Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2006


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Как справиться с группой

Управление групповыми процессами в тренинге

Я вспоминаю, как проводил свой первый тренинг в жизни. Когда наконец-то осознал, что он неминуемо произойдет, то испытал сильнейший стресс. В моем воображении периодически возникала одна и та же пугающая сцена: люди в зале сидят на стульях и слушают меня. Вот я заканчиваю вводную часть. Пора переходить от слов к делу, то есть предложить слушателям какое-то упражнение. Мне страшно. Предположим, я скажу: «Давайте встанем в круг», — а меня не послушают, и все останутся сидеть на своих местах? Это провал! Как же я смогу заставить людей играть в «мои» игры?

К счастью, в реальности все оказалось намного лучше. Хотя тоже был момент сильного переживания. Когда я предложил всем встать в круг, то, как в моем кошмарном сне, слушатели остались неподвижно сидеть. Я отвернулся, чтобы не видеть этого. Каково же было мое удивление, когда я обернулся и увидел — участники стоят в кругу и ждут дальнейших инструкций! Тут во мне что-то перевернулось, все страхи улетучились. Вот так я стал тренером.

С тех пор прошло двадцать лет, было проведено бессчетное количество тренингов. В процессе этой работы я собрал достаточно материала и хотел бы поделиться своими размышлениями на тему, как грамотно управлять групповыми процессами в тренинге, рассмотреть способы эффективного и неявного воздействия на группу.

Основной методологический принцип тренинга — приоритет субъект-субъектных отношений. Тренер так или иначе занимается организацией ситуаций интенсивного общения и переживаний участников, влияет на происходящий процесс с целью повышения их субъектности.

Тренерское воздействие особенно важно на первых этапах тренинга, пока группа не сформировалась как групповой субъект, при котором влияние тренера значительно уменьшается.

На мой взгляд, можно выделить немало способов управления групповыми процессами для создания развивающих ситуаций в тренинге. Вот лишь некоторые из них.

1. Поддержание неопределенности

Строится на том, что участникам подробно не раскрывается весь предполагаемый сценарий. Таким образом, все происходящее, даже если оно идет вразрез с вашим представлением, выглядит как нормальное и тщательно спланированное. В этом случае понятие «ошибка» не используется, в группе может происходить все что угодно. Главное здесь — умение «утилизировать», то есть использовать материал даже нештатной ситуации.

Например, однажды я задумал упражнение на знакомство. В группе было около 40 человек. Мужчины встали к одной стене, женщины — к другой. Группы стоят лицом друг к другу. «Продолжаем наше общение. Теперь идем навстречу друг другу и делимся по парам», — говорю я.

Мужчины сразу как-то быстро пошли вперед, женщины замешкались. Наконец каждый нашел себе пару. Хотел им предложить легкое психогимнастическое упражнение. Вдруг чувствую, начинает нарастать напряжение. Они увидели себя со стороны. Действительно, внешне это выглядело странным. Незнакомые люди стоят парами, держатся за руки и чего-то ждут. В результате все вошли в ступор. До меня дошло, что ничего сейчас не пойдет. Соображаю, как же теперь из этого положения выходить? Пауза. Принял простое решение: «А теперь все отойдите обратно на свои места». Отошли. «Что почувствовали теперь?» Вздох облегчения. «Ну вот, пришли общаться, а чуть сняли дистанцию, сразу захотели убежать друг от друга». Выкрутился, называется.

А после этого вечера ко мне подходили участники и отмечали этот эпизод как самый впечатляющий. Что меня особенно удивило — хвалили за то, что я его заранее хорошо продумал.

Принцип неопределенности проявляется даже в мелочах — таких, как проведение отдельного тренингового упражнения. Я думаю, что не надо его объяснять от начала до конца. Если рассказать целиком: «сначала мы встанем в круг, потом один будет падать спиной, а другие участники будет его ловить», то это излишне активизирует защитные механизмы. Лучше раскрывать его поэтапно. Например, сначала просто предложить всем встать, отодвинуть стулья. После этого — встать в круг. «А теперь пусть один желающий встанет в центр круга… Остальные пусть сделают руки вот так (показать)… А человек в центре будет свободно падать в любую сторону на ваши руки. Понятно? Вопросы есть? Начали».

2. Изменение пространственного расположения участников

Этот способ строится на предположении, что каждой форме общения соответствует определенное пространство, так же как поза тела человека отражает его эмоциональное состояние. Несоответствие формы общения наличной ситуации — довольно распространенное явление, которое существенно затормаживает наше взаимодействие.

Всем, наверное, знаком такой пример. Идет лекция. Лектор, стоя на трибуне, раскрывает содержание своей темы сидящим в зале. В конце он обычно спрашивает: «Какие будут вопросы?» Как правило, вопросов нет. Почему? Лектор может считать, что он не справился с лекцией. Но среди прочих причин здесь можно выделить следующие. Первоначально лектор выступал в ситуации делового общения, шел процесс передачи информации. Расположение рядами даже способствовало этому, высокая трибуна обеспечивала ему «верхнюю позицию», с которой очень удобно вести монолог. Вдруг, не меняя пространства, он меняет форму общения. Он предлагает начать обсуждение, призывает «задавленных» слушателей к встречной активности.

Несоответствие формы и ситуации обычно ведет либо к психологическому зажиму-молчанию, либо к тому, что все начинают говорить сами по себе. Для процесса обсуждения более подошло бы такое пространство, где все сидят в кругу, где каждый видит каждого, где у всех «равные» позиции. Сколько собраний загубило такое пренебрежение к организации соответствующего пространства!

В практике тренинга достаточно разделить группу пополам и посадить участников лицом друг к другу, чтобы между ними начало возникать напряжение и конфронтация. Круговое расположение, особенно стоя и в многочисленной группе, располагает к общегрупповому сплочению. Разделение группы на микрогруппы по 8–10 человек разряжает негативные групповые тенденции, снижает уровень агрессивности.

3. Смена формы общения

Постоянная смена разнообразных форм общения (групповая дискуссия, лекция, ролевая игра, танцевальная разминка, психогимнастика, совместное рисование, медитация) дает возможность существенно повысить уровень групповой динамики. Особо можно обратить внимание на эффект соединения или чередования двух и более форм общения. В кино есть старинный прием — со «страшной» сценой, чтобы она была еще драматичнее, монтируют лирическую и умиротворенную. То есть если вы хотите провести сеанс расслабления, устройте перед этим диско-разминку с «догонялками».

В качестве основы для синтеза и выстраивания в нужном направлении общения участников тренинга я разработал специальный прием, который называется «От конечного результата». За отправную точку планируемого процесса общения в группе берется желаемое конечное состояние, например «глубокое эмоциональное общегрупповое сопереживание». Следовательно, предпоследней процедурой должна быть танцевально-музыкальная разминка — движения и выброс эмоций предрасполагают к тихому, спокойному отдыху, во время разминки произойдет сброс негативных эмоций, физических и эмоциональных зажимов.

Для успешного проведения эмоциональной музыкальной разминки мы выбираем в качестве предыдущей ситуацию, которая бы активизировала эту процедуру, например межгрупповая дискуссия, когда идет активное вербальное взаимодействие при минимуме движений, преобладает рациональный план восприятия. Таким образом, рассчитав очередность каждой формы общения с точки зрения развития процесса, вы сможете составить примерный план занятий.

4. Изменение количества общающихся участников

Периодическая смена партнеров может дать участникам ощущение обновления и свежести контактов. Вы можете предложить общение в парах, тройках, восьмерках, самообщение и пр. Помимо внутригруппового общения, тренер может использовать другие формы контакта — общение микрогрупп (по 5–10 человек) между собой, общение двух «половинок» группы — скажем, мужской и женской и др. В таком случае каждая из общностей может рассматриваться как самостоятельный и целостный «субъект».

Такой способ имеет очень высокий сплачивающий потенциал. Методической основой этого приема является положение М. Бубера о двух основных установках в общении, когда другой человек может быть для меня либо «Оно», либо «Ты». В отношениях «Я» и «Ты» возможно свободное «вхождение» в другого человека, радость эмоционального сближения с ним. Перегруппирование акцентирует внимание на разных участниках, не дает «застыть» и сузиться каким-то определенным отношениям. В таком случае отношения «Я» и «Ты» выходят за рамки диады или подгруппы, в итоге образуется общность, сплоченная группа — «Мы».

Кроме этого, я думаю, количество людей в группе является своего рода архетипом, который оказывает свое влияние на общение. Так, архетип пары можно рассматривать как взаимоотношение матери и плода, то есть происходит активизация состояния, которое может иметь отношение к дородовым и послеродовым взаимоотношениям. Малая группа является прообразом семьи. В результате этого в малой группе возникают определенные внутригрупповые роли, соответствующая динамика ее развития. Этот архетип достаточно полно исследован в современной социальной психологии. Нахождение в большой группе (свыше 40 человек) активизирует новый уровень отношений, который еще недостаточно изучен. Многие авторы сходятся во мнении, что это может быть архетипом племени, сформированном на раннем этапе развития человечества. В результате этого он имеет более глубокие корни в бессознательной части психики. Периодическая перегруппировка помогает «включиться» самым разным пластам психики.

5. Противодействие групповой тенденции

В ходе тренинга в группе могут возникать самые разные настроения — от воодушевленного подъема до спада настроения. Эти настроения подвержены закону маятника: чем сильнее одно, тем сильнее будет противоположное. На мой взгляд, продолжение ведущим работы в русле групповой тенденции (при эмоциональном подъеме в группе пытаться участников еще больше «поднять») ведет к затуханию динамики группы, тогда как встречное движение способствует дальнейшей активизации группы. Иными словами, не дожидаясь, пока очередное настроение пойдет на спад (в момент его максимального подъема), психолог может предложить ситуацию с полярным настроем: эмоциональное взаимодействие сменить на рациональное, оживленный разговор перевести в молчание, физическую активность заменить малоподвижной деятельностью, перейти от внешнего общения к общению с самим собой.

Например, если в группе возникло веселое настроение, то рано или поздно оно сменится, например, серьезностью. Если тренер, идя в русле групповой тенденции, будет продолжать усиливать веселье, ему придется преодолевать нарастающую скрытую серьезность. Будет возникать торможение групповой динамики. Но если он, уловив начало изменения, сам перейдет к полярному действию, то эффект будет гораздо сильнее. Такое «волнообразное» чередование настроений позволяет увеличивать диапазон групповой динамики.

Кроме последовательного, возможно и одновременное использование этих способов. Например, задавая форму общения, вы разбиваете группу на подгруппы и предлагаете соответствующее расположение в пространстве. Таким образом значительно усиливается возможность тренера влиять на процессы в тренинговой группе.

Может быть, самый высший класс влияния заключается в отсутствии технологий, влияет только личность тренера — при определенном масштабе этой личности. Например, лишь в результате присутствия на тренинге К. Роджерса в группе возникает особая атмосфера, в которой и произойдут все необходимые трансформации с участниками.

Но на начальном этапе тренерской работы неизбежно применение технологий воздействия, о которых необходимо знать и которыми надо грамотно пользоваться.

Сергей ПЕТРУШИН,
кандидат психологических наук,
г. Казань