Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

КУРС ВЫЖИВАНИЯ
для школьного психолога

М.М. Кравцова,
О.В. Шевнина
М.: Генезис, 2006

Название книги красноречиво говорит само за себя: как стать профессиональным психологом не благодаря, а вопреки складывающимся обстоятельствам, когда опытные учителя не готовы прислушаться к мнению психолога, дети не видят разницы между психологом и психиатром и, кроме всего прочего, отдельного кабинета нет и в ближайшем будущем не предвидится. Не случайно первые страницы книги авторы посвящают мифам о школьном психологе, созданным им самим, администрацией и педагогами, родителями и учениками. На смену «Мифам...» приходят «Суровые будни» (названия глав), описание которых и составляет основное содержание издания, вышедшего в серии «Психолог в школе».
Книга задумана как пособие для начинающих психологов — молодых специалистов. При этом не возникает сомнения в том, что все поднимаемые авторами проблемы психологам хорошо знакомы и от успешности их разрешения зависит профессиональное будущее вчерашнего выпускника вуза: останется ли он в школе или отправится на поиски другой работы, более престижной и доходной. Многие из тех трудностей, о которых идет речь в книге, носят непреходящий характер и сопровождают психолога на протяжении всего периода его пребывания в школе.
Авторы рассказывают о таких привычных детских проблемах, как нарушение внимания в младшем школьном возрасте, тревожность, детская ложь и др. Казалось бы, со временем у психолога накапливается положительный опыт их решения. Однако ситуация в педагогическом коллективе находится под влиянием большого числа внешних и внутренних факторов и потому не остается стабильной, современные дети отличаются от своих сверстников 10-летней давности, перед администрацией школы встают новые задачи — все это и многое другое заставляет иначе взглянуть на «старые» проблемы. Следствием такого положения дел выступает пребывание психологов, несмотря на накопленный опыт, в состоянии молодых специалистов, вынужденных решать вроде бы хорошо знакомые задачи, но на новый лад. Последнее дает основание предположить, что книга окажется полезной всем без исключения психологам, в том числе и со стажем, но готовым к пересмотру уже сложившихся стереотипов своей работы.
Единственное ограничение, о котором можно говорить, касается возраста детей, получающих психологическую помощь. В книге речь идет преимущественно о младших школьниках, и рекомендации авторов, например относительно воспитания интереса к чтению у первоклассников, вряд ли могут оказаться полезными при рассмотрении аналогичной проблемы у подростков.
Книга изобилует описаниями случаев из опыта работы, но хотелось бы предостеречь начинающего психолога от ошибки их непосредственного примеривания к ситуациям из собственной профессиональной практики, так как за внешне одинаковым поведением и детей, и взрослых нередко скрываются различные механизмы, его обуславливающие. В данном случае допустимо лишь профессиональное сопереживание, что тоже весьма значимо и полезно для выживания в школе.

Михаил ЖДАНОВ