Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2006
Психологи очень любят учиться. Вчерашний выпускник психологического факультета, не успев получить диплом, уже жадно озирается вокруг: куда бы пойти еще? Где тут интересные курсы или нестандартные тренинги?

За этим судорожным желанием угадывается часто не осознаваемое им самим мнение, что в вузе его учили либо недостаточно, либо не тому. Думается, что — по крайней мере отчасти — так оно и есть. Высшее психологическое образование просто-напросто не успевает за стремительно меняющимися условиями профессиональной деятельности современного «душеведа»: устаревает научная информация, нет практических курсов, на которых студентов научили бы решать нынешние, а не вчерашние проблемы детей и образования в целом. Но есть, пожалуй, еще одна причина — внутри самих психологов. Это их неуверенность в себе.

На студенческой скамье многие осознают, что профессия психолога совсем не так проста, как казалось при поступлении в вуз. Оказывается, психологические теории многочисленны, запутанны и труднопонимаемы, а психологическая практика требует такого сочетания личностных качеств, эмоциональной устойчивости и моральной высоты, что наиболее честные выпускники признаются себе, что приблизиться к профессиональному стандарту в ближайшее время весьма маловероятно.

Массовость профессии вступает в противоречие с ее элитарностью. Художником, писателем или священником может стать не каждый (да и не массовые это профессии), а ведь многочисленному отряду психологов порой предъявляются требования еще более высокого порядка.

Поэтому хочется оттянуть момент встречи с клиентом один на один и пойти еще (хоть немножко!) подучиться. Наверное, это правильно. Нам всем приходится учиться постоянно. Но не стоит забывать, что самые главные уроки мы сможем получить только в самой своей профессии...

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор