Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2006
Многие наверняка наслышаны...
Многие наверняка наслышаны о «профессорской рассеянности». Хрестоматийным примером может служить образ жюльверновского Паганеля, который по ошибке выучил вместо испанского языка португальский. Конечно, не все профессора страдают такой рассеянностью, однако в жизни многих ученых случалось подобное. Один из российских академиков, например, порой настолько поглощен своими мыслями, что по пути на лекцию, заходя в лифт, иногда говорит находящимся там людям: «Здравствуйте, садитесь!»
Обычно такие случаи связаны, конечно, не с рассеянностью. Они объясняются глубокой сосредоточенностью на каком-либо предмете при игнорировании всего остального. Такая особенность присуща многим увлеченным своим делом людям. Способность к фиксации внимания на чем-то одном, в общем-то, черта неплохая и во многих случаях весьма полезная. Однако практическому психологу она, на мой взгляд, может сильно мешать. Когда мы работаем, например, с детской группой, наше внимание должно быть способно к одновременному охвату множества самых разных вещей: улыбка Васи, жест Кати, голос Кирилла, реакция на его слова Вали и еще многих других.
Внимание к мелочам — одно из профессионально важных качеств психолога. Но еще нужно помнить и о внимании к главному — к людям. Психолога, который замечает малейшие нюансы при проведении диагностики ребенка, но, проходя по коридору, «в упор не видит» печального лица учителя, нельзя считать высокопрофессиональным. Психологу, внимательному во время работы, но не замечающему, что мешает коллеге после завершения этой самой своей работы, еще есть куда развиваться.
Ведь в русском языке внимание — еще и синоним заботы.
Будем внимательны, коллеги!
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор