Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2006


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

«Не делайте детей удобными»

При работе с детьми с СДВГ крайне важны своевременная постановка диагноза и специальная коррекция. Но все-таки основной груз в решении проблем обучения и воспитания таких малышей ложится на плечи родителей и учителей. Именно от их понимания, терпения и настойчивости зависит, насколько ребенок будет успешен в учебе, общении со сверстниками и взрослыми.
Психологи, а в идеале — и педагоги, работающие с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, должны быть готовы оказывать родителям таких детей необходимую консультативную помощь.
Узнать о том, с какими проблемами сталкиваются родители детей с СДВГ, на какие вопросы они хотели бы получить ответы специалистов, я решила у практикующего психолога, ведущего специалиста благотворительного фонда «Дети города» (Санкт-Петербург), тренера Института практической психологии «Иматон», автора программ «Комплексный подход к решению проблем ребенка», «Дети с особенностями поведения и развития»
Галины Борисовны Мониной.

Гетерогенность проявлений СДВГ зачастую вводит в заблуждение не только родителей, но и специалистов, работающих с детьми и подростками с данным синдромом. Поскольку существует несколько категорий гиперактивных детей, то и проявления заболевания в разных случаях могут быть разными. Так, иногда родителей, пришедших к психологу или врачу, больше всего беспокоит дефицит внимания ребенка, имеющего вследствие этого стойкие проблемы с обучением. Другие родители, особенно если ребенок — дошкольник, обеспокоены чрезмерной подвижностью сына или дочери.

Именно поэтому психолог, консультирующий родителей и ребенка с СДВГ, должен иметь в виду, что в каждой конкретной семье могут возникать трудности, не похожие на проблемы других. Характер и количество трудностей обусловлены серьезностью проявлений синдрома у конкретного ребенка, наличием сопутствующих состояний, особенностями самой семьи и требований, предъявляемых к ребенку.

Однако существуют и некоторые схожие проблемы. И одна из них — особенности взаимодействия как между родителями с ребенком, имеющим этот диагноз, так и между самим ребенком и его братьями и сестрами. Причем разрушительный характер действий ребенка с СДВГ в семье зачастую приводит к тому, что психолог вынужден оказывать психотерапевтическую помощь не только самому ребенку, но и его близким. Часто родители обращаются с вопросами, как им реагировать на различные поведенческие проявления сына или дочери, на их эмоциональные вспышки, как восстановить силы после очередной «бури» в доме, как стать «буфером» между гиперактивным ребенком и другими членами семьи.

Для того чтобы научиться регулировать отношения в семье и свое собственное состояние, следует осознать и понять природу СДВГ и особенности поведения ребенка.

Прежде всего, не все родители сразу верят в поставленный их ребенку диагноз и в то, что причиной неадекватного поведения являются физиологические особенности, а не упрямство и непослушание. В этом случае они пытаются сделать ребенка удобным, «причесать» его под общепринятые каноны с помощью дисциплинарных воздействий.

Многие родители, особенно мамы, испытывают постоянное чувство вины за то, что их ребенок не умеет, по выражению родственников и знакомых, «прилично вести себя». В детском саду, в школе, в транспорте, магазинах и поликлиниках всегда найдутся «доброжелатели», которые, осудив «неуправляемого» ребенка и родителей, не умеющих его воспитывать, тут же дадут множество рецептов по улучшению ситуации. И многие отчаявшиеся, разуверившиеся в своих педагогических способностях родители, движимые чувством безысходности, начинают следовать советам «доброжелателей». Случается, что ситуация на время улучшается, однако, как правило, ценой ухудшения эмоционального контакта между мамой и ребенком, так необходимого обоим.

Если родители находятся в состоянии стресса, чувствуют вину, безысходность, отчаяние, необходимо найти в своем окружении людей, которые окажут им помощь, как физическую, так и моральную. В противном случае многим мамам (а именно на них обрушивается весь груз проблемы) грозит состояние депрессии и потребуется медицинская помощь.

Мой сын — первоклассник. У него большие трудности с письмом, концентрацией внимания. Он совсем потерял чувство уверенности в себе. В классе дети относятся к нему как к клоуну, неудачнику. Что делать?

Действительно, многие дети с СДВГ имеют проблемы в школе с письмом. Как помочь ребенку вновь почувствовать себя успешным в такой трудной для него деятельности?

1. По возможности — вести коррекционную работу с психологом.

2. В повседневном взаимодействии с ребенком научиться отмечать малейшие успехи, а не фиксировать внимание на ошибках и помарках.

3. После выполнения любого письменного задания помочь ребенку проанализировать работу, выделить, что получилось удачно, и главное — что можно сделать еще лучше. Таким образом он научится позитивно подстраиваться к будущему и планировать свою деятельность.

4. На первых порах можно снизить требования к аккуратности в тетради.

5. Бесполезно требовать от ребенка, чтобы он (без предварительной коррекционной работы) одновременно выполнял несколько ваших требований: не делал в письменной работе ошибок, соблюдал чистоту в тетради и при этом сидел спокойно (по физиологическим причинам он пока не в состоянии все это выполнить). Выделите самое главное, что больше всего беспокоит вас (и его!!!), и посвятите этому столько времени, сколько требуется, чтобы добиться результатов. Причем быстрых успехов не ожидайте: это нелегкий труд и для вас, и для сына, помогите и поддержите друг друга.

6. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области (в школе или вне школы) он успешен, и помогите именно здесь как можно полнее реализовать себя. Это научит его самоуважению. А когда оно появится, то и дети в классе могут переменить свое отношение к нему. Попросите учителя, чтобы он (хотя бы иногда) обращал внимание класса на достижения вашего сына (пусть даже совсем небольшие). Дома рассказывайте ребенку о своих маленьких победах: успехах на работе, дома, в общении с людьми.

7. Но, пожалуй, важнее всего — ваш настрой. Здесь недопустимо отчаяние, комплекс «плохой матери». Скажите себе: я — счастливая женщина, у меня замечательный сын, трудности которого в школе — это всего лишь первая неудача, которая постигла его. Проблемы с письмом не могут помешать ему стать успешным, незаурядным человеком. Но в связи с его особенностями ему очень нужна ваша поддержка и помощь. И только сильная, уверенная в себе мать сможет вдохнуть в него уверенность и силу. А чтобы быть такой, постарайтесь не замыкаться на проблемах ребенка, научитесь доставлять удовольствие не только ему, но и себе.

А если вы просто устали бороться с ветряными мельницами, постарайтесь отдохнуть и расслабиться. Ведь ничего ужасного не произошло: ребенок здоров, благополучен, поэтому постарайтесь научиться просто получать удовольствие от общения с ним!

Моему сыну 2 года. У него уже сейчас сложный характер. Он совсем не сидит на месте, внимание концентрирует только на мультиках, игрушки он держит в руках
1–2 минуты, потом швыряет их. Однажды даже бросил об пол маленького котенка. Я его сильно нашлепала по попе, и он, к моему удивлению, только чуть-чуть хныкнул, но никогда так больше не делал.
Является ли это признаком СДВГ?

Сложный характер (как пишет мама) и СДВГ — разные понятия. Чрезмерная подвижность ребенка и неустойчивое внимание в этом возрасте укладываются в возрастную норму. В два года ребенок находится во власти зрительного восприятия: его вниманием управляют предметы, попадающие в поле его зрения, а неустойчивость внимания, отвлекаемость связаны с высокой познавательной активностью малыша, которую специалисты не рекомендуют подавлять бесконечными замечаниями. Повышенная активность ребенка может объясняться и особенностями его темперамента.

Максимальное время, которое ребенок от 1 года до 3 лет может удерживать на интересующем его предмете, 8–10 минут. Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами показывать малышу на те или иные детали игрушки или предмета, интересующего его в данную минуту. Взрослые могут помочь ребенку, фокусируя его внимание в нужном направлении, так как сам он пока еще не умеет этого делать.

Диагноз СДВГ может быть поставлен только по результатам медицинского обследования. В любом случае двухлетний ребенок уже может заниматься с психологом, который, скорее всего, будет проводить коррекцию в рамках игровой терапии. Таким детям полезны также игры с песком, с крупой, с водой, с глиной. Запреты и замечания ребенку следует делать спокойным, нейтральным голосом и стараться предоставлять малышу вместо запрещенной деятельности альтернативный вариант. Например: «Сыпать песок на стол нельзя. Но если ты хочешь, мы можем вместе с тобой пересыпать песок в большой зеленый таз...»

Чтобы маме или папе научиться сдерживать бесконечный поток замечаний, которыми сопровождается жизнь почти каждого гиперактивного ребенка, можно воспользоваться такой рекомендацией: записывать в течение дня (недели) все замечания, которые они сделали или хотели сделать ребенку, и реакцию малыша на них. Потом следует проанализировать свои записи.

Очень полезны для гиперактивных детей телесные игры и упражнения, простой массаж — все это помогает малышу научиться осознавать свое тело, а позднее — осуществлять двигательный контроль. Одним из условий комфортного состояния ребенка является соблюдение режима дня: обязательные прогулки перед сном, укладывание в постель в одно и то же время, недопустимость длительного просмотра телепередач и др.

Поскольку гиперактивность зачастую сопровождается агрессивными вспышками, необходимо научить ребенка нескольким конкретным способам «выплескивания» негативных эмоций. Ведь малыш часто ведет себя подобным образом не потому, что хочет досадить вам, а лишь в силу того, что его поведенческий репертуар пока еще очень узок и он не знает, как можно выразить горе, обиду и пр.

Кроме того, малыш может прибегать к «швырянию» предметов, пытаясь просто добиться внимания. Тогда в качестве профилактики можно посоветовать взрослым почаще играть, общаться с ребенком (а не только заниматься «полезной» для развития и здоровья деятельностью). Ведь гиперактивные дети из-за своих индивидуальных особенностей не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь. Они чаще, чем другие, нуждаются в демонстрации со стороны взрослых «безусловной» любви и принятия.

В качестве одного из вариантов реагирования на вспышку ребенка можно предложить взрослому в момент «швыряния» и «битья головой» выйти из комнаты (или хотя бы отвернуться). Лишенный зрителя, ребенок быстро успокоится, но только в том случае, если вы последовательно и спокойно проводите данную политику.

То, что вы прибегли к физическому наказанию, стало неожиданностью для него, поэтому он, вероятно, и запомнил наказание. Но ведь можно привлечь внимание малыша и другим способом, которого он не ожидает: начать говорить с ним шепотом или голосом известного ему героя. И уж если вы наказываете ребенка (а это неизбежно), старайтесь делать это как можно спокойнее: пока вы спокойны, преимущество на вашей стороне.

Мой сын (ему 7 лет) ходит в детский сад и занимается с логопедом. Диагноз СДВГ поставлен врачом. Кроме того, он иногда немного заикается. Перед нами стоит вопрос: стоит ли отдавать его в школу в этом году?

Ребенку с СДВГ, имеющему к тому же логопедические проблемы, желательно провести еще один год в детском саду. Но простое пребывание в условиях садика может и не принести желаемого результата: ребенок так и не научится управлять своим поведением. Поэтому задерживать его в саду можно и нужно, если:

– для него созданы комфортные условия;

– интеллектуальные нагрузки не превышают физиологических возможностей ребенка;

– проводится работа по восстановлению дефицитарной функции (нарушение внимания, гиперподвижность или импульсивность).

Тики, заикание и другие симптомы могут действительно свидетельствовать о перегрузке ребенка. Консультацию по готовности мальчика к школе желательно получить не только у логопеда и невролога, но и у психолога, неплохо провести и коррекционную работу. 5–8 лет — самый благоприятный для этого возраст, поскольку компенсаторные возможности мозга велики, а стойкий поведенческий стереотип пока еще не успел сформироваться.

Надо ли говорить с учительницей заранее, до поступления в класс, о наличии СДВГ у ребенка?

Все зависит от личностных качеств самой учительницы, от степени выраженности «особенностей» вашего ребенка, от формы, в которой вы сообщаете ей информацию, и от конкретной ситуации:

– если это общая беседа учителя с родителями учеников, лучше не сообщать о СДВГ;

– если это индивидуальная беседа и вы уверены, что учительница поймет вас, расскажите ей об особенностях ребенка и попросите совета, как помочь ему (как готовить уроки, какой режим выбрать, какую систему поощрений использовать дома и в школе и т.д.);

– если такой уверенности нет, при первых встречах постарайтесь рассказать о сильных сторонах сына или дочери, добавив информацию о таких особенностях поведения ребенка, которые учитель может сразу отметить. После этого очень важно поделиться с учителем (поделиться, но не поучать) способами решения подобных проблем дома (например, чтобы ребенок меня услышал, я должна давать ему инструкции, стоя рядом с ним);

– если вы не уверены в безопасности передачи информации о СДВГ, можно попросить о помощи школьного психолога, который в силу профессиональной этики не будет разглашать подобную информацию, но зато может, собрав учителей, дать им информацию о СДВГ и предложить рекомендации по взаимодействию с такими детьми. Ведь без подобной информации, к сожалению, далеко не всегда учителя представляют себе, каким бывают дети с особенностями развития.

Что бы вы порекомендовали родителям будущих первоклассников?

– Если ваш ребенок пока еще не может контролировать свое поведение, часто капризничает, подвержен смене настроений, с трудом выдерживает даже непродолжительное занятие, а у вас есть возможность еще год не отдавать его в школу, оставьте его в подготовительной группе, обеспечив ему комфортное существование, не перегружая интеллектуальными занятиями.

– Если вы твердо решили отдать ребенка в школу, постарайтесь выбрать класс, в котором дети будут обучаться по базовой программе. Будьте спокойны: пусть ваш сын или дочь не научатся решать уравнения повышенной сложности, но они «научатся учиться»: приходить вовремя на урок, поднимать руку, когда хочешь ответить, нести ответственность за выполнение посильного на данном этапе развития задания, выполнять требования учителя и др. Все это гораздо важнее, чем «впихнуть» в физиологически и психологически не готового для этого ребенка лишнее количество информации.

– Еще вариант: выбирать не школу, а конкретного учителя, который поймет и примет вашего ребенка. Один из возможных вариантов: придите в школу во время перемены и понаблюдайте, как учителя четвертых классов (которые на следующий год, когда вы приведете в школу своего ребенка, возьмут первоклассников) общаются с такими же «шустриками», как ваш собственный непоседа. Такое наблюдение даст вам гораздо больше информации, чем советы и рекомендации подруг и знакомых: ведь это именно ваш ребенок, и только вы знаете, что для него лучше выбрать.

– Постарайтесь рассказывать ребенку о школе в позитивном ключе, но при этом не обещайте, что там все будет здорово. Ведь школа — это не только радость общения и познания, но еще и труд! Рассказывайте о своих школьных годах.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА