы... Чувствуете напряжение? А теперь медленно расслабьте плечи... Постарайтесь почувствовать расслабленность... Теперь напрягите плечи чуть-чуть сильнее, как будто вы немного нервничаете. Нельзя сказать, что вы ужасно взволнованы, но вы, наверное, чувствуете, как сильно напряглись мышцы спины. А ведь многие весь день вот так и таскают за собой весь груз своих забот и тревог. Это очень тяжело. Тяжело не только для вас, но и для ваших близких и учеников, потому что они обычно очень хорошо ощущают ваше настроение и прекрасно знают, когда вы расслаблены, а когда напряжены.

Можете попробовать проделать это упражнение на попеременное напряжение – расслабление дома, например, перед сном или в любое другое время, особенно когда почувствуете, что излишне напряжены.

Завершение (см. занятие № 1).

ЗАНЯТИЕ № 3

Разогрев

Упражнение «Пойми другого»

Каждый член группы должен в течение 2–3 минут описать настроение кого-либо в группе (можно тянуть карточки с именами членов группы). Таким образом представить себе человека, почувствовать его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух, а тот, чье настроение описывали, соотносит услышанное со своим действительным состоянием и подтверждает достоверность проникновения или отвергает его. Комментарии в этом случае не нужны.

Основное задание

Упражнение «Реклама»

Необходимые материалы: бумага разного формата, карандаши, краски, кисти, журналы с картинками, клей, ножницы и т.п.

Ведущий. Изобразите рекламу для самого себя как учителя, используя любые материалы, а также включив в нее короткий текст (20–25 минут).

Обсуждение

После завершения работы участники группы поочередно представляют свою рекламу, остальные участники добавляют в рекламу друг друга те элементы или формулировки, которые автор, по их мнению, пропустил.

Обмен чувствами.

Релаксация

Ведущий. Мы подошли к концу занятия, я включу негромкую музыку, чтобы вы могли расслабиться. Пожалуйста, сядьте поудобней, положите руки на колени, можете закрыть глаза и дышите медленно и глубоко.

Сегодня мы попробуем новую методику расслабления, основанную на сознательном наблюдении за своими телесными ощущениями. Если она вам подойдет, можете взять ее на вооружение.

Постарайтесь почувствовать, как ваша спина касается спинки стула... Потом, не двигаясь, попробуйте почувствовать, как одежда касается плеч, — когда это вам удастся, вы ощутите, как расслабляются мышцы плеч... Потом почувствуйте тяжесть рук, лежащих у вас на коленях... Потом ягодиц на сиденье стула... А теперь ступни на полу — не двигайте ими, просто постарайтесь почувствовать их... И опять: почувствуйте свою спину... плечи... правую руку... левую руку... ягодицы... правую ступню... левую ступню... И еще раз: спина... плечи и т.д. Мысленно переходите от одной части тела к другой. На время фиксируйте свое внимание на каждой из них и идите далее. Попробуйте проделать это сами в течение 2–3 минут...

А теперь откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, оглянитесь вокруг себя.

Завершение (см. занятие № 1).

ЗАНЯТИЕ № 4

Разогрев

Упражнение «Зеркало»

Участники разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. Один из них совершает какие-либо действия (например: причесывается), а другой пытается зеркально повторить их, затем происходит обмен ролями (по сигналу ведущего).

Основное задание

Упражнение «Грани моего я»

Необходимые материалы: журналы, газеты, ножницы, фломастеры, клей, бумага.

Ведущий. В виде коллажа изобразите четыре грани вашего «Я»: реальное, воспринимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее (30–40 минут).

Придумайте название и представление работы от каждой ее части (грани вашего «Я»).

Обсуждение

Представление работ, обмен чувствами.

Релаксация

Зажигается аромолампа.

Ведущий. Занятие подошло к концу, сядьте поудобнее. Если хотите, закройте глаза и дышите медленно и глубоко...

Мы с вами уже попробовали несколько методик расслабления. Сегодня попробуем новую. Расслабиться можно, заставив себя осознанно почувствовать процесс дыхания. Попробуем сделать это прямо сейчас. Не старайтесь дышать как-то по-особому, просто сосредоточьте свое внимание на том, как входит через нос холодный воздух и выходит теплый... (Пауза 20 секунд). Сосредоточьтесь на воздухе, проходящем через ваш мозг, наружу, внутрь, наружу... Постарайтесь ни о чем не думать. Если вам все же приходит в голову какая-нибудь мысль, не старайтесь отгонять ее прочь, просто проговорите ее про себя и как бы отложите в сторону, а потом опять сосредоточьтесь на дыхании еще на одну минуту...

А теперь откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Оглядитесь вокруг.

Завершение (см. занятие № 1).

ЗАНЯТИЕ № 5

Разогрев

Упражнение «Несимпатичный ученик»

Ведущий. Вспомните кого-нибудь из учеников, кто вам не очень симпатичен. А теперь постарайтесь найти в его характере, поведении не менее 5–6 положительных качеств и запишите их.

Представьте, что у него случилось несчастье. Опишите свои добрые проявления по отношению к этому ученику, свои чувства, поступки.

Обсуждение.

Основное задание

Упражнение «Поляна»

Ведущий. Представьте поляну и себя на ней. Во что или в кого вы превратились бы на этой поляне? Что делаете на ней?

1. Представление по кругу. Ведущий задает уточняющие вопросы: сколько вам лет, как себя чувствуете, не мешает ли вам...(называет того, кто уже есть на поляне), как вы относитесь к...?

2. Организация пространства и проигрывание ролей (15–20 минут). Каждый участник должен повзаимодействовать со всеми героями.

3. Рефлексия от имени роли.

4. Деролинг (снятие роли).

Обсуждение

Что вы чувствуете сейчас, как изменились ваши чувства? И т.п.

Релаксация

Упражнение «Посещение зоопарка»

Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

12. Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

Завершение

Ведущий. Сегодня у нас с вами последнее занятие, спасибо всем за работу, помните о методиках расслабления, которые мы с вами изучили, используйте их, когда устаете. Упражнение «Посещение зоопарка» можно использовать с учениками на уроках вместо физкультминутки.

Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру с собой — «Я заслуживаю...». Счастье редко дается человеку «большим куском». В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю...», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание», и т.п. Вспомните не менее пяти событий.

Задание на дом: каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю...» Это необходимо делать в течение трех недель. Чтобы не забыть, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте возле кровати, это будет напоминать вам домашнее задание. Поверьте — это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

Рефлексия

— Какой опыт вы приобрели?

— Чему научились в процессе занятий?

— Замечания и пожелания ведущему (можно в письменном виде).

Инесса ЛЕВОШКО,
педагог-психолог
Центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации «Веда»,
г. Брест, Республика Беларусь

 


 

ЛИТЕРАТУРА

Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. — М., 1993.

Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. — СПб., 2005.

Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. Часть 1. — Минск, 2003.

Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. — СПб., 2001.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Музей масок

План-конспект коррекционно-развивающего занятия
с учащимися интегрированного класса (5–9-й классы)

Цель: содействие улучшению психологического микроклимата в коллективе.

Задачи

1. Диагностика межличностных отношений в коллективе.

2. Снятие напряжения и тревожности.

3. Раскрепощение участников, сплочение коллектива.

4. Развитие самоинтереса.

5. Повышение уверенности в себе.

6. Стимулирование творческого самовыражения.

В начале занятия учащихся знакомят с правилами работы в группе.

Разогрев

Упражнение «Стул»

Из круга убирается один стул. Участники встают в круг около оставшихся стульев.

Ведущий. Сейчас мы все будем хаотично двигаться по комнате. По команде «Стул!» каждый должен занять стул, который находится ближе всего к нему.

Ведущий тоже двигается со всеми и неожиданно подает команду, занимая свободный стул. Тот, кто останется без стула, становится ведущим (5–7 минут).

Основное задание

Необходимые материалы: карандаши, бумага, кисти, ножницы, журналы, клей, скотч, магнитофон, аудиокассеты.

Ведущий. Еще в древние времена люди создавали маски для того, чтобы отразить какой-то образ. Маска может скрывать лицо и придавать ему любой вид – например, какого-то зверя или героя.

Сегодня мы с вами тоже будем делать маски, но маски необычные. Называться они будут «Я глазами учителя». Каждый из нас, глядя на другого, видит в нем какие-то качества: черты характера, умственные способности, таланты, недостатки внешности и т.п. Многие задаются вопросом: что же о нас думают другие, какие черты они в нас видят? Сейчас мы попробуем представить, что же о вас думают ваши учителя, что они в вас видят, какие черты и качества?

Нарисуйте маски по размеру своего лица: глаза и рот с помощью красок, карандашей, журналов и других материалов, наполните маску содержанием (30 минут).

Придумайте маске имя и небольшую историю.

Обсуждение

Надев на себя маску, каждый участник называет имя своей маски и рассказывает историю о ней от первого лица.

Ведущий. А сейчас в этом кабинете мы создадим музей масок. Найдите место, где, на ваш взгляд, должна располагаться ваша маска, и прикрепите ее с помощью скотча. Этот музей смогут посетить другие дети и учителя.

Завершение

Участники сидят в кругу.

Ведущий. Закончим сегодняшнее занятие так: каждый участник скажет комплимент своему соседу слева (говорить о сильных сторонах соседа).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2