Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Как не «сгореть» у учительского стола

Советы психолога

Р.В. Демьянчук
СПб.: филиал
изд-ва «Просвещение»,
2006

Психогигиене учительской профессии в последние годы уделяется все больше внимания. Похоже, тому есть серьезные причины. Описав в первых строках своей книги (самыми доходчивыми житейскими формулировками) симптоматику профессионального выгорания, автор сочувственно интересуется: «Не узнали себя, дорогой Учитель?» По его мнению, этот вопрос — скорее риторический. Без колебаний автор сам спешит на него ответить: «Наверняка узнали. Тогда эта книга для вас». Создается впечатление, что в современной школе «сгореть» рискует едва ли не каждый учитель и компетентные рекомендации психолога тут никому не повредят.
С сожалением приходится признать, что такое впечатление во многом справедливо, и проблема выгорания стоит перед учителем очень остро. Хотя, наверное, и преувеличивать ее не стоит, если только это не предмет ваших научных изысканий, масштаб которого приходится всячески акцентировать. Для Р.В. Демьянчука данная проблема представляет особый научный интерес, и ее проявления он, кажется, готов подметить повсюду. Впрочем, для специалиста (лучшего определения которому со времен Козьмы Пруткова не придумано) некоторая акцентуация вполне простительна. В конце концов, читатель сам в состоянии оценить, насколько он (она) уязвим для данной напасти (необходимые для этого диагностические методики приводятся в приложении). И уж коли проблема есть, стоит прислушаться к полезным советам специалиста.
Книга, за вычетом весьма обширного диагностического приложения, подразделяется на три части, адресованные, соответственно, учителю, психологу образовательного учреждения и руководителю (директору). Эти части неравноценны и по объему, и по содержанию — создается впечатление, что и психологу, и директору автор не так уж много может посоветовать. Его внимание сосредоточено преимущественно на «рядовом бойце педагогического фронта» — учителе. Четко и подробно сформулировав основные причины и симптомы профессионального выгорания (которые, по его мнению, становятся очевидны в первую очередь из наблюдения и самонаблюдения — опросники тут играют второстепенную роль), автор предлагает свой ответ на вопрос, заявленный в названии книги: как не «сгореть» у учительского стола? Это, вероятно, и есть самая ценная для большинства читателей часть книги.
В чем ее суть? Помимо нескольких безусловно полезных советов, касающихся техники расслабления, автор особое внимание уделяет упорядочению системы жизненных приоритетов, целей и ценностей, что, по его мнению, и выступает самым надежным психогигиеническим средством. В этом с ним, пожалуй, можно согласиться, причем не только в отношении учителя. Так что соответствующие страницы любой читатель прочтет с немалой для себя пользой. Правда, по прочтении возникает ощущение некоторой недостаточности предлагаемых советов — и что, вот так и гасят выгорание? Но тут уж, чтобы убедиться, необходимо попробовать. Вряд ли, четко обозначив проблему, книга способна предложить ее исчерпывающее решение. Но ориентиры она задает весьма полезные.

Сергей СТЕПАНОВ