Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ:
школа Анны Фрейд

Учебное пособие
Н.С. Бурлакова,
В.И. Олешкевич
М.: Издат. центр
«Академия», 2005

В 1993 году увидела свет на русском языке работа Анны Фрейд «Психология Я и защитные механизмы», в которой описаны действия психологической защиты и их роль в развитии личности ребенка. С тех пор и А. Фрейд, и пришедший к нам вместе с нею детский психоанализ привлекают к себе внимание все большего числа профессионалов.
В этой связи актуальной видится задача всестороннего освещения научного наследия А. Фрейд и ее вклада в развитие психоанализа. По мнению большинства исследователей, заслуга А. Фрейд состоит в обосновании необходимости создания особого направления психоаналитической терапии для детей (как известно, основатель психоанализа З. Фрейд детьми не занимался). Именно этому и посвящена данная книга. Следует отметить, что речь в ней идет не только об Анне Фрейд: две центральные фигуры детского психоанализа — А. Фрейд (1895–1982) и М. Кляйн (1882–1960) — ведут диалог по разным вопросам.
Трудно не согласиться с мыслью авторов учебного пособия, что история детского психоанализа проливает свет на становление психологического знания в целом и потому является предметом изучения в том числе и в истории психологии. Не случайно А. Фрейд — одна из немногих психоаналитиков, получивших признание не только в пределах психоанализа, но и в мировой психологической науке в целом.
Книга задумана как учебное пособие, но по своему содержанию и манере изложения близка к научному изданию и потому может быть рассмотрена как самостоятельное историко-психологическое введение в детский психоанализ, хотя и не лишенное откровенных заимствований из других источников. Сказанное также вполне согласуется с утверждением авторов, что издание не претендует на руководство по детскому психоанализу, его задача состоит в поиске истоков детской психотерапии, в уяснении истории и логики ее развития, а также вклада детского психоанализа в становление техники взрослого психоанализа.
Сегодня ни для кого не является секретом то противоречивое отношение, которое вызывает психоанализ в мировом психологическом сообществе. В то же время хорошо известно, что любая психологическая теория содержит в себе положения, с которыми трудно поспорить. Например, цель детского анализа для А. Фрейд состояла не в преодолении всех трудностей развития, а в создании условий для возвращения ребенка в русло нормального развития, в преодолении актуальных трудностей. Разве не этим сегодня занимается огромный штат детских практических психологов? Другое дело, что принципиальным является вопрос о методах работы, которые целиком определяются занимаемой теоретической позицией.
Формирование собственного взгляда — длительный процесс, предполагающий (в идеале) знакомство с ведущими подходами к коррекции детских трудностей в авторском изложении. Не исключено, что чтение данной книги своим результатом будет иметь желание познакомиться с изданными у нас работами А. Фрейд с целью получить о них более полное и непредвзятое впечатление. Очень неплохой результат!

Марина СТЕПАНОВА