Уроки психологии для школьного
учителя:
советы усталому педагогу
|
А. Бикеева
Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005
|
«Мы так часто в своей
жизни доказываем окружающим нас людям
собственную состоятельность и соответствие
требованиям, предъявляемым обществом, что при
этом забываем жить».
«Помните, ваши лучшие годы жизни проходят
сейчас».
Кому, по вашему мнению, принадлежат эти слова?
Дейлу Карнеги? Фрицу Перлзу? Эрику Берну? А вот и
нет! Ей-богу, может собственных Карнеги
российская земля рождать. В этом убеждаешься,
едва открыв новую книгу самарской учительницы
Алины Бикеевой. На фоне пошлых учебников
жизненного успеха, заполонивших книжные
прилавки, эта книга выделяется удивительным
здравомыслием, подлинной житейской мудростью,
глубоким оптимизмом и жизнелюбием. Опираясь на
свой многолетний опыт и богатые наблюдения (не
ограничивающиеся, кстати, нашим полушарием),
автор по-доброму делится с коллегами полезными
рецептами, облегчающими учительский труд,
общение с людьми, да и вообще помогающими сделать
жизнь светлее.
Честно говоря, у меня всегда вызывали
настороженность попытки кого-либо, кроме
психологов, выступать от лица психологии, а уж
тем более преподавать ее уроки. Но на это я со
временем сам себе нашел возражение: кого считать
психологом? Доктора психологических наук, чья
ученая степень призвана осенять организованную
им кузницу по перековке зажатых неудачников с
комплексами в самодовольных неудачников с
амбициями? Или тонкого знатока человеческой
натуры, который с опорой на фрагментарные
психологические знания интуитивно открывает
правила житейской мудрости и делится ими со
всеми желающими? В конце концов, по меткому
замечанию В.П. Зинченко, тот же Карнеги дал
психологии намного больше, чем взял у нее. И вот
перед нами еще один похожий пример.
Конечно, дав своей книге название «Уроки
психологии…», автор несколько переборщила. К
психологии как науке или сфере
научно-практической деятельности содержание
книги отношение имеет, мягко говоря, отдаленное.
Редкие анонимные ссылки — «психологи
установили…», «по мнению психологов…» — сути
дела не меняют. Если же понимать психологию
расширительно, как знание о натуре человека и его
месте в мире, то тут авторский перебор уже не
кажется чрезмерным. По существу, содержание
книги весьма психологично — в том смысле, в каком
можно отнести к психологии труды Спока и Пиза,
Питера и Паркинсона.
Содержание структурировано не слишком строго (на
чей-то взгляд, возможно, даже несколько сумбурно),
так что читать ее можно фрагментами и с любого
места. Формально «Уроки…» подразделены на пять
частей: «Советы относительно своей работы»,
«Советы по отношению к самому себе и своей
жизни», «Советы по отношению к миру вокруг»,
«Советы усталому родителю», «Простые короткие
советы на каждый день».
Хотя книга адресована непосредственно
педагогам, ее школьная специфика явно
прослеживается лишь в первой части, в остальных
«учитель» легко заменяется на «бухгалтер»,
«юрист», «продавец» и т.п. Было бы здорово, если бы
ее прочитали не только учителя, потому что
фактически она для всех и всем может принести
реальную пользу. Ну а психологам она послужит
наглядным уроком… Нет, не столько психологии,
сколько психологического видения мира — в
частности, школьного. Уроком очень увлекательным
и поучительным.
Максим МАРИНИН
|