Диагностико-коррекционная работа
с младшими школьниками
|
(Библиотека
практического психолога)
В.В. Шмидт, В.Р. Шмидт
М.: ТЦ Сфера, 2005
|
Подавляющее
большинство изданий для практикующих психологов
представляет собой описание набора
диагностических методик и коррекционных
программ. При этом остается непонятным, почему
для решения одной и той же проблемы предлагаются
разные развивающие занятия и на каком основании
надо отдать предпочтение какой-то одной из них.
Такое дистанцирование от теоретических вопросов
— по причине недооценки их важности для решения
практических проблем или в силу (и такое может
быть) недостаточного знакомства с ними самого
автора — своим результатом имеет формирование у
практических психологов «фельдшерского» стиля
работы. Данное издание, предназначенное для
занятых в образовании психологов и даже
родителей, принципиально отличается от
аналогичных выраженным стремлением авторов
обосновать основные направления и формы
практической работы.
Буквально с первых страниц авторы обращают
внимание на то, что психологи, как правило,
сосредоточивают свои усилия на критических
периодах жизни ребенка. И как это ни печально
звучит, но трудно не согласиться с авторами — их
усилия мало результативны. Отсюда, кстати говоря,
порой и проистекает недовольство низкой
эффективностью психологической службы, на что
указывают и педагоги, и родители. Поэтому авторы,
осознавая промахи своих коллег, предлагают
дополнить работу «на переломах» жизни ребенка
его сопровождением в так называемом стабильном
возрасте. В известном смысле авторские
рекомендации могут быть рассмотрены как пример
профилактической работы, направленной на
предупреждение нарушений интеллектуального и
эмоционального развития младшего школьника.
По мнению авторов, перед школьным психологом,
наблюдающим за самыми маленькими учениками,
стоит задача определить, как условия обучения
влияют на их психическое развитие. Две основные
методики — тест преобразования понятийного
опыта (ТППО), направленный на диагностику
систематизации и обобщения житейских понятий
под влиянием обучения, и методика неоконченных
предложений, выявляющая составляющие отношения
к себе как к ученику, — позволяют сделать
заключение об умственном и личностном развитии
ребенка.
Диагностику рекомендуется проводить в 1–3-х
классах начальной школы, а ее результаты дают
возможность сделать выводы о ходе умственного
развития ребенка и изменении его самоотношения.
Авторы разработали специальную программу
психолого-педагогического наблюдения за
ребенком от 1-го ко 2-му классу, а также
развивающую программу, рассчитанную на детей с
проблемами формирования идентичности. Разделы
программы соответствуют выявленным авторами
аспектам самоотношения.
Вряд ли все практические психологи, а тем более
имеющие немалый опыт работы и создавшие
собственные программы сопровождения учеников
начальной школы, воспользуются предложенной
системой диагностико-коррекционной работы.
Предвидя это, авторы предлагают читателям
несколько вопросов, ответы на которые послужат
основанием для определения собственного
отношения к честно заявленной авторской позиции.
Марина СТЕПАНОВА
|