Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОCНОВЫ ПСИХОСЕМАНТИКИ

В.Ф. Петренко
СПб.:
Питер, 2005

Наверное, не найдется психолога, который бы обошел своим вниманием «питерскую» продукцию. Ее отличительной особенностью является широкий спектр психологических проблем и как следствие — богатство рубрик и серий. В силу этого сложилась ситуация, когда разные категории читателей останавливают свой выбор на различных по тематике и жанру публикациях. Книги серии «Мастера психологии» традиционно интересуют академических психологов и студентов и крайне редко оказываются в библиотеке практиков. Данное положение, конечно, оправдано стремлением читателей обращаться к полезной в профессиональной жизни литературе. Однако следует отметить, что надежным критерием настоящей психологической работы, в отличие от скороспелых поделок с претензиями на научность, является обязательная (другое дело, что не всегда непосредственная) связь с практикой. Книга В.Ф. Петренко — яркое тому доказательство.
Данное издание посвящено вопросам психологии сознания — одной из традиционных областей психологической науки. Психосемантика — относительно новая область отечественной психологии, которая изучает генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредующей процессы восприятия, памяти, мышления и пр. Издание, безусловно, носит теоретический характер и представляет собой обобщение накопленных его автором результатов экспериментальных исследований. В книге идет речь об основных методах психосемантики, в частности о семантическом дифференциале Ч. Осгуда, и их использовании при исследовании индивидуальных особенностей восприятия информации, данной в речевом и образном плане.
Хочется обратить внимание потенциальных читателей на два момента.
Во-первых, автор приводит данные, которые выходят далеко за рамки психологии и касаются, например, вопросов политики. Это — анализ политических установок; изучение менталитета, позволяющее выявить отношение жителей России к реформам; выяснение геополитических установок граждан России и др. Приложение психосемантического подхода к анализу восприятия искусства на примере художественного фильма «Сибирский цирюльник» позволяет понять, каким образом происходит изменение картины мира у зрителя (читателя, слушателя). Также автору удалось показать, что не существует «идеального образа» телеведущего, а идеальным собеседником выступает яркая индивидуальность.
Во-вторых, содержание книги — факты и их интерпретация, теоретические обобщения и практические выводы — способствует формированию собственного мировоззрения. А последнее независимо от нашего желания отражается на всей профессиональной деятельности, с кем бы мы ни имели дело: со взрослыми или детьми, студентами или учителями, коллегами или далекими от психологии людьми.
Эта книга рассчитана, безусловно, на подготовленного к чтению научно-психологической литературы читателя, но парадокс заключается в том, что готовность, и даже более того — вкус к изучению такого рода литературы формируется только в процессе самого чтения.

Марина СТЕПАНОВА