Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«ПСИХОЛОГ В ИНТЕРНАТЕ, ДЕТСКОМ ДОМЕ И ДРУГИХ "ОСОБЫХ" УЧРЕЖДЕНИЯХ: СПЕЦИФИКА РАБОТЫ»

ТВОРЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Программа социальной адаптации подростков
методом творческого самовыражения

Программа разработана для занятий с детьми, лишенными попечения родителей, с воспитанниками детских домов, а также может быть использована для работы с подростками любых социальных групп, испытывающими трудности в социальной адаптации.

Дети, лишенные попечения родителей, имеют ряд личностных особенностей, затрудняющих адаптацию в социуме. У них акцентируются такие личностные черты, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, негативизм, конформизм. Эти черты, вступая в противоречие с природной индивидуальностью ребенка, провоцируют возникновение и обострение внутриличностных конфликтов, проявляющихся в поведенческих отклонениях и различных формах дезадаптации, которые сопровождаются неспособностью принятия жизненно важных решений, планирования деятельности, прогнозирования будущего. Подобная пассивность является одной из актуальных проблем, требующих особого психологического решения.

Предложенная программа составлена на основе метода «Терапия творческим самовыражением», разработанного профессором М.Е. Бурно. Данный метод является, на наш взгляд, одним из действенных способов помощи депривированным детям. Уникальность этого метода в его глубоком гуманистическом отношении к личности, и прежде всего к дефензивной личности. Дефензивность — это пассивная оборонительность в противоположность активной агрессивной оборонительности. Как отмечает М.Е. Бурно, в основе дефензивности лежит «конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием. Чувство неполноценности конкретно обнаруживается робостью, неуверенностью в себе, боязливой инертной нерешительностью, патологической застенчивостью, тревожной мнительностью, ипохондрическими переживаниями, житейской непрактичностью». Все эти дефензивные свойства могут быть присущи людям с самыми разнообразными характерами, но особенно болезненно переживаются депривированными детьми.

Цель обучения: формирование активной жизненной позиции подростков на основе понимания и принятия сильных и слабых сторон своего характера как резерва для творческой самореализации.

Задачи:

• познакомить участников группы с основными характерологическими типами; показать сильные и слабые стороны в каждом типе характера;

• создать условия для понимания подростками уникальности своего характера, показать ценность его проявления в творческом самовыражении; способствовать пониманию и принятию своей дефензивности как возможности обретения творческого вдохновения;

• формировать у подростков толерантность и позитивное отношение к людям с иной индивидуальностью;

• помогать участникам активизировать собственные резервы;

• показать возможность использования средств творческого самовыражения для самопомощи в трудных жизненных ситуациях.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Метод «Терапия творческим самовыражением» используется для воспитания у дефензивных подростков творческого стиля жизни, творческого отношения к себе, к окружающим их людям, к своему труду. Творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или построение ума, или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке. Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение служит тем коррекционным механизмом, который помогает подростку более гармонично существовать в окружающей его действительности, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, ощутить себя активной творческой личностью, найти в себе то, на что можно опереться в жизни, что волнует и вдохновляет.

Метод «Терапия творческим самовыражением» приглашает в сложное духовно-интеллектуальное путешествие по морю человеческого разнообразия. На занятиях изучаются и анализируются проявления характеров у взрослых и детей на основе образов героев художественных произведений, биографических данных великих людей — поэтов, художников, писателей, ученых — в сравнении с собственным характером. Дети узнают, что данному характеру присуще всегда; что очень типично, но присуще не всегда; что нетипично, но все-таки может быть; что никогда в рамках данного характера не встречается. Знания и умения, получаемые на занятиях, помогают найти пути к пониманию себя и окружающих и, стало быть, способствуют профилактике душевных срывов, нервных кризисов; а также, что очень важно, помогают найти свое место в жизни, опираясь на собственную индивидуальность.

Программа рассчитана на подростков 13–17 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа каждое. Для реализации программы предполагается 64 встречи (128 часов): по 32 встречи в течение каждого года обучения. Встречи начинаются в середине сентября по мере установления стабильного распорядка дня в детском доме и формирования группы и заканчиваются в середине мая для предоставления времени на подготовку к окончанию учебного года. Форма организации встреч — творческие гостиные со свечами и чаепитием.

Для повышения эффективности усвоения подростками предлагаемого материала используются следующие методы: просмотр слайдов и репродукций, рассказ ведущего, чтение литературных произведений, выполнение творческих работ, беседа, дискуссия, рефлексия, самоанализ, ассоциативный метод, приемы психологической само- и взаимопомощи, игры и инсценировки, поиск вариантов завершения ситуаций.

Контроль усвоения материала и оценка личностного роста проводятся в форме самооценки, выполнения творческих работ, игр и самоотчетов. В заключение цикла участники группы выполняют итоговую творческую письменную работу, в которой определяют свои характерологические особенности.

В результате участия в программе «Творческая гостиная» предполагается появление у подростков навыков эффективного взаимодействия с людьми на основе понимания их характерологических особенностей; осознание своего творческого потенциала и умения им пользоваться; укрепление активной жизненной позиции, способствующей жизненному самоопределению; понимание и принятие инаковости другого человека; стремление к саморазвитию и обретению творческого вдохновения в деятельности; знания о творчестве великих поэтов, писателей, художников как возможности самореализации.

Занятия по программе социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения «Творческая гостиная» проходят в соответствии с рекомендуемыми основателем метода М.Е. Бурно условиями, которые включают в себя атмосферу гостиной с мягким светом свечей, кипящим самоваром, сухариками. Чаепитие в уютной гостиной располагает к теплому общению, служит способом проявления внимания друг к другу. Неяркость освещения смягчает напряженность, конфузливость. Тревожно-застенчивый ребенок, не знающий, куда деть руки, может взять сухарик, чашку с чаем, и эти простые действия помогут в какой-то степени преодолеть неловкость. Тихое чаепитие уводит от суеты, объединяет ребят между собой, располагает к доверительности.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, со шторами для затемнения. Хорошо, если есть специально отведенное место для выставок детских творческих работ.

Для того чтобы помочь подростку наиболее глубоко прочувствовать содержание занятий, используются слайды, репродукции картин, портреты известных людей, записи музыкальных произведений, природный материал (камни, растения), произведения прозаиков и поэтов.

Во многих занятиях ребята получают возможность ощутить себя творческой личностью в создании собственных произведений. Для этого потребуются листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, природный материал.

Для театрализованных занятий необходимы всевозможные куклы (можно самодельные), маски, минимальный театральный реквизит (шляпки, очки, накидки).

Формирование группы происходит в начале учебного года, в ходе индивидуальных бесед с потенциальными участниками. Желательное количество подростков в группе 10–15 человек, близкого возраста. При наборе необходимо обратить внимание на характер и психическое состояние будущих участников: не включать в группу более чем по одному истерическому и эпилептоидному подростку, исключить участие детей с психопатоподобным поведением. Основу группы составляют дети с дефензивными проявлениями различных характеров.

Характерологически разнородная группа представляет собой модель микросоциальной среды, в которой дети, творчески общаясь между собой, учатся принимать человека с иным характером таким, какой он есть.

В процессе своего развития группа проходит несколько этапов:

1. Предварительное знакомство участников группы с характерами людей.

2. Расширение и уточнение представлений о характерах при знакомстве с литературными произведениями, творчеством и биографиями известных людей, участии в психологических играх и инсценировках.

3. Осознание собственной индивидуальности со стойким творческим вдохновением и знанием приемов само- и взаимопомощи.

На первом занятии ребята знакомятся друг с другом, с условиями проведения группы, темами курса, его целями и задачами. В доступной форме ведущие рассказывают о сущности метода «Терапия творческим самовыражением» и о структуре и правилах проведения занятий. На эту встречу можно пригласить выпускников — участников предыдущих групп, которые поделятся своими впечатлениями о работе в группе. Это помогает вновь пришедшим почувствовать себя более уверенно и определиться с желанием посещать занятия.

На всех занятиях, входящих в программу, ребята постепенно знакомятся с собственным характером. Можно выделить пять видов занятий:

• творческое общение с литературой и искусством;

• создание собственных творческих произведений;

• творческое общение с природой;

• проникновенно творческое погружение в прошлое;

• игры и драматизации.

В структуре большинства занятий можно выделить четыре части:

1. Начало занятия: ведущие помогают вспомнить предыдущую тему, устанавливая связь с новым материалом.

2. Информация об изучаемом характере: чтение литературных произведений, выдержек из воспоминаний современников, дневников, сообщение биографических данных и т.д. в сопровождении показа слайдов, репродукций, фотографий.

3. Беседа по вопросам ведущих, помогающая ребятам выделить основные особенности представленного характера; найти черты сходства и различия с собой; определить свое отношение к такому характеру, принять его.

4. Обмен впечатлениями. Ведущие подводят итоги занятия с выделением сильных и слабых сторон этого характера, подчеркивают возможное поле деятельности для него, приемы самопомощи.

Структура занятий, посвященных выполнению творческих работ, несколько иная: во второй части после информации ведущих по предлагаемой теме выполняются творческие работы; в третьей части эти работы рассматриваются, обсуждаются с позиции характерологии.

Текущий контроль за личностными изменениями участников осуществляется определением степени их активности на занятиях; в ходе личных бесед с ведущим, при выполнении творческих работ, в дискуссиях, а также при помощи самооценки и самоотчета.

Промежуточный контроль предусматривает проведение специально организованных игр и инсценировок.

Итоговый контроль подразумевает выполнение творческой работы «Мой портрет» — ребята пишут рассказ о себе, своем опыте проживания в группе, о тех изменениях, которые произошли в них; о том, чему научились, как это может им пригодиться в жизни.

Ниже приводятся конспекты некоторых занятий.

ТЕМА «ЦВЕТОК ПО ИМЕНИ НЕЗАБУДКА»

Цель: помочь почувствовать свою индивидуальность при выборе наиболее понравившегося растения; показать разнообразие проявления характеров во взаимодействии; дать представление о дефензивности как проявлении душевной организации.

1. Игра «Ассоциации» (с растениями)

Сказать о роли природы в жизни человека — ее целительной, вдохновляющей во все времена силе; о человеке как части природы. Прочитать хокку:

Как много их на полях,
Но каждый цветет по-своему,
В этом высший подвиг цветка.

Мацуо Басё

Ведущий. Попробуйте ощутить себя на цветочной поляне. На ней много цветов. Вот на открытках цветы, выберите близкий себе цветок, может быть, он связан с воспоминаниями, а может быть, просто сейчас привлек ваше внимание. Возможно, вашего цветка нет здесь среди открыток, но вы помните о нем и можете о нем рассказать.

Участники выбирают цветок, близкий себе, похожий на себя или пробуждающий воспоминания о моменте встречи с природой. Затем рассказывают, почему выбрали именно этот цветок.

Обратить внимание участников на индивидуальные особенности, которые проявились в рассказе каждого о выбранном цветке. Подчеркнуть разницу восприятия одного и того же растения людьми разных характеров.

Ведущий. Как цветочная поляна, разнообразен мир человеческих характеров, и все это разнообразие отразилось в ваших рассказах, открывающих частицу вашей индивидуальности. Как каждому цветку на поляне есть место для жизни, так и каждый характер имеет право быть — он просто есть, существует в обществе. Часто люди страдают, видя недостатки своего характера, принимая их за невозможность что-то в своей жизни изменить к лучшему. Зная особенности разных характеров, можно помочь человеку увидеть силу своей индивидуальности, чтобы не стараться быть таким, как кто-то, а искать силы в себе.

2. Чтение фрагмента сказки О. Гавриченко
«Цветок по имени Незабудка»
(без окончания)

Недалеко от большого города был лес. В лесу была поляна. На ней росли разные цветы. В хорошую погоду на поляну прилетали бабочки, в траве заводили свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы умели разговаривать. Каждый из них рассказывал другому лесные новости. Иногда цветы играли друг с другом в мячик из капельки росы. Весело им было жить на поляне!

Однажды утром на поляне появился новый цветок. У него был тонкий стебелек с маленькими листиками и крошечными зелеными бутонами.

— Ты похож на обыкновенную траву, — сказал большой красный Мак, — ты весь зеленый.

— Нет, — ответил новичок. — Я — цветок. Меня зовут Незабудка.

— Да какой же ты цветок, если твои бутоны не раскрываются! — сказали Ромашки, покачивая головками на тонких ножках. — Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, но цветов по имени Незабудка не знаем.

— Таких цветов не бывает! — зазвенел Колокольчик. — Нас здесь много, и никто не знает цветов по имени Незабудка. И все цветы на поляне сказали:

— Нет такого цветка! Ты не наш! Мы не будем дружить с тобой!

Маленькая тоненькая Незабудка оглядела себя: «Да... Я и вправду вся зеленая, и бутоны мои не раскрыты... Конечно, никто и говорить со мной не захочет, а дружить — тем более». От этой мысли она почувствовала себя одиноко. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, а нераспустившиеся бутончики наклонились к земле... Незабудка уже совсем было завяла, как вдруг пошел дождь. Он напоил Незабудку спасительной влагой, она ожила и снова услышала гордый голос Ромашки:

— Посмотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и с белыми лепестками. Я похожа на солнце!

— А мы, — зазвенели колокольчики, — самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто не слушал, ведь она и не похожа на цветок...

3. Придумывание окончания сказки

Предложить участникам придумать окончание сказки сообразно своей индивидуальности, отвечая на вопрос: «Представьте себя или своего знакомого на месте Незабудки... Как тогда закончилась бы сказка? Если бы у вас была похожая ситуация, что бы вы сделали?»

Чтение окончаний сказки.

Подчеркнуть, что разные варианты рассказов отражают характер автора и его опыт разрешения ситуаций. «Кто-то будет настойчиво доказывать свое право быть на поляне, кто-то будет ждать помощи извне, кто-то будет обвинять себя в том, что он несовершенен, а кому-то будет достаточно своего потаенно-внутреннего мира. И все это разнообразие поведения будет отражением человеческих характеров».

4. Определение понятия «дефензивность»

Ведущий. Часто мы наделяем другого человека своим характером, думая, что он должен поступать так же, как я, забывая о его индивидуальности. Отсюда — неприятие, непонимание в отношениях и поступках. Может ли Мак требовать от Незабудки, чтобы она цвела такими же яркими пышными цветами? Вы предположили, что может произойти с Незабудкой, исходя из особенностей своего характера. Но если бы на месте Незабудки был человек, то каким был бы его характер?

Помочь участникам выделить черты тревожно-сомневающегося характера, почувствовать возможную близость этого характера своему.

Дать понятие «дефензивность» и предложить найти ее проявления в своем характере.

5. Подведение итогов занятия

Обратить внимание участников группы на то, что они увидели особенности проявления одного из множества других характеров, знакомство с которыми «позволяет помогать себе и друг другу не только разумом, но и творчески-целебным оживлением души... с постепенным вхождением в целебно-творческий стиль жизни» (М.Е. Бурно).

Предложить участникам поделиться впечатлениями о занятии.

ЛИТЕРАТУРА

Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. Хухлаевой О.В. — М.: Академический Проект, 2001.

ТЕМА «НАРЦИСС И КИПАРИС»

Цель: определить основные черты демонстративного и аутистического характеров.

1. Краткое изложение мифов о Нарциссе и Кипарисе

Давным-давно жил сын речного бога и нимфы прекрасный, холодный, гордый Нарцисс. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви. Он отвергал любовь всех и многих нимф сделал несчастными. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула:

— Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не ответит тебе взаимностью тот, которого ты полюбишь!

Разгневалась богиня Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды во время охоты Нарцисс подошел к студеному прозрачному ручью напиться, нагнулся и отразился в воде во всей своей красе. В изумлении смотрел он на свое отражение и влюблялся все больше и больше в него. Нарцисс не отходит от ручья, любуется самим собой, не ест, не спит, готов умереть, чтобы избавиться от мук любви. Склонилась голова Нарцисса на зеленую траву, и мрак смерти покрыл его очи. На том месте, где склонилась голова прекрасного юноши, вырос душистый цветок — нарцисс.

Ведущий. Так о нарциссе рассказывает миф. На самом деле это очень ранний цветок — уже первого мая среди голой еще земли появляются ярко-желтые крупные цветки. Одновременно цветут многие подснежники, но не они привлекают внимание, а душистые прекрасные нарциссы, демонстрирующие разнообразную форму и окраску цветков. Это любимый цветок англичан, и именно в Великобритании было организовано первое общество любителей нарциссов: педантичным англичанам много радости доставляет артистизм нарцисса. Весь май собирает нарцисс плоды восхищения его красотой, пьет живительную талую воду, делая запас в луковице, а потом, сыграв свою роль, затаивается до следующей весны. Ведь появляются пышные пионы, сирень, а нарцисс уже потерял свои цветы, внимание привлечь нечем.

О другом характере рассказывает миф о Кипарисе.

Этот юноша — сын царя острова Кеос, друг бога Аполлона. Кипарис посвятил все свое время любви к прекрасному оленю, которого водил на поляны с сочной травой и звонкими ручьями, украшал рога его венками из душистых трав. Часто Кипарис, играя с оленем, вскакивал на его спину и разъезжал по цветущей долине.

Но однажды в жаркий летний полдень олень укрылся в кустах от зноя, а Кипарис охотился там же и нечаянно бросил копье в своего любимца, не узнав его. Олень был сражен насмерть, и смертельно расстроен был Кипарис. Горе его было неутешно, и молил он Аполлона о смерти. Внял Аполлон его мольбам и превратил юношу в дерево. Кудри его стали темно-зеленой хвоей, тело одела кора, вершина уходила в небо.

С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его ветками украшали погребальные костры, сажали кипарисы у могил. Называют его деревом скорби.

Писатели и путешественники говорят о кипарисе: «Как свечки стоят кипарисы вдоль дороги...»

2. Беседа

Определите (повторите) главные черты характера Нарцисса и Кипариса. Сравните со своим характером, есть ли сходство с кем-нибудь из них?

3. Заключение

Нарцисс — себялюбивый, гордый, холодный, артистичный, красивый.

Кипарис — подчинивший свою жизнь служению идее (Красоте), когда смерть не страшна, так как она соединит с Красотой.

ЛИТЕРАТУРА

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — Симферополь: Реноме, 1998.

ТЕМА «КУПЕНА»

Цель: знакомство с переживанием природы человека с аутистическим характером в сравнении с собственными переживаниями.

1. Рассматривание репродукции растения купены
и рассказы каждого участника о своем восприятии растения

Ведущий. Для человека издавна природа служила источником вдохновения. Красота, мощь, необъятность мира растений побуждала людей к созданию легенд, мифов, сказок, в которых растения оживлялись, наделялись характером, превращались в сказочные существа, людей, божества. Можем вспомнить мифы о нарциссе, кипарисе. Сегодня мы предлагаем вам посмотреть на купену, и, возможно у вас возникнут ассоциации или воспоминания... Вы можете побывать в роли творца рассказа, мифа, сказки, наделить купену чертами какого-либо характера.

Посмотрите на репродукцию и в течение нескольких минут, стараясь проникнуться духом растения, попробуйте придумать историю про купену или предложить свое воспоминание или ассоциацию. Возможно, это будет всего несколько строк, может быть – история из детства, может быть – фантастическая история, а может быть – реальная... Все, что придет на ум за это короткое время.

Участники группы делятся ассоциациями, рассказами, ощущениями.

После каждого рассказа участника следуют вопросы ведущего по уточнению характерологических особенностей, которые увидел в купене участник.

2. Чтение рассказа Ю. Линника о купене

Сколько раз я встречался с купеной! Застываешь очарованно: вот одно из самых гармоничнейших растений биосферы.

Стебель у купены приподнимающийся: снизу по нему спускаются узкие колокольчики, а поверху — будто балансируя в своем восхождении — идут узкие струящиеся листья. Это как контрапункт: печаль никнущих колокольчиков и экстатический взлет листьев. Две темы, две партии. Смиренье — и порыв: минор — и мажор. Листья и цветы купены — два образных ряда. Растение построено как диалог. В нем гармонически сопряжены две основные тональности бытия. Такова поэтика купены. Такова ее удивительная композиция.

Тайна красоты неизъяснима. Да, есть математически определимые, прекрасные пропорции: есть золотое сечение. Но красота шире любых форм. Вот угол наклона стебля у купены — он очень существен в композиции. Измени его — и пропадет тайна. Но если этот угол я выражу в градусах, то пойму ли секрет всей грации купены? Нет, не пойму и отчасти.

А эти колокольчики? Не зря они такие странно оттянутые, удлиненные. Уже одна форма говорит: они вызванивают печаль. Смотрят всегда долу, льют свет на землю. И свет у них особый — лунный, зеленоватый чуть. Исчислимы ли необычные пропорции этих колокольчиков? Наверное, нет.

Я знаю: трепетный порыв в небо эти листья выразят лучше меня. И я доверяюсь им — таким неуклонным в своем струении ввысь. Они — как торжественное шествие, они — как зеленые факелы. Но к радости восхожденья примешивается грусть потерь. И потому колокольца купены звучат в моем сознании светлым реквиемом, будто это трава — посвященье, трава — помять. Нет в ней безысходной тоски. Но и нет легковерной надежды. Вся она — золотая мера: противоположные начала тонко сгармонированы в купене.

3. Определение сходства и различий в восприятии

— Выделите черты характера, которые автор рассказа приписывает растению.

— Насколько похож характер купены в рассказе Ю. Линника на характер купены в вашем рассказе?

4. Подведение итогов занятия.

ЛИТЕРАТУРА

Журнал «Юный натуралист», № 1, 1990 г.

ТЕМА «МИР КАМНЕЙ»

Цель: помочь подростку понять свою индивидуальность через общение с объектами неживой природы.

1. Рассказ ведущего о камнях-талисманах. Рассматривание камней и других объектов неживой природы

Ведущий. Писатель Константин Паустовский писал: «Блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света».

Камни обычно считаются составной частью неживой природы. Но на самом деле минералы рождаются, изменяются, превращаются в другие минералы и горные породы, умирают. У каждого из них своя судьба: век их земной, конечно, гораздо длиннее человеческой жизни, и поэтому мы считаем камни вечными.

Прекрасный, завораживающий мир камней всегда был для человека загадкой. Их яркий красивый цвет, долговечность, прозрачность, лучи и сверкание на солнце привлекали к себе внимание древнего человека как что-то необычное, вызывали восторг, восхищение, удивление и суеверный страх. Люди верили в сверхъестественную силу камней.

Многие древние народы считали камень обителью богов. Древние славяне относились с особым почтением к камням-валунам, на которых они изображали отпечатки, похожие на след человека, птицы или зверя.

У малых народов Севера до недавнего времени существовал культ камней. Камень просили об удаче в охоте или в каком-либо деле, об излечении недугов. Священным камням оказывали знаки внимания — совершали жертвоприношения, забивали оленя или оставляли на этом месте рога, монеты, кусочки меха; землю поблизости кропили спиртом, посыпали табаком. Это должно было избавить от всяческих затруднений, опасностей, невзгод и других превратностей в пути.

На юге Сибири, на перевалах, возле груд наваленных камней, можно часто увидеть массу тряпочек, ленточек. Это коренные жители — алтайцы, хакассы, тувинцы просят о чем-то священные камни.

В некоторых районах Меланезии считается, что камень с небольшими кругами на поверхности хорош для умножения денег. Если кто-то из меланезийцев увидит большой камень, а под ним множество мелких, он положит на этот камень деньги, чтобы умножить количество денег. У аборигенов Австралии есть вера в камни, приносящие дождь: их опрыскивают водой и разжигают вокруг костры.

На ряде островов Полинезии до сих пор считают, что в некоторых камнях живут злые и опасные «пожирающие привидения»: если на один из таких камней упадет чья-то человеческая тень, привидение вытянет из него всю душу. В Норвегии крестьяне собирали круглые камни, мыли их каждый четверг вечером, смазывали коровьим маслом перед огнем, клали на почетное место на свежую солому, а в определенные дни года купали в пиве, чтобы камни посылали дому довольство и счастье. Они считали, что эти камни имеют связь с Тором — богом-громовержцем, от которого зависят урожай и будущее крестьянина.

В Японии рядом с подушкой новорожденного ставится чашка с вареным рисом, а у изголовья постельки кладут камень. Рис служит жертвоприношением божеству, а камень рассматривают как тело бога. Японцы вообще неравнодушны к камням. Основой любого японского сада являются камни. Для своих парков японцы привозят камни даже из других стран. Существуют целые сады камней. Так, в городе Киото по белому песку разложены 15 черных камней. Это «философский сад», или сад Реандзи, куда люди приходят созерцать мудрое и вечное. Люди долго и отрешенно смотрят, и камни вызывают поток мыслей, различные ассоциации. Этот уголок природы является целебным, вызывая стойкое состояние спокойствия и безмятежности.

Для многих народов камни, в частности самоцветы, долго были далеко не безделушкой, а одушевленным предметом, в котором они чувствовали отблески таинственной жизни горных духов. О камнях сложено множество легенд, поверий. В Индии считалось, что многие минералы, подобно животным, имеют душу. В древних индийских рукописях говорится, что цветные камни — это кровь, пролитая сказочным царем Ассуром в битве с чудовищами.

В Китае и Японии считали, что есть места, где камни рождают тысячи мелких камешков и выращивают их как своих детей. Более того, на Востоке полагали, что самоцветы зреют в земле, меняя свой цвет: сначала они бесцветные, потом получают желтую, потом зеленую и синюю окраску, а потом уже красную как цвет высшей степени зрелости.

Издавна люди верили в свой счастливый камень. Камни становились талисманами, амулетами, которые обеспечивали их владельцу счастье, удачу, защиту от злых сил.

А.С. Пушкин написал стихотворение, посвященное любимому изумрудному перстню:

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья,
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи –
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи желанье;
Храни меня, мой талисман.

В чем же загадка камней? Почему они многие века волнуют умы и чувства людей? Почему, рассматривая их, мы испытываем непонятное влечение к ним? Хорошо об этом сказал художник И.Е. Репин: «Чем больше вглядываешься в самоцветный камень, тем глубже он затягивает вас в свою глубину очарованья.

2. Выбор объектов неживой природы
и рассказ участников о своем выборе

Вопросы и задания:

1. Выберите камень, чем-то созвучный вам.

2. Объясните свой выбор: чем понравился камень, чем близок вашему характеру, душе.

3. Что видите в нем обычного или необычного?

4. О чем мог бы рассказать этот камень?

3. Беседа, направленная на обнаружение
особенностей характера участников
в рассказе

Ведущий. Каждый по-своему воспринимает этот природный дар. Для одного камень — материал, из которого можно что-то сделать. Другой любуется его красотой и использует для украшения. Для третьего — это часть его души, таинственный символ. Для четвертого — свидетель каких-то событий, происходящих в жизни, внимательный слушатель.

Материалисты видят красоту камня как части природы, видят его материальность. Идеалисты часто наделяют камень сверхъестественной силой: для них камень символичен — это обиталище Бога, часть вечной Красоты, Гармонии. Камни похожи на людей своей неповторимостью: как нет одинаковых людей, так нельзя встретить и одинаковые камни. Выбор «своего» камня, наиболее созвучного душе, — это представление своей индивидуальности, своего отношения к природе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаев С.М. Камни. Мифы, легенды, суеверия. — Новосибирск, 1995.

2. Гоникман Э.И. Ваш талисман: о целебных свойствах драгоценных камней. — Мн.,1992.

3. Гоникман Э.И. Лечебная радуга камня. Цветотерапия. Основы лечебной моды. — Мн., 1992.

ТЕМА «ЯПОНСКАЯ ПОЭЗИЯ. ХАЙКУ»

Цель: обретение творческого вдохновения в написании трехстиший.

1. Рассказ об истории возникновения
и законах написания хайку

Ведущий. Есть на свете вещи, обладающие обманчивой внешней простотой. Таковы хайку, японские трехстишия. «Возвысь свое сердце и вернись к обыденному», — писал Мацуо Басё, мастер хайку.

Для понимания хайку необходимо представить печаль и грусть одиночества, немного налета старины, много подтекста, мало слов. Хайку состоит из трех строк, но включает в себя весь окружающий мир. В Древней Японии хайку являлось простым народным стихотворением, как, скажем, в России — частушка. Но хайку только внешне проста и народна.

Хайку — не стихи, а образ жизни, часть философского восприятия мира, для полного погружения в который необходимо понимание очарования простых вещей, сочетания легкости, простоты и прозрачности с глубиной мысли и чувств. И самое главное, ради чего, собственно, и создается хайку, — это озарение или просветление, наступающее вслед внутреннему освобождению.

Я чуть доплелся
до горной ночлежки, как
Вдруг глициний цвет.

Мацуо Басё, 1686 г.

В хайку так сочетается простое и сложное, что разобраться может каждый, у кого возникнет желание погрузиться в мир одиночества, грусти и счастья внутреннего прозрения, в мир наслаждений и открытий, мир, который вас окружает, но в который все же стоит внимательнее вглядеться.

Японская поэзия всегда тяготела к краткости, которая, как известно, является сестрой таланта. В конце первого тысячелетия ведущим жанром стала танка, что значит «короткая песня». Все сколько-нибудь достойные внимания события и впечатления сопровождались сложением танка: любование цветущей вишней и свидание с возлюбленным, восхищение первым снегом и расставание на рассвете, воспоминания о друге и назначение на должность. При дворе даже устраивались турниры, на которых разделенные на команды дамы и кавалеры соревновались в стихосложении. По сочиненному «на случай» стихотворению судили об уме и талантах юноши, а легкая вязь складывающихся в танка иероглифов, украшающих веер, многое могла сказать об утонченности и изяществе.

Начальная строфа танка отделилась от завершающего двустишия и обрела самостоятельную жизнь, сохранив при этом название «хокку»— «начальные стихи». Впоследствии за хокку закрепилось и другое имя — «хайку», что означает «комические стихи» (первоначально трехстишия носили шуточный характер). Позднее, когда хайку стали преимущественно лирическими стихотворениями о природе, название осталось, хотя и утратило свой буквальный смысл. Сейчас в ходу оба термина — и «хокку», и «хайку», но последний более употребителен.

Существуют правила написания хайку:

1. Каждое хайку имеет три строки.

2. В первой и третьей строке по 5 слогов, в средней — 7 слогов.

3. Хайку строится вокруг слов, указывающих на время года.

4. Части композиции связываются мимолетным переживанием.

Время рождения хайку — XVI век — совпало в Японии со временем необычайного расцвета дзэн-буддизма, веком ранее получившего статус государственной религии.

Цель дзэнской практики — озарение, просветление, в результате которого человек понимает, что истина доступна ему «здесь и сейчас», что она всегда присутствует в реальных вещах мира, — надо только суметь ее увидеть. Озарение приходит внезапно, и этот миг нельзя передать долгими описаниями — его можно лишь попытаться запечатлеть, сложив короткое стихотворение-выдох. Этот выдох как раз умещается в семнадцати слогах хайку.

Знание хайку и умение их сочинять со временем стало неотъемлемой частью воспитания японского воина, самурая. Так, в «Начальных основах воинских искусств», составленных в XVII веке, наряду с требованиями к воину «в делах повседневных помнить о смерти», не пренебрегать сыновней добродетелью, быть умеренным в еде, жертвовать жизнью, когда того требует долг, а также «не ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена», содержится и следующее замечание: «Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и для постижения чайной церемонии». Среди самураев был распространен обычай слагать перед смертью прощальное стихотворение — чаще всего в жанре пейзажной лирики. Свое умение слагать стихи самурай мог демонстрировать и в самой, казалось бы, неподходящей обстановке. Сохранилась история о том, как великий воин Такэда Сингэн, отразив боевым (стальным) веером занесенный над его головой меч, тут же, не изменившись в лице, сложил лирическое пятистишие.

Легче гусиного пуха
Жизнь улетает...
Снежное утро, —

написал, идя на смерть, Катаока Такафуса, один из сорока семи преданных воинов, отомстивших за жизнь и честь своего господина.

XVII век оставил для нас имена самураев, забросивших службу у влиятельных князей-дайме и ставших прославленными мастерами хайку. Среди них — признанные классики японской поэзии Басё (1644–1694) и Рансэцу (1654–1707).

2. Чтение хокку

Внимательно вглядись:
Цветы пастушьей сумки
Увидишь под плетнем.

Майские дожди.
Заплыла лягушка
В дом через порог.

Из сердцевины плода
Медленно выползает пчела.
О! С какой неохотой!

Дождь за окном.
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел.

Цветы засохли,
Но семена летят,
Как чьи-то слезы.

Некуда воду из ванны
Выплеснуть мне теперь –
Всюду поют цикады.

К колокольчику
Цветку долетит ли большой комар?
Так грустно звенит.

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему, –
В этом высший подвиг цветка!

Мацуо Басё

3. Создание собственных трехстиший

Ведущий. Каждый из нас по-своему чувствует красоту окружающего мира. Вспомните свое любимое время года. Вспомните моменты восхищения красотой природы, удивления или гармонии с окружающим миром. Что является самым ярким образом, символом? Что вызывает чувство восхищения? «В миг озарения дыхание прерывается и его можно запечатлеть, сложив короткое стихотворение-выдох — хайку — 17 слогов». Попробуйте пережить это озарение здесь и сейчас.

4. Беседа о проявлении особенностей характеров в этих стихах

1. Насколько вам близко творчество хайку?

2. Какие особенности характера вы заметили, когда слушали стихотворения друг друга?

3. Возник ли у вас «миг озарения» здесь и сейчас? Как вы это переживаете?

5. Заключение

Ведущий. Дзенбуддистская философия полагает, что человек рождается чистым, свободным от условностей и лишь в течение жизни этими условностями «замутняется». Общение с красотой очищает — так говорили японцы еще в древности. Красоту можно найти во всем, что окружает, — это будет индивидуально для каждого...

Природа полифонична — мы все по-разному видим одно и то же дерево или дорожку среди полей. Каждый может найти свое созвучие.

Реалист — телесный — чувствует родство с природой, очеловечивает ее, возникает чувство гармонии, защищенности.

У аутиста бытие Природы молчаливо — оно отделено от человека, не подчиняется ему. Природе «нет дела до нас, она бросила нас в беде». Мир — это осуществление Гармонии, Красоты, Бога.

У полифониста природа сказочна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Японская лирика / Пер. В.В. Соколова. Под ред. В. Орлова. — Мн.: Харвест, 2000.

2. Хайку. Авторский перевод и комментарии Д. Серебрякова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Людмила ПРОТАСОВА,
педагог-психолог
МОУ «Детский дом-школа № 74»
Татьяна ГИЛЁВА,
педагог-психолог МОУ «Детский дом № 5»,
г. Новокузнецк,
Кемеровская обл.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина мебели из Италии «Шаболовка, 31». Воспользовавшись услугами интернет магазина «Шаболовка, 31», Вы сможете по низкой цене приобрести итальянские гостиные на заказ. Гостиные из Италии, выполненные из высококачественных натуральных материалов и обладающие непревзойденной изысканностью и красотой, идеально подойдут для оформления обеденной зоны, выгодно подчеркивая статус владельца. Посетить интернет магазин «Шаболовка, 31» можно по адресу http://shop-shabolovka31.ru/