Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2006


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ПОРТФОЛИО НА ПЕДСОВЕТЕ

Деловая игра

Портфолиоэто способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Портфолио — это «папка личных достижений». Философия учебного портфолио предполагает:

— смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, по данному предмету;

— перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Основной смысл портфолио — показать все, на что способен ученик. В условиях современной жизни очень важно быстро и своевременно получать информацию о тех людях, с которыми работаешь. Именно портфолио может помочь быстро получить информацию о способностях, увлечениях и характере ребенка. Для того чтобы педагоги овладели технологией составления портфолио учащегося, можно провести педсовет на эту тему.

Участники педагогического совета делятся на три группы:

— три центра по созданию портфолио;

— клиенты (учащиеся, родители, учителя);

— экспертная группа (комиссия по проведению конкурса).

Необходимые материалы: плакат «Портфолио ученика — наглядный результат труда педагога»; соответствующее музыкальное сопровождение; карточки пяти цветов с названиями групп на обратной стороне карточки (на каждом столе — карточки соответствующего цвета); папки на столах (письменная инструкция); мультимедийная техника, музыкальный центр.

На столах:

у центров — цветная карточка, папка, лист ватмана, фломастеры, маркеры, цветная бумага, клей, ножницы, папка с файлами для создания портфолио, листы А4, ручки, карандаш, ластик;

у клиентов — цветная карточка, бумага А4, ручки, фломастеры, клей, ножницы, сырой материал по портфолио, листочки в клетку, файлы;

у экспертной группы — цветная карточка, бумага А4, папка по портфолио с теоретическим материалом, ручки, фломастеры, ножницы.

Требования к помещению и оборудованию: педагогический совет проводится в просторном помещении. Все пространство делится на две части: стулья по кругу, музыкальный центр и пять столов с необходимыми материалами, мультимедийная техника.

На стену вывешивается плакат: «Портфолио ученика — наглядный результат труда педагога».

План

1. Разминка

2. Образование групп

3. Постановка задач для каждой группы и их решение

4. Выступление групп

5. Изготовление портфолио

6. Конкурс портфолио

7. Заключительный этап

Разминка (10 минут)

Ведущий. Уважаемые коллеги! Прошу вас занять места на стульях, которые стоят в кругу. Сегодня педагогический совет пройдет у нас в не совсем обычной форме — в виде деловой игры. Деловая игра называется «Конкурс портфолио». Цель этой игры — научиться собирать портфолио самим, для того чтобы помогать в этом трудном деле своим ученикам. Нашу игру мы начнем с релаксационного упражнения. Это поможет переключиться с уроков на другую деятельность и немного отдохнуть.

Ведущий включает музыку «Созвездие хитов» № 2 (инструментальная).

Упражнение «Уйти, чтобы остаться»

Ведущий. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вспомните момент, когда вы находились в состоянии полной удовлетворенности. Вспомните, как вы тогда ощущали себя? Как двигались? Как дышали? Есть ли какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и сделайте три глубоких вдоха и выдоха, представив свое дыхание как три огромные волны, на гребне которых вы находитесь и которые уносят вас глубоко в ваш внутренний мир.

Теперь в ваших фантазиях идите в то место, где вы чувствуете себя лучше всего, где нет проблем, напряжения, а всё окружающее радует глаз. Это может быть место, которое вы знаете, или место, существующее в вашей фантазии. Когда вы окажетесь там, осмотритесь: какие цвета вокруг, какие формы имеют окружающие вас вещи, тепло здесь или холодно, как вы здесь дышите? Какие звуки вы слышите, что можете потрогать? Хочется ли вам походить, посидеть или полежать в этом месте? Вам понравилось бы что-то делать здесь или вы просто наслаждаетесь атмосферой этого места? Оставайтесь здесь, испробуйте все возможности, какие дает вам это место (1 минута).

Вдруг вы замечаете лежащий на видном месте подарок. Это подарок для вас. Подойдите ближе, потрогайте его, рассмотрите со всех сторон. Исследуйте его, подумайте, что вы сможете с ним сделать. Потратьте часть времени на то, чтобы сжиться с ним, полюбить его (1 минута).

Если вы уже готовы вернуться, снова три раза сделайте глубокий вдох и выдох и попрощайтесь со своим местом, запомните его, чтобы вам всегда было легко сюда вернуться. Сохраните в себе впечатления от подарка. Потянитесь и откройте глаза. Вы снова оказались здесь, но отдохнувшие и расслабившиеся.

Кто хочет рассказать о том, где побывали и как нашли свой подарок?

Участники рассказывают, по желанию, о своих впечатлениях, ощущениях во время упражнения.

Игра «Час пик»

Ведущий. Наша разминка продолжается. Сейчас мы поиграем в игру, послушайте правила игры:

— Разбейтесь на пары.

— договоритесь, кто будет начинать игру первым. Задача первого — догнать своего партнера, при этом никто не должен бегать. Быстрая ходьба, а не бег — вот основное правило.

— когда один осалил другого, второй должен три раза повернуться вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на своего партнера.

— «жертва» может стать в позу безопасности — прижать руки к груди, ладонями наружу, в этом случае нельзя салить.

— игра прекращается, когда перестанет звучать музыка.

Итак, внимание! Как только зазвучит музыка, игра начинается.

Ведущий включает музыку «Доктор Ватсон» № 1 (подвижная).

Образование групп (10 минут)

Все участники игры стоят в кругу.

Ведущий. А теперь переходим к основной части нашей деловой игры. Для этого нам необходимо поделиться на группы. Поднимите руки те из вас, кто считает себя лидером (ведущий оставляет 5 лидеров, остальные занимают свои места). Сейчас каждый лидер по очереди будет выбирать себе в группу по одному человеку, пока все участники игры не распределятся по группам.

Итак, у нас получилось пять групп, которые через несколько минут займут места за своими столами, но для этого нам необходимо тянуть жребий. У меня на столе лежат карточки пяти цветов. Такие же карточки лежат на столах. Сейчас лидеры каждой группы приглашаются для жеребьевки. Выберите любую карточку и займите место в своих группах. На предложенных карточках записано, какую функцию будет выполнять ваша группа. Ознакомьте свою группу с содержанием карточки и подойдите к столу, где лежит карточка соответствующего цвета (на столе карточка + папка с заданиями).

Ведущий включает мультимедийную технику, на которой изображен плакат — функции портфолио, типы, портфолио отзывов.

Постановка задач для каждой группы и их решение (25 минут)

Ведущий. У вас на столах лежат папки с заданиями. Распределите роли.

В центр по созданию портфолио требуются: директор, рекламные агенты, творческая группа.

Среди клиентов:

1-я группа — ученик, родители и учитель начальных классов (математические способности);

2-я группа — ученик, родители и учитель старшей школы (гуманитарные способности);

3-я группа — ученик, родители и учитель дополнительного образования (выбрать самим).

Экспертная группа: директор, организационная группа, комиссия конкурса.

Участники распределяют роли.

Ведущий. А теперь каждая группа получит задание, которое будет выполнять в течение 20 минут. Работа начинается и заканчивается после звукового сигнала. Послушайте задания для каждой группы:

Центрам: придумать название центра, вывеску-девиз — оформить на листе ватмана (для творческой группы); создать рекламный ролик для своего центра на 2–3 минуты (для рекламных агентов).

Клиентам: всем группам собрать сырой материал для портфолио.

Экспертам: организационной группе — составить общие требования к портфолио, разработать структуру и составляющие портфолио, выбрать ответственного за портфолио; комиссии конкурса — составить требования к конкурсу (критерии оценки, требования к составляющим портфолио).

Итак, начали!

Ведущий дает музыкальный сигнал к началу — звучит увертюра «Шерлок Холмс» № 3. через 20 минут музыка заканчивается.

Выступление групп (25 минут)

Ведущий. Уважаемые коллеги! Этот этап работы завершен. Сейчас мы все посмотрим, что у нас получилось. Группе клиентов надо быть особенно внимательными, для того чтобы выбрать наиболее подходящий центр.

Выступают представители центров.

Ведущий. Спасибо за выступление всем центрам по созданию портфолио. А сейчас послушаем экспертную группу. Прошу вас огласить требования к портфолио.

Выступление экспертной группы.

Ведущий. А теперь попрошу клиентов выбрать себе центр, напоминаю центрам, что они могут принять только одного клиента.

Клиенты выбирают центр.

Изготовление портфолио (15 минут)

Ведущий. А теперь приступим непосредственно к созданию портфолио центрами. По окончании надо представить его комиссии. Экспертной группе необходимо за это время приготовить для центров дипломы и награды с разными номинациями. Итак, начали!

Ведущий дает музыкальный сигнал — звучит увертюра «Шерлок Холмс» № 3.

Конкурс портфолио (25 минут)

По очереди выступают представители центров, демонстрируют комиссии папку портфолио, аргументируя целесообразность каждого документа. Затем слово предоставляется экспертной комиссии.

Экспертная группа награждает центры за проделанную работу.

Заключительный этап (25 минут)

Ведущий. Наша игра подошла к концу. Я надеюсь, что в ходе игры вы получили не только информацию, но и практический опыт составления портфолио. И все-таки мне бы хотелось еще немного дополнить теоретическую часть и рассмотреть типичные ошибки при создании портфолио.

Ведущий включает мультимедийную технику и демонстрирует слайды с типичными ошибками. Он поясняет, при каких условиях происходит эта ошибка, спрашивает участников, пришлось ли им с ней столкнуться.

В заключение он просит каждого участника заполнить анкету.

Ведущий. На этом наша игра закончилась. Большое спасибо всем за проделанную работу!


ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

1. Больше всего мне понравилось...
2. Самым полезным для меня было...
3. Во время игры я понял (а)...
4. Актуальным в этой игре для меня было...
5. Мои пожелания и предложения:

Елена ХАЦКЕВИЧ,
педагог-психолог Видновской гимназии,
г. Видное, Московская обл.