Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2006


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

«Я ИЗМЕНИЛ В СЕБЕ СМЕЛОСТЬ»

Коррекция страхов — достаточно традиционная форма работы школьного психолога. Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Мы предлагаем программу групповой психологической работы со страхами в 1-м классе, включающую как традиционные для психологов техники, так и наши авторские разработки, успешно используемые уже несколько лет.

На наш взгляд, при коррекции страхов наиболее эффективна работа в малой группе, где число участников варьируется от 3 до 8 человек. Преимущества групповой формы работы по сравнению с индивидуальной:

— общая тревожность детей в группе снижается, так как они видят, что страхи есть у всех и это вполне нормально;

— у детей в группе появляется больше инициативы;

— работа в группе позволяет повысить самооценку ребенка, а также развивает его способность к рефлексии;

— коррекционный процесс протекает более динамично, что повышает мотивацию детей к занятиям.

Однако в групповой работе есть и некоторые недостатки:

— эффект «психологического заражения» в группе может уводить от работы, заданной взрослым;

— групповая форма работы не предусматривает глубинного интимного погружения в проблематику отдельного ребенка, что отражается на тех детях, которым сложно раскрыться в условиях группы (их рекомендуется переводить на индивидуальную форму работы);

— организационный недостаток состоит в том, что групповой процесс непостоянен из-за возможных пропусков детей; ребенку приходится покидать группу, если он пропустил много занятий.

Представленная нами программа работы со страхами первоклассников была составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и наличия у них определенных страхов. Программа направлена на работу с социальными страхами (страх опоздания в школу, учителя, плохой оценки и пр.); страхом одиночества; животных; сказочных персонажей; темноты и страшных снов; нападения бандитов; страхом смерти. Безусловно, в зависимости от выявленной у детей проблематики содержание программы может и должно меняться.

На подготовительном этапе формирования группы рекомендуется проводить индивидуальную углубленную диагностику каждого ребенка. Для этого мы использовали следующие методики:

«Страхи в домиках» (по А.И. Захарову) [3];

Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан [7];

САТ — Детский апперцептивный тест [9];

Проективные рисунки «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Рисунок человека под дождем» и др. [2].

В ходе составления программы мы опирались на классические психологические подходы и методы. Кратко охарактеризуем использованные методы групповой работы со страхами.

Одним из основополагающих мы считаем арт-терапевтический метод (рисование, лепка, коллаж, аппликация, работа с фольгой). Это во многом связано с его наглядностью, яркостью, доступностью заданий для детей младшего школьного возраста. Кроме того, дети стремятся к творчеству и самовыражению, и арт-терапия дает им эту возможность.

Куклотерапия — метод, позволяющий ребенку, во многом эгоцентричному, вставать в позицию другого человека, смотреть на ситуацию со стороны и находить в ней ресурсы. К тому же кукла помогает снизить напряженность, остроту эмоционального восприятия проблемы и построить адекватную защиту: «Это происходит не со мной, а с куклой». Драматизация — разыгрывание, в частности и на куклах, ситуаций, вызывающих у детей тревогу, и нахождение выхода из них — символического или конкретного.

Метод релаксации, мышечного и эмоционального расслабления ребенка с помощью музыкального сопровождения и соответствующего текста, обычно завершает занятие наряду с обратной связью. Обратная связь — обмен впечатлениями, мнениями, групповая и индивидуальная рефлексия участников.

Стоит подчеркнуть, что условия проведения и организации занятий по программе требуют наличия просторного помещения (это может быть классная комната или кабинет психолога). Многие занятия нуждаются в заранее подготовленном реквизите и оборудовании. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение часа. Программа включает в себя 10 занятий. Количество ведущих группы — один или два. Для усиления психологического эффекта занятия можно проводить дважды в неделю, но основное их условие — систематичность и непрерывность цикла.

С целью рефлексии произошедших в детях изменений и отслеживания динамики по завершении программы рекомендуется проводить анкетирование и беседу как с родителями, так и с непосредственными участниками группы — детьми. Мы предлагали детям заранее составленную нами анкету, направленную на выявление их эмоционального состояния, уровня осознанности собственных изменений, информации о полученных навыках преодоления страхов. Анкеты раздавали детям на последнем занятии при подведении итогов работы группы. В качестве примера хочется привести некоторые ответы первоклассников на вопросы анкеты:

Что нового я узнал?

— Не надо бояться темноты, страхи можно победить (Аня Л.);

— Разные игры и что нельзя перебивать друг друга (Элина Б.).

Что я в себе изменил?

— Я больше не боюсь темноты и страшилок (Элина Б.);

— Стала меньше бояться монстров (Лиза П.);

— Я изменил в себе смелость (Дима А.).

Какие новые способы ты теперь знаешь и применяешь в борьбе со страхами?

— Сила воли (Дима А.);

— Надо подумать о чем-то хорошем (Аня Л.);

— Нарисовать и порвать рисунок своего страха (Лиза П.);

— Сказать себе, что нужно это сделать (имеется в виду не бояться) (Женя К.).

Как видно из ответов, уровень рефлексии у всех детей разный, как и разное понимание важности проделанной ими работы над собой. Однако в целом результаты анкетирования нас приятно удивили и помогли глубже проанализировать групповой процесс и динамику развития каждого участника в отдельности. Анкеты детей вызвали заинтересованность также у родителей и педагогов, поскольку явились наглядным материалом проделанной ребенком работы.

Помимо анкетирования по окончании занятий целесообразным представляется проведение повторной диагностики тревожности с целью получения более объективных показателей динамики общего эмоционального состояния и количества страхов у детей. Наш опыт повторной диагностики по методике А.И. Захарова «Страхи в домиках», а также наблюдений и бесед с детьми показал положительный эмоциональный фон у детей и значительное снижение количества социальных страхов, страхов темноты, страшных снов и сказочных персонажей. Поскольку особенностью психологической коррекционной работы зачастую бывает некоторая отсроченность результатов во времени, на наш взгляд, повторную диагностику имеет смысл проводить через 3–4 недели после завершения занятий группы.

Необходимо подчеркнуть, что данная программа не претендует на законченность, а является лишь определенным стержнем, схемой направления работы. Надеемся, что наш опыт окажется полезным для многих педагогов и психологов.

ПРОГРАММА
ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТРАХАМИ
В 1 КЛАССЕ

Цель программы: коррекция детских страхов и снижение тревожности.

Задачи программы: снятие эмоционального напряжения у детей; развитие чувства доверия к ведущим и участникам группы; повышение уровня рефлексии и эмоциональной децентрации; обучение навыкам преодоления страхов.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Знакомство

1. Ритуал приветствия. Поздороваться ручками, ножками, носиками и пр.

2. «Мое имя — мое ласковое имя» (по кругу).

3. «Испорченный телефон эмоций».

4. «Путаница».

5. «Снежки».

6. Релаксация «Волшебное путешествие».

7. Ритуал прощания. Салют: все складывают ладошки пирамидкой и со словом «ураааа!» поднимают руки вверх.

Занятие 2. «Один в школе»
(социальные страхи)

1. Ритуал приветствия.

2. «Море волнуется раз» (изобразить разные эмоции).

3. «Один дома». Беседа о фильме. Бывают ли подобные ситуации в жизни и как в них себя вести?

4. «Один в школе» (модификация игры «Один дома», авторы — Е.М. Мжельская, Л.М. Новикова). Группа делится на две части: «бандиты» и «школьники» (в нее входят дети, для которых страхи нападения, бандитов и одиночества актуальны). В каждой из групп есть взрослые ведущие. Сюжет игры: дети представляют, будто они случайно остались в школе одни и в школу залезли бандиты. Группа «бандитов» нападает на «школьников», которые встречают первых заготовленными баррикадами и забрасывают мягкими игрушками. В игре заложен успех группы школьников, они обязательно должны победить! Желательно, чтобы в ходе игры участники поменялись ролями.

Реквизит: шляпы, темные очки, «оружие» для «бандитов»; школьная мебель, веревки, а также мягкие игрушки для «школьников».

5. «Какими мы стали, победив бандитов?» Обратная связь.

6. Релаксация «Водопад» (см. кн. К. Фопеля).

7. Ритуал прощания. Салют.

Занятие 3. «Кукольный театр»
(социальные страхи)

1. Ритуал приветствия.

2. «Изобрази свое настроение в школе».

3. «Кукольный театр»: «Как я опоздал в школу». Ребенок, для которого актуальна проблематика социальных страхов, играет главную роль — ученика, опоздавшего в школу. Все остальные дети играют роли учителя, директора, учеников. Разыгрывается спектакль на куклах. Ведущий помогает детям, направляя сюжет. По окончании спектакля ребенок, игравший главную роль, играет роль учителя и проговаривает его чувства; затем он занимает позицию со стороны, обособляясь от всей ситуации в целом и приобретая опыт децентрации. В конце проигрывается успешный вариант развития событий.

Реквизит: куклы, изображающие людей, и ширма.

4. «Советы детям, оказавшимся в подобной ситуации». Обратная связь — проговаривается алгоритм поведения в ситуации опоздания. Ведущий подводит детей к пониманию того, что школа требует организованности и дисциплины, но с другой стороны, опоздание не является поводом для паники.

5. Релаксация «Путешествие на облаке» (см. кн. К. Фопеля).

6. Ритуал прощания. Салют со словами: «Мы победим все страхи!»

Занятие 4. Встреча с бабой-ягой
(страх сказочных персонажей)

1. Ритуал приветствия «Дотронься ласково».

2. «Изобрази страх по-разному».

3. «Победи бабу-ягу». Один ребенок (либо ведущий) в образе бабы-яги нападает на детей. Дети борются с бабой-ягой мягкими игрушками и побеждают ее.

Реквизит: платок, страшная маска, веник для бабы-яги.

4. «Беседа с бабой-ягой». Баба-яга повержена и плачет. Дети расспрашивают ее, как она стала злой, почему она пугает людей, как ей можно помочь. Дети могут пожалеть ее и по желанию подружиться с ней.

5. Релаксация «Цветовой экран».

6. «Что понравилось, что не понравилось?» Обратная связь.

7. Ритуал прощания. Салют со словами: «Мы победим все страхи!»

Занятие 5. Тетенька Темнота
(страх темноты)

1. Ритуал приветствия «Что радостного было на выходных?».

2. «Жмурки».

3. «Тетенька Темнота». Один из ведущих становится тетенькой Темнотой, облачается в длинное темное покрывало и заранее прячется в комнате. Другой ведущий рассказывает детям историю про тетеньку Темноту, которой грустно, потому что с ней никто не хочет дружить, все ее боятся и включают свет, как только она появляется на пороге. Ведущий говорит и про темные уголки комнат — маленьких деток Темноты, которые грустят вместе с ней. После этого дети вместе с ведущим идут искать тетеньку Темноту и находят ее.

Реквизит: длинное темное покрывало (можно темные шторы), затемненная комната.

4. «Беседа с тетенькой Темнотой». Тетенька Темнота рассказывает детям про свою печаль и просит их подружиться с ней. Дети по желанию трогают Темноту, жалеют ее, говорят ласковые слова. Затем желающие могут превратиться в саму тетеньку Темноту, накинув на себя ее темное покрывало. Остальные дети продолжают жалеть ее.

5. «Танец с тетенькой Темнотой». Взявшись за руки, дети под музыку водят хороводы с тетенькой Темнотой.

6. «Игры с тетенькой Темнотой». Тетенька Темнота предлагает детям сыграть с ней в игры, которые любят дети (дети выбирают сами).

7. Релаксация «Пляж» (см. кн. К. Фопеля).

8. «Что понравилось, что не понравилось?» Обратная связь.

9. Ритуал прощания. Салют.

Занятие 6. Страшные сны
(страх снов)

1. Ритуал приветствия «Как хорошо, что в нашей группе есть Сережа…» Слова говорятся нараспев и перечисляются имена всех участников группы.

2. «День-ночь».

3. «Страшные сны». Проводится беседа о снах, ведущий рассказывает, что такое сон и сновидения. Детям предлагается вспомнить свои самые страшные сны и нарисовать их. После рисования участники по желанию показывают рисунки и рассказывают о своих снах. Далее всем предлагается дорисовать свой рисунок так, чтобы страшный сон окончился благополучно или стал забавным и смешным. Если остается время, наиболее интересно и смешно «дорисованные» сны разыгрываются по ролям. Кроме того, в процессе коллективного обсуждения дети могут давать «рецепты» друг другу, как победить ночные кошмары.

4. «Гармоничный танец». Дети по парам ладошка к ладошке медленно танцуют под спокойную музыку.

5. Ритуал прощания. Салют.

Занятие 7. Пес Барбос
(страх животных)

1. Ритуал приветствия. Поздороваться ручками, ножками, носиками и пр.

2. «Изобрази животных с разным настроением».

3. «История про пса Барбоса». Ведущие за ширмой. Разыгрывается кукольная сценка про пса Барбоса, которого все боялись, а он страдал из-за этого, поскольку в душе был очень добрым и дружелюбным. История заканчивается тем, что пес Барбос обретает новых друзей.

Реквизит: игрушки, изображающие людей и собак, ширма.

4. Беседа о собаках. Ведущие беседуют с детьми о том, как они относятся к собакам, были ли в их жизни случаи, когда собаки их пугали. Обсуждаются способы выхода из опасных ситуаций.

5. Детский мини-спектакль. Ведущие предлагают детям разыграть за ширмой самую страшную ситуацию с собакой, которая имела место в их жизни (выбирается одна история из рассказов детей). Ведущие помогают детям распределить роли и разыграть историю на игрушках за ширмой.

6. Обсуждение мини-спектакля. Обсуждается, кто как чувствовал себя в своей роли, понравилось ли участвовать в спектакле. Проговариваются возможные стратегии поведения в подобных ситуациях.

7. «Подарки и пожелания псу Барбосу». Дети рисуют подарки и пишут пожелания.

8. Ритуал прощания. Салют.

Занятие 8. «Девушка и Луна»
(страх смерти)

1. Ритуал приветствия.

2. «Снеговик». Дети стоят в позе снеговиков, напрягая все мышцы тела, как будто они скованы морозом. Ведущий говорит: «Пришла весна, и солнышко стало пригревать снеговиков, они стали понемногу таять: руки, голова, плечи, ноги (дети медленно опускаются на коврик). Снеговики превратились в лужи (дети лежат на ковре). Солнце пригревало лужицы, и вода из них стала испаряться и подниматься в небо. Лужицы превратились в облака, и ветер погнал их по небу (дети встают, поднимают руки вверх и плавно двигают ими)». Цикл может проигрываться 2–3 раза под медленную музыку.

3. Сказка «О девушке и Луне». Детям читается сказка о девушке, которая спасла своего любимого в борьбе с Луной. Луна украла у девушки любимого и хотела навсегда оставить его у себя. Но любовь девушки оказалась сильнее. Луна в сказке выступает прообразом смерти.

4. «Борьба с Луной» (авторы — Е.М. Мжельская, Л.М. Новикова). Детям для разыгрывания предлагается момент борьбы девушки и Луны. Поединок происходит в форме танца, который является метафорой борьбы со смертью. Роль Луны принимает на себя один из ведущих. Другой ведущий вместе с детьми надвигается на Луну по «лунной дорожке». Несколько раз Луна в ответ наступает на детей, но в конце концов она оказывается полностью поверженной.

Реквизит: страшная маска желтого цвета, «лунная дорожка» — желтые листы бумаги на полу, напряженная музыка.

5. Рисунок понравившегося момента из сказки.

6. Обратная связь. Обсуждается, что понравилось, не понравилось на занятии, были ли страшные моменты, что помогло девушке победить Луну. Бывали ли у детей подобные ситуации, когда они совершали смелые поступки ради своих близких.

7. Релаксация «Солнечный зайчик».

8. Ритуал прощания. Салют.

Занятие 9. Сказочное превращение
(страх смерти)

1. Ритуал приветствия.

2. «Росток». Дети превращаются сначала в зернышко (лежат на полу), потом в стебелек (встают на колени), затем в цветок (встают на ноги, поднимая руки вверх). Ведущий: «Зернышко превратилось в прекрасный цветок, который жил… Сколько лет жил ваш цветок? (Дети отвечают.) Потом цветок стал постепенно слабеть, терять лепестки и опадать, пригибаться к земле и снова превратился в зернышко» (дети лежат на полу). Цикл развития ростка проигрывается 2–3 раза под медленную музыку.

3. «Комиксы». Детям предлагается представить процесс развития ростка в динамике и нарисовать его поэтапно, в виде комикса, на бумаге, разделенной линиями на 4–6 квадратов. По окончании дети рассказывают о своих рисунках (рисунок и рассказ несут в себе большие диагностические возможности).

4. «Сказочное превращение». К детям приходит волшебник и предлагает превратиться в любого персонажа, человека или предмет. Участники готовятся и продумывают свое выступление (самопрезентацию своего героя) в течение 5–7 минут. По окончании игры обязательно снятие ролей!

Реквизит: платки, шали, шляпы, шапки, театральный грим, очки, цветная бумага, фольга, клей, скотч и т.д.

5. Обратная связь.

6. Ритуал прощания. Салют.

Занятие 10. Заключительное
(выход из цикла занятий)

1. Ритуал приветствия.

2. «Слепой и поводырь» (по парам).

3. «Прыжки».

4. «Испуганный ежик».

5. «Я боюсь — не боюсь». Дети передают мячик по кругу и отвечают на вопрос, чего они перестали бояться или стали бояться гораздо меньше.

6. «Рисунок моего смелого поступка».

7. Заполнение детьми анкет с целью рефлексии произошедших изменений.

8. Ритуал прощания. Салют.

Любовь НОВИКОВА,
Юлия ЦАРЬКОВА,
педагоги-психологи,
Ломоносовская школа,
Москва

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001.

2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2004.

4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб.: Союз, 1997.

5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. — СПб.: Речь, 2003.

6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

7. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2005.

8. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Ф. Кендалла. — СПб.: Питер, 2002.

9. Тесты детской апперцепции (CAT, CAT-H, CAT’S): Справочное руководство / Общ. ред. А.С. Галанова. — Ярославль, 1999.

10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / Пер. с нем.;
в 4 ч. Ч. 2, 3. — М.: Генезис, 2001.

Статья подготовлена при поддержке сайта продажи билетов «ArtKassir.Ru». Если вам наскучили серые будни, и не хватает времени на отдых, то хорошим решением станет сходить на концерт или в театр. На сайте, расположенном по адресу www.ArtKassir.Ru, вы сможете, не отходя от компьютера, купить билеты в театр по выгодным ценам. Сайт www.ArtKassir.Ru имеет удобный и простой интерфейс, который позволит вам быстро сориентироваться и подобрать билеты в цирк, театр, мюзикл и на спортивное мероприятие.