Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Деятельность. Сознание. Личность

А.Н. Леонтьев
М.: Смысл;
Издат. центр
«Академия», 2004

Рецензирование работ А.Н.Леонтьева (равно как и других известных психологов) — дело не только очень трудное, но и ненужное, так как о его вкладе в науку написано столько, что вряд ли удастся сказать что-нибудь новое. Поэтому единственное, что остается в данном случае, — определить специфику и место данного издания среди других книг одного из основателей советской психологии.
Следует напомнить, что в историю отечественной психологии
А.Н. Леонтьев вошел как создатель теории деятельности. Подготовленная Д.А. Леонтьевым книга объединяет в себе работы по данной тематике, основной из которых является «Деятельность. Сознание. Личность». Это фундаментальное исследование увидело свет в 1975 году и сегодня, спустя тридцать лет, продолжает занимать одно из ведущих мест среди теоретических психологических трудов, что и позволило составителю по названию монографии дать имя всему сборнику.
Как отмечается в предисловии, все включенные в книгу статьи и выступления А.Н. Леонтьева ранее уже были опубликованы, но многие из них успели стать библиографической редкостью. Помещенный в конце книги комментарий позволяет получить полное представление о том, где и когда они были напечатаны. В частности, здесь представлены материалы «домашней» дискуссии по теории деятельности, которые не только интересны с историко-психологической точки зрения, но и наглядно свидетельствуют о том, что рождение и становление любой теории происходит в ходе серьезных научных обсуждений. Напрашивается вывод, что подобные дискуссии носят не разрушительный, а созидательный характер и способствуют лучшему осознанию автором собственной научной позиции.
Книга А.Н. Леонтьева вышла в серии «Классическая учебная книга» и прочно вошла в список работ, которые должны прочитать будущие психологи. Поэтому наверняка среди читателей нашей газеты найдутся те, кто уже знаком с работами известного психолога. Однако одно дело — обязательное чтение на студенческой скамье с последующим разбором основных положений на семинарах, а другое — самостоятельное изучение.
Очевидно, что данное издание не имеет практической направленности и без него легко можно обойтись при проведении диагностических или тренинговых занятий, поэтому было бы ошибкой рекомендовать его в качестве настольного для психологов образования. В то же время очень хочется верить, что не все школьные психологи сводят свою работу к проведению практических мероприятий. Эта книга рассчитана на тех, кто готов найти время вырваться из рутины повседневных обязанностей, с тем чтобы разобраться в сущности таких фундаментальных психологических понятий, как «мотивация» и «личность». Тогда станет понятным, почему «не работают» опросники мотивации, чем некорректно выражение «мотивированные дети» и чем опасны тренинги личностного роста.
Станет ясным и многое другое, чего, конечно, можно не знать, но тогда не стоит причислять к себя к психологам.

Марина СТЕПАНОВА