Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Российские мифы, или
Почему ёжик ходит в тумане

Д.В. Аксенов,
В.А. Борисова
М.: Академический
проект, 2005

Если присмотреться к публикациям последнего времени (в первую очередь, разумеется, психологическим), посвященным различным сторонам общественной жизни, обращает на себя внимание участившееся упоминание о мифах и мифологии — тех воображаемых, иллюзорных представлениях, которыми, похоже, перенасыщено общественное сознание. Создается впечатление, что в этом самом общественном сознании начинают срабатывать своеобразные защитные механизмы, противящиеся мифологической интоксикации. В пору, когда сознание обывательских масс убаюкивается гламурными мифами о сказочном успехе, легких деньгах, кукольной красоте и пр., и пр. (причем не в последнюю очередь — мифами псевдопсихологическими, чему, кстати, автором этих строк посвящена книга «Мифы и тупики поп-психологии»), всё громче раздаются призывы к здравомыслию, к критической переоценке тупиковых ориентиров, навязываемых потребительским социумом, к возврату к подлинным ценностям, которые не продаются в бутиках и не разыгрываются в лотерею.
Новая книга Д.В. Аксенова и В.А. Борисовой повествует о том же. Авторы — практикующие НЛП-тренеры (один даже в статусе мастера — своего рода «черный пояс» в этом виде спорта), но про чанкинг и рефрейминг в книге, слава богу, ни слова. Выпущенная в серии «Психологические технологии», она в буквальном смысле совсем не технологична, если не считать пары незамысловатых НЛПистских упражнений, скромно помещенных ближе к концу. С позиций НЛП авторы доходчиво и убедительно пропагандируют то самое здравое, что есть в этом учении, — идею психологического перепрограммирования, смены неэффективных и даже деструктивных жизненных установок на продуктивные, отвечающие как объективным реалиям окружающего мира, так и натуре конкретного человека.
Критически, порой язвительно препарируя отжившие мифы о деньгах, любви, воспитании и т.п., авторы призывают отказаться от тупиковой ментальности ёжика, блуждающего в тумане, и начать наконец строить свою жизнь в соответствии со здравым смыслом и своими подлинными склонностями. Правда, в заключительной части книги, вызывающе названной «Пособие для неудачников», проводится небесспорная мысль, что книга сама по себе ничему научить практически не может. Посему — пожалуйте на авторские тренинги, тут же, разумеется, отрекламированные.
Ну это-то как раз понятно — с этой нивы тренерская каста и кормится. Несколько настораживают названия программ — «Стратегии гениев», «Секс и деньги» (для тех, кто хочет больше) — словно пародирующие осмеянные авторами амбиции. Впрочем, содержание книги убеждает, что авторы — люди исключительно яркого, неординарного и язвительного ума — способны преподнести своей клиентуре нечто гораздо более ценное, чем банальные метаморфозы «из лягушек в принцессы». Просто не очень верится, что человеку разумному и зрелому групповые упражнения или даже персональный коучинг дадут намного больше, чем ключевые идеи, в книге заложенные.
Вообще-то, умному для озарения достаточно и подсказки, а, мягко скажем, не столь умного и пошаговое руководство из тумана вряд ли выведет. Так что определенной категории читателей новая книга послужит замечательной подсказкой — которой, кстати, школьный психолог может не раз воспользоваться в общении с молодыми ищущими умами школьников. Ну а те, кому мало денег и секса, тоже узнают, куда им обратиться.

Сергей СТЕПАНОВ