Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2006


ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

III Всероссийская неделя школьной психологии «Погружение» представляет:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
«Метод в теории и на практике»

— Сама меряет, — сказал молодой человек,
передавая астролябию покупателю, —
было бы что мерить.
И. Ильф и Е. Петров. 12 стульев

Третья неделя школьной психологии выбрала в качестве тем для своих дней отдельные рубрики «Школьного психолога»: «Вместе с учителем», «Вместе с родителями», «Гильдия», «Психолог у доски»... Скажу откровенно, по поводу иных из этих рубрик были вопросы, споры и разногласия в команде организаторов. Но есть среди них одна, которую я выбрала для себя как важную сразу и бесповоротно и готова была к любым методам борьбы за ее включение в программу. Это рубрика «Метод в теории и на практике». Почему? Потому что, с моей точки зрения, грамотность, глубина, безопасность и осмысленность профессиональной работы — все это и многое другое определяется тем, как психолог относится к методологии собственной практической работы и что он про это знает. А относится он к этим проблемам зачастую специфически и знает про это немного.

Цитата из книги Ильфа и Петрова про астролябию, на мой взгляд, как нельзя лучше характеризует отношение психологов-практиков к тому, что принято называть методом, технологией, методическим средством (методикой). Отношение это сугубо внешнее и утилитарное. А иногда и варварское — в том смысле, что диагностическую методику могут взять и сократить, а развивающую технологию — рассечь на несколько частей и проводить каждую самостоятельно...

Мои наблюдения показывают, что психологи-практики зачастую крайне пренебрежительно относятся ко всему, что им кажется «теорией», в том числе и к методологии собственных профессиональных действий. Они легко соединяют практическую задачу, которая стоит перед ними здесь и сейчас, и симпатичный (а то и просто подвернувшийся под руку) приемчик работы. Соединяют, не особо задумываясь, игнорируя сами размышления о том, какая научная школа породила этот прием и для чего, какую идеологию и смысл в него вложила. А ведь за каждым методом стоит некоторая модель человека, некоторый набор ценностей и взглядов на природу психического. Каждая форма метода — прием, мероприятие, действо — несет в себе целое мировоззрение... В хорошем, добротном, одним словом — настоящем методе цель, ценность и процедура слиты воедино.

Арт-терапевтические приемы прочно привязаны к особому взгляду на природу человеческих переживаний и механизмы их развития и коррекции; использование метафоры или притчи в практической работе с детьми просто обязывает психолога разбираться в том, какие процессы он при этом запускает в человеческом сознании и подсознании. Любой диагностический прием непосредственно связан с тем теоретическим понятием, ради которого, собственно, был придуман и на измерение которого направлен. Ну не может социометрия измерять лидерство в группе, не может, и все! Почему? Читайте Морено, изучайте методологию социометрического метода. Обидно? Нужно изучить именно лидерство? Разберитесь с тем, что это за феномен такой, и ищите способы измерения именно лидерства.

В этот день особо хочется поговорить о технологиях. Отношение к ним преимущественно холодное, так как само слово навевает на романтически настроенных психологов неприятные «промышленные» ассоциации. А между тем технология — это воплощенная в процессе и конкретных способах логика. Оживший замысел, движение от цели к результату. Это плод колоссальной, очень высокопрофессиональной работы, благодаря которой автору удалось спланировать порядок действий таким образом, чтобы вести участников процесса к определенному запланированному результату. А значит, нельзя технологию взять и разорвать на несколько частей. Или остановить, решив, что уже достаточно, что и так уже много и хорошо. В хорошей технологии, так же как и в методе, органично слиты ценностные взгляды на человека (для которого технология создается), цели работы с ним, конкретные приемы работы и порядок, процесс этой работы. Создавать технологии очень трудно. А использовать — не только трудно, но еще и ответственно. Нужно очень хорошо понимать, чувствовать замысел автора, для того чтобы, применяя технологию и следуя более или менее точно ее «букве», удержать ее «дух».

Очень хочется, чтобы этот день Недели школьной психологии дал участникам образчики таких методов и технологий, показал примеры воистину уважительного и продуманного отношения к тому, что принято называть «средствами» работы. Как известно, средство — это инструмент реализации целей. И наши цели чрезвычайно зависимы от средств, которые мы выбираем для их воплощения, я бы даже сказала — уязвимы.

До встречи в «Орленке».

Марина БИТЯНОВА,
председатель оргкомитета
Недели школьной психологии