Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Мифы и тупики поп-психологии

С.С. Степанов
Дубна: Феникс+,
2006

Знамением времени и несомненным достижением двух последних десятилетий стало проникновение популярных психологических сведений в СМИ и, как следствие, появление к ним большого интереса со стороны изголодавшихся по «душевным» знаниям людей.
Популярная психология, простите за тавтологию, настолько популярна, что без нее не может обойтись ни одно уважающее себя периодическое издание для детей и взрослых, мужчин и женщин, домохозяек и бизнес-леди. Психологи щедро раздают советы по широкому спектру вопросов, выступая на радио и телевидении, а тираж популярных изданий по психологии значительно превышает тираж научной литературы. В этой ситуации следует ожидать, что все мы наконец-то научимся справляться с житейскими трудностями и обретем долгожданное душевное равновесие. Но, увы, этого не происходит, и виноваты в этом не психологи и тем более не читатели (слушатели), а те, кто выдает себя за психологов, не будучи таковыми, и обещает быстрое и успешное решение практически любых проблем.
При этом многие так называемые «психологические» советы не имеют отношения не только к психологическому, но и ни к какому иному научному знанию. Правда, изумление вызывают активные потребители всей этой информации, готовые поверить в неограниченные возможности целителей от психологии.
Термин «популярный» означает понятный, доступный, и популярная психология призвана переводить полученные наукой данные, известные профессиональному меньшинству, на язык непрофессионального большинства. Поп-психология, в отличие от популярной психологии, появилась потому, что желающих заняться этим сулящим немалый доход делом оказалось значительно больше, чем профессиональных психологов (не только имеющих соответствующий диплом, но и отвечающих за свои слова). Рецензирумая книга написана именно о такой психологии, по сути дела имеющей к настоящей науке весьма отдаленное отношение, и о таких «специалистах», которые вводят в заблуждение миллионы обывателей. Кстати говоря, характерное для многих профессиональных психологов негативное отношение к популярной психологии обязано этим поп-психологии, что лишь доказывает актуальность задачи обозначения границ последней.
Автор приводит всем нам хорошо знакомые примеры психологических фактов и рекомендаций, например о возможности сна на заказ, об излечении от всех болезней с помощью музыки Моцарта, избавлении от лишнего веса психологическими методами и пр., что на деле оказывается не более чем заблуждением. Автор осмеливается порой называть фамилии тех, кто гордо именует себя психологом, не имея на то даже формальных оснований.
Книга С.С. Степанова не имеет непосредственного отношения ни к школе, ни к образованию в целом, но, по замыслу автора, рассчитана на широкий круг психологов, так как способствует расширению профессиональной эрудиции и формированию профессиональной компетентности. Последнее предполагает избавление от предрассудков и иллюзий по поводу возможностей психологии.

Михаил ЖДАНОВ