Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2006


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Про сельские школы
и нормативное финансирование

Во всех дошкольных образовательных учреждениях нашего муниципального образования педагоги-психологи уже несколько лет проводят мониторинговые исследования по изучению высших психических функций детей. Ежегодно в исследованиях принимают участие около 140 детей, обучающихся в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Шурышкарского района ЯНАО.

Педагогический процесс в дошкольных образовательных учреждениях четко структурирован, все дети обучаются по программе М.А. Васильевой. Конечно, воспитатели вводят и что-то новое, но по таким предметам, как рисование, музыка, физкультура, труд, лепка, конструирование, занимаются по традиционной программе. Дополнительные занятия с детьми ведут педагоги-психологи, учителя-логопеды, проводится кружковая работа, работа по профилактике здорового образа жизни, закаливанию детского организма и пр.

В итоге, по данным мониторингового исследования, дети, которые пошли в школу в 2005/2006 г., имели больший интеллектуальный потенциал по сравнению с детьми, которые пошли в школу в предыдущие годы. Будущие первоклассники, чей уровень превышает типичный уровень развития детей данного возраста, вполне могли бы обучаться по усложненным и расширенным программам. Их число по сравнению с прошлыми исследованиями увеличилось на 13,8%, что предполагало открытие классов развивающего обучения по учебно-методическим комплектам.

Также в процессе исследования выявились будущие первоклассники с высоким уровнем развития (3%). Этим детям необходимы были индивидуальные нагрузки, так как не только обычные, но и усложненные программы для них слишком просты. Обучение без напряжения снижало бы темпы развития детей, а отсутствие интереса к занятиям могло бы привести к падению успеваемости. Педагогам-психологам предстояло исследование на предмет одаренности этих детей, а ПМПк школы должна была дать рекомендации родителям и учителям по организации учебной и воспитательной деятельности одаренных детей.

Скажете: подумаешь, что тут такого необыкновенного? Вот тут-то и начинается самое интересное!

По результатам исследований, самые высокие показатели были у детей из трех дошкольных образовательных учреждений. Все они поступили на обучение в первый класс одной из школ района.

Вот краткая характеристика школы. Сдана в эксплуатацию в 2004 году, полностью соответствует евростандарту. В ней есть просторные классы, оборудованные новой современной мебелью, полностью компьютеризированные. обучение проходит в первую смену. Есть два спортивных зала, танцевальный зал, актовый зал, столовая, БОС-кабинет(?), сенсорная комната, стоматологический кабинет. Единственный недостаток — в так называемые актированные дни (ветреные, с низкой температурой) в помещении заметно понижается температура, но в условиях Крайнего Севера это обычное дело. Всем специалистам служб сопровождения выделены отдельные кабинеты, полностью оборудованные для работы учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, валеологов. Как говорится, не школа, а мечта!

Итак, прогноз развития детей казался очень благоприятным по сравнению с другими годами. И любой подумал бы, что в новой школе дети будут развиваться если не лучше, то хотя бы так же, как и первоклассники в прежние годы. А если и будут возникать какие-то проблемы, то их легко можно решить, ведь арсенал для работы так велик.

Но именно в этом году и в этой школе в условиях нормативного финансирования было произведено укрупнение первых классов — как было предписано министерскими документами. В итоге дети оказались в классах, где обучается не 20 учащихся, как это было ранее, а 30. То есть произошел скачок в среднем на 30%.

Педагоги начальных классов (с большим педагогическим стажем, новаторы, высшей и первой квалификационной категорий) не сумели быстро перестроиться (да это и невозможно сразу сделать). К тому же следует учесть тот факт, что в каждом классе обучаются дети с ограниченными возможностями адаптации (3%), родители которых не захотели переводить их в классы со специальными (коррекционными) программами 7-го и 8-го вида. Учителям пришлось вести работу в условиях дифференцированного обучения. Таким образом, нагрузка на учителей в среднем возросла сразу на 50%. Естественно, что в этих условиях учителям пришлось в основном взаимодействовать с теми детьми, кто быстро сумел приспособиться к новым условиям. Произошел своего рода «естественный отбор».

В результате в школе резко увеличился процент дезадаптированных первоклассников (на 41% по сравнению с предыдущими годами). Как следствие, дети вышли за рамки социально-психологического норматива и стали нуждаться в специализированной помощи. Специалисты службы сопровождения «захлебнулись» в том количестве работы, которую пришлось проводить с детьми с разного рода девиациями, а распределение времени в сторону коррекционной работы педагогов-психологов превысило норму в два раза. Ситуацию не спас и арсенал современного коррекционного оборудования школы.

Выводы муниципальной ПМПК подтвердили данные о наличии у первоклассников ограниченных возможностей адаптации, и количество таких детей всего за один год резко увеличилось (на 20%). А ведь изначально дети были школьно-зрелыми, что подтверждено результатами индивидуального обследования, проведенного педагогами-психологами в дошкольных образовательных учреждениях!

В итоге обучение детей теперь будет идти по специальной (коррекционной) программе 7-го вида, а администрация школы вынуждена открывать дополнительный класс для таких детей. В этот класс потребуется еще один педагог (с оплатой выше обычной на 20%), а также за работу в этом классе придется платить дополнительно и педагогам-психологам, и учителям-логопедам, и учителю-дефектологу. Сэкономили, называется! Вот только на ком?

В остальных сельских школах муниципального образования, где количество учащихся осталось на прежнем уровне, показатели в среднем не изменились и ситуация осталась благоприятной для развития и воспитания детей. Число детей с ограниченными возможностями адаптации снизилось еще на 11%.

Была недавно в Тюмени — там как раз активно идет сокращение работников служб сопровождения образовательных учреждений «за ненадобностью» и укрупняются классы в сельских территориях Тюменской области. Неужели у них все гладко?

Может быть, сокращение специалистов служб сопровождения происходит потому, что чиновники не хотят знать правду о том, что происходит в результате перехода на необоснованное нормативное финансирование?

Как говорится, хотели как лучше, а получили как всегда. Вот вам и нормативное финансирование!

А что же педагоги-психологи «школы-мечты»? Вместо работы с одаренными учащимися — будущим России (ведь нашей стране так нужна одаренная и талантливая молодежь) — они опять и опять занимаются с детьми с ограниченными возможностями адаптации.

Ирина ЛУЧКИНА,
методист-психолог
районного методического кабинета,
Шурышкарский район,
Ямало-Ненецкий АО