Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2006


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук,
кандидат психологических наук

РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ:
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Психологическое здоровье как ключевое понятие школьной психологической службы, определяющее работу с родителями
18 Лекция 2. Стратегии и формы групповой работы с родителями
19 Лекция 3. Активные формы групповой работы с родителями. Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Активные методы консультирования: детско-родительские мероприятия, тренинги
21 Лекция 5. Индивидуальное консультирование родителей. Общие принципы
22 Лекция 6. Консультирование родителей с опорой на тип нарушения психологического здоровья ребенка. Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Индивидуальное консультирование родителей с опорой на особенности возраста. Специфика возрастного кризиса
24 Лекция 8. Личностная готовность психолога к работе с родителями
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет вместе со справкой из учебного заведения.

Предлагаемый материал подготовлен на основе опыта работы в Ломоносовской школе г. Москвы, поэтому огромная благодарность всему ее педагогическому коллективу, коллегам-психологам, и в особенности А.С. Кривцовой, совместные разработки с которой вошли в лекции, а также М.А. Зиганову, который побудил проанализировать наш «путь к родителям».

ЛЕКЦИЯ 1

ПCИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ

 

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ?

Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка — семья или школа? Педагоги обычно единодушны — все идет из семьи (чаще плохое). Но родители с этим не согласны: «В школе сын (или дочь) проводит больше времени, мы его видим только перед сном». А иногда они прямо нападают на школу: «Дома у нас не ругаются матом. Не курят... Это он у вас в школе научился!»

Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться? Наверное, сегодня однозначно трудно сказать. Но всегда ли было так? Отнюдь нет. Скажем, несколько сот лет назад этот вопрос вообще не возникал. Гармоническое развитие ребенка и его успешная социализация в обществе обеспечивались с помощью обрядов, обычаев, передаваемых от поколения к поколению. Можно сказать, что существовал внешне невидимый контроль общества за приобретаемыми ребенком качествами. В некоторых культурах были даже своеобразные «экзамены» — подростковые инициации (обряды, испытания), сопутствующие переходу ребенка во взрослость.

Однако по мере развития цивилизации и отхода от традиционной культуры растворенная в быту психологическая поддержка взросления ребенка исчезла. Семья оказалась один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания и не всегда могла справиться с этой задачей. Единственный общественный институт, который сегодня может помочь семье, — это школа: ее педагогический коллектив и, конечно, школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов его работы. Понятно, что эта деятельность должна быть интегрирована с другими направлениями работы психолога и направлена на осуществление общей цели психологической службы школы.

ГЛАВНОЕ — СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

Поскольку в формулировании цели психологической службы школы сегодня присутствуют некоторые разногласия, подробно остановимся на трактовке нашего ее понимания и вытекающих из этого последствий.

Мы считаем. что цель школьной психологической службы — это прежде всего создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения. В данном определении принципиальным является слово «условия». Мы полагаем, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья и социальное окружение. И если на семью в какой-то мере можно воздействовать, то экономические и культурные условия жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Кто же такой гармонично развивающийся человек? Мы полагаем, что гармонично развивающийся человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм и использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на Земле. Оно осуществляется в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек сможет успешно выполнять необходимые социальные и семейные функции, то есть будет адаптирован к окружению и сумеет творчески изменять его.

Можно сказать, что гармоничное развитие — это:

а) наличие гармонии как внутри человека, так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) наличие предпосылок к последующему развитию в процессе жизнедеятельности;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, то есть выполнения необходимых (в соответствии с возрастом) социальных и семейных функций.

Динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем.

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Обобщенная модель психологического здоровья должна включать аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком своей ценности и уникальности, а также ценности и уникальности окружающих, идентификацию как с живыми, так и с неживыми объектами, единства с миром. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», то есть абсолютного принятия человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также принятие и других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и пр. Безусловной предпосылкой к этому является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимые качества — умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом так же, как и в себе.

Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии» (В.И. Слободчиков).

Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии, которая вписывается в границы нормы, присущей данным историческим и культурным условиям, и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.

Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях. При этом он предполагает приобщение человека к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний. Это означает, что у человека присутствует мультикультурная социальная компетентность — умение понимать людей различных культур и взаимодействовать с ними.

В качестве критериев психологического здоровья можно выделить:

а) позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения); позитивное восприятие мира;

б) высокий уровень развития рефлексии;

в) стремление улучшать качество основных видов деятельности;

г) успешное прохождение возрастных кризисов;

д) адаптированность к социуму (если ребенок, то к семье и школе).

Понятно, что представленный образ «психологически здорового человека» можно рассматривать как эталон, но дети в большинстве своем имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем существенные нарушения психологического здоровья. Мы не можем здесь подробно обсуждать причины, заметим только, что существенный вклад в это вносят современные социально-культурные условия. Тем не менее кратко привести наиболее распространенные нарушения психологического здоровья здесь следует, поскольку позже мы будем использовать это при обсуждении индивидуального консультирования родителей.

ТИПОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

В качестве оснований для выделения того или иного нарушения психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Рассмотрим кратко каждое из нарушений психологического здоровья, представленное в данной таблице.

Стиль активный

Время появления и
основное содержание
внутреннего конфликта

Стиль пассивный

Защитная агрессивность Младенчество. Чувство небезопасности — стремление к безопасности Страх уничтожения (смерти)
Деструктивная агрессивность Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости — стремление к самостоятельности Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)
Демонстративная агрессивность Дошкольный возраст. Чувство одиночества — стремление к близости, сопричастности Страх самовыражения
Компенсаторная агрессивность Младший школьный возраст. Чувство неумелости, неполноценности — стремление ощущать собственную значимость, ценность Страх взросления
Отрицающая агрессивность Подростковый возраст. Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» — стремление ощутить целостность «Я» Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Так, если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха перед окружающим миром, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Поясним, что будем понимать под нею, разведем ее с понятием нормативной агрессивности.

Прежде всего стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение, черта личности. Агрессивные состояния и поведение присущи всем людям и являются необходимым условием жизнедеятельности. Если говорить о детях, то в некоторые возрастные периоды — в раннем и подростковом возрасте — агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности ребенка. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований. Агрессивность, необходимую для обеспечения развития ребенка, принято называть нормативной.

Ненормативная агрессивность как черта личности, то есть склонность ребенка к агрессивному поведению, формируется по разным причинам.

Защитной назовем агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. У таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают. Если же преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном — социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Но если детей с социальными страхами легко выделить — они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения, то деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку чаще приобретает косвенные формы. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь — это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма — разрушение чего-либо, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности — привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном — у него сформируется страх самовыражения. Дети замыкаются в себе, отказываются говорить с взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.

Если истоки проблем подростка лежат в младшем школьном возрасте и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стремится скомпенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники и в некоторых случаях даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется здесь в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес для такого ребенка представляет унижение другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в подростковом возрасте, связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности — представления о себе, о своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Тогда при наличии активной позиции (а в этом возрасте она наиболее типична) подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину на уроках и даже идти к психологу. Он как бы надевает защитную маску: «У меня все хорошо», — пряча прежде всего от самого себя глубокое чувство тревоги. В наиболее сложных ситуациях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днем.

В пассивном варианте при внешнем соблюдении норм и правил тоже наблюдается отказ от будущего в форме страха самоопределения, боязни думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремления «цепляться» за родителей и нежелания принимать самостоятельные решения.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления психологического здоровья, возникающие в процессе жизни ребенка. И перед завершением обсуждения нужно ответить еще на два вопроса. Может ли один и тот же ребенок в разных ситуациях проявлять либо активный, либо пассивный стиль реагирования? И может ли он иметь несколько нарушений? На оба вопроса следует ответить утвердительно. Действительно, есть дети, к примеру, суперпослушные дома и проявляющие деструктивную агрессивность в школе или наоборот. И конечно, вполне вероятно, что у них имеется «набор» нарушений, хотя какое-то может преобладать.

«Я ИДУ К СВОЕЙ ЗВЕЗДЕ»

Для нас важно определить собственное отношение к нарушениям психологического здоровья у детей. Рассматривать их как глубокую патологию, как некий «крест» на ребенке или как-то по-иному? Нам представляется, что метафорой восприятия проблемы ребенка может стать сказка Г. Кононенко «Я иду к своей звезде», используемая нами в работе с детьми, которая могла бы быть интересной и для взрослых.

Жил-был на свете Ветерок. Гулял он по свету, летал над полями, лесами и морями. Трава и цветы склонялись от его прикосновения. Иногда, если он очень хотел, он мог свистеть в деревьях и качать их в разные стороны.

Однажды Ветерок гулял над полем, Неожиданно вдалеке он увидел человека, тот шел по дороге куда-то. «Дай-ка я над ним пошучу, — подумал Ветерок. — Посмотрим, как быстро он мне повинуется».

Ветерок подлетел поближе и стал легонько дуть... Казалось, человек не замечает этого. Ветерок подул сильнее, потом еще сильнее и еще сильнее — но человек все шел и шел. «Это уж слишком», — подумал Ветерок. И он собрал все свои силы и стал так дуть, как никогда. Все кругом зашевелилось и пришло в движение. Пшеница тревожно пригнулась к земле — давно Ветер не появлялся в этих местах. А Ветерок все дул и дул, началась настоящая буря, такая, какой сам Ветерок ни разу не видел. Ветерок превратился в ураган, никто бы не смог устоять... Но человек все шел и шел по дороге. Наконец Ветерок устал.

— Да что же это такое? — воскликнул Ветерок. — Как такое может быть?

Он подлетел к человеку, приземлился и пошел рядом с ним.

— Э-эй, Человек, почему ты меня не слушаешься?

— Я иду по дороге, — ответил тихо человек.

— Ну и что! Я тоже иду по дороге, Много кто ходил по дорогам, но меня-то они слушались, кто сворачивал, кто останавливался, а кто обратно возвращался.

— Я иду к своей звезде, — сказал в ответ человек.

— Интересно... — Ветерок некоторое время помолчал — Постой-ка, ведь сейчас день, никаких звезд нету, только солнце светит.

— Да, я знаю, но я иду к своей звезде.

«Что это за звезда такая? — подумал Ветерок. — Он к ней идет и идет, и я сделать с ним ничего не могу».

— Спасибо тебе, — неожиданно сказал человек.

— За что? — удивился Ветерок.

— За то, что ты устроил такую бурю, теперь звезда горит ярче, и она освещает мой путь.

«Ну ничего себе, — подумал Ветерок, — за бурю еще и спасибо!»

— Послушай, Человек, а где эта звезда твоя находится? Ты мне ее покажи.

Человек ничего не ответил, он только повернулся к Ветерку и посмотрел прямо ему в глаза. А Ветерок увидел глаза человека, они были такими яркими, что казалось, они светятся.

— Я понял!!! — закричал радостно Ветерок. — Я понял, где твоя звезда! Я все понял!

И от радости он подпрыгнул и полетел к самому небу.

А человек все шел и шел по дороге. Он шел к своей звезде.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
СО ЗДОРОВЬЕМ ФИЗИЧЕСКИМ, ШКОЛЬНОЙ
УСПЕВАЕМОСТЬЮ И ДИСЦИПЛИНОЙ

Итак, мы определили цель работы школьной психологической службы, рассмотрели содержательное наполнение ключевого понятия «психологическое здоровье», возможные варианты его нарушения. И для нас это важно и понятно. Но в беседах с родителями необходимо перевести это понятие с психологического языка на их язык, приблизить к их опыту. Показать, что сохранение психологического здоровья является для них, а не только для психологов, необходимым и актуальным. Что важно для родителей в ребенке? Чтобы он был прежде всего здоров, хорошо учился в школе и не получал нареканий за нарушения дисциплины. Поэтому нам нужно сначала для себя определить взаимосвязь психологического здоровья со здоровьем физическим, школьной успешностью и возможностью соблюдения норм и правил, чтобы иметь возможность объяснять, доказывать это родителям.

Остановимся сначала на его взаимосвязи со здоровьем физическим, поскольку сегодня взрослые уделяют особое внимание сохранению физического здоровья, недооценивая влияние на него здоровья психологического. С детства любой ребенок находится под пристальным вниманием врачей. За его здоровьем следят: делают различные анализы и профилактические прививки. А в образовании широко обсуждают проблему здоровьесберегающих технологий, имея в виду также физическое здоровье. Но насколько психологическое здоровье взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того и другого для полноценной жизни. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как «психология здоровья» — «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А. Ананьев). В рамках этого направления подробно рассматривается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье видится не как самоцель, а как условие для самоосуществления человека на Земле, выполнения им своей миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и пр., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.

В настоящее время существует довольно разработанное направление — психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, поскольку по мере развития науки во все большем количестве заболеваний прослеживается их психическая обусловленность.

Оказывается, что чем младше ребенок, тем более выражена эта взаимосвязь. Существует мнение, что в период младенчества психологические и соматические процессы практически неразрывны, и эта их слитность по мере взросления должна ослабевать. Более того, многочисленные исследования в этой области в рамках психоанализа называют психосоматику «языком младенца», с помощью которого он сообщает о чувстве дискомфорта, о тех или иных нарушениях своего функционирования. Так, повторяющиеся инфекции, отиты и бронхиты, астма, расстройства питания, нарушения сна сегодня рассматриваются как реакция ребенка на плохо переносимые внешние условия. В отличие от взрослых, психосоматические проявления у детей понимаются несколько шире, в них включаются не только соматические симптомы. Известный французский психиатр Л. Крейслер приводит следующую классификацию психопатологий младенчества, преобладающее участие в которых имеют психологические факторы:

1. Соматически проявляющиеся расстройства:

бессоница, анорексия, булимия, рвота, запор, понос, расстройства дыхания.

2. Нарушения развития:

задержки и дисгармония в овладении речью, двигательными навыками, социальными отношениями.

3. Расстройства, проявляющиеся в моторике:

чрезмерная двигательная активность или инертность; ритмическое раскачивание корпуса, вращение головой.

4. Умственно-душевные расстройства:

депрессия, возбужденность, апатия, фобические расстройства и т.п.

Выделены типичные возрастные психосоматические проявления, а также варианты психосоматического реагирования детей на различные неадекватные взаимоотношения с матерью. Так, желудочные колики наиболее характерны для младенцев первых трех месяцев жизни. Во втором полугодии наиболее характерными становятся отклонения пищевого поведения, а спастический плач приходит на втором или третьем году. Под последним понимается внезапный бурный плач, который появляется в присутствии самого «слабого» родственника.

Встает вопрос, насколько психосоматика младенчества сохраняется в более позднем возрасте? Л. Крейслер дает на него такой ответ.

Возможно полное излечение без дальнейшей патологии, доказывающее, что структуры раннего детства отнюдь не предопределяют судьбу ребенка. Однако вероятна и непрерывность соматической патологии с раннего детства до зрелого возраста, что выявлено для некоторых форм астмы, тучности. Но, может быть, более серьезная опасность состоит в том, что у ребенка закрепится психоматическиий способ реагирования на эмоциональный дискомфорт. Во взрослом возрасте это обычно приводит к развитию серьезной психосоматической патологии.

Следующая важная проблема, как мы уже говорили, которая обычно интересует родителей: насколько взаимосвязаны психологическое здоровье и успеваемость в школе? Основываясь на результатах современных исследований, можно утверждать, что существует сильная зависимость между нарушениями психологического здоровья и снижением успеваемости. Большое внимание этой проблеме уделяется, в частности, в психоаналитически ориентированной педагогике. Так, «показано, что отставание в успеваемости, а также недисциплинированность чаще всего являются выражением бессознательных конфликтов или проявлением невротических образований» (Фигдор,
с. 122).

Кроме того, нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. Снижение внимания является общим неспецифическим следствием нарушения психологического здоровья. Но можно говорить и о специфических причинах снижении успеваемости для каждого из вариантов нарушения психологического здоровья. Так, у детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушению дисциплины. Такие дети будут вызывать недовольство учителя, отторгаться им. Поэтому причиной снижения успеваемости является прежде всего отсутствие эмоционального контакта с учителем. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в ситуации постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности.

У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, во время контрольных. Но более всего им мешает страх допустить ошибку, который может приводить к резкому их увеличению, снижению темпа деятельности, появлению лени защитного характера, снижению работоспособности.

Учащиеся с наличием демонстративной агрессивности вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение преимущественно негативного внимания. Они мешают вести уроки, вызывают недовольство учителя, что неминуемо приводит к снижению учебной мотивации. А дети со страхом самовыражения на уроках периодически «уходят в себя» и просто не слышат часть учебного материала. Понятно, что вероятнее всего это также приведет к ухудшению качества учебы.

Итак, мы рассмотрели взаимосвязь психологического здоровья учащихся с их физическим здоровьем и школьной успешностью. Становится ясным, что психологическое здоровье является одной из важнейших их предпосылок. И об этом важно говорить со всеми взрослыми, окружающими ребенка.

Таким образом, сохранение и коррекцию нарушений психологического здоровья можно определить в качестве основной цели работы психолога с родителями. И важность, равно как и трудность данной работы необходимо осознать психологу, прежде чем он решится сделать шаг, который можно назвать «Родители, давайте познакомимся!».

ЛИТЕРАТУРА

Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.

Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. — М., 2000.

Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М., 2003.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какой из компонентов психологического здоровья кажется вам самым важным?

2. Какие нарушения психологического здоровья наиболее выражены в вашей школе?

3. Что сказать родителям, чтобы доказать взаимосвязь психологического здоровья с физическим?

4. Что сказать родителям, чтобы доказать взаимосвязь психологического здоровья с успешностью в учебе?

5. Что сказать родителям, чтобы доказать взаимосвязь психологического здоровья с поведением ребенка в школе?

Публикация статьи произведена при поддержке фармацевтической компании «Берлин-Хеми/Менарини», представляющей препарат «Эспумизан». Родителям малышей первых месяцев жизни не понаслышке известна проблема кишечных колик. Для новорожденных выпускается «Эспумизан» в виде эмульсии с мерной ложкой или в виде капель. Препарат «Эспумизан» помогает не только избавить младенца от вздутия живота и болезненных колик, но и служит вспомогательным средством, облегчая доступ других лекарств к стенкам кишечника. Препарат абсолютно безопасен, что позволяет им пользоваться с первых дней жизни новорожденного и на любом сроке беременным женщинам и кормящим матерям.