Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2007


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ИДЕАЛЫ И МИРАЖИ

 

В теоретическом вакууме

Как я устал от личностного роста!
Из «Однопсиший» Д. Леонтьева

Много лет назад американский психолог Э.Г. Боринг, отчаявшись примирить противоречивые определения человеческого ума, выдвинул ироничную дефиницию: «Интеллект — это то, что измеряют тесты интеллекта». С той поры миновало почти столетие, но лучшего определения как не было, так и нет. За эти годы тестированию интеллекта подверглись миллионы людей (во многих случаях — с очень огорчительным результатом), а психологи так и не пришли к окончательному заключению, адекватны ли их измерительные средства предмету измерения, и в чем, собственно, состоит сам предмет.

Дискуссия о природе человеческого ума, растянувшаяся на весь двадцатый век, плавно перетекла в двадцать первый и обещает обеспечить учеными степенями еще не одно поколение диссертантов. В то же время многие психологи сознательно от нее дистанцировались — подобно мудрому
В.П. Зинченко, пошутившему: «Мне для диагностики интеллекта не требуются тесты — достаточно выражения лица» (цитирую по памяти, возможно не очень точно).

Если в каждой шутке есть доля истины, то в этой — весьма немалая. В одном эксперименте американских студентов просили угадать IQ человека по одной лишь его фотографии; ответы поразительным образом совпали с результатами тестирования! В самом деле, человеку проницательному не составит труда моментально отличить умное лицо от… будем политкорректны, обладающего другими достоинствами. И стоит ли тут еще о чем-то дискутировать?

Историческая параллель с сентенцией Боринга невольно возникает в связи с другим понятием, овладевшим умами современных психологов. Ведь интеллект, сколько о нем ни дискутируй, никак не получается наращивать. Прибавление ума, как сие ни печально, остается лишь грёзой гуманистически настроенных энтузиастов. Где ума недостает, там хоть в лепешку расшибись — нарастить если что-то и удается, то ничтожно мало. Ну так может и бог с ним, с этим умом?! Большинство людей и так чересчур умны, чтобы быть счастливыми. Не заняться ли тем, что все-таки поддается совершенствованию, — личностью?

За последнюю четверть века эта идея приобрела невероятную популярность. Психологи-практики, махнув рукой на совершенствование умственных способностей, активно занялись совершенствованием личности, или личностным ростом. При этом — вероятно, помня о фиаско теоретических дискуссий на другие психологические темы — от какого бы то ни было теоретизирования на сей счет практики намеренно или невольно уклоняются. В результате на фоне небывалого расцвета тренингов личностного совершенствования образовался абсолютный теоретический вакуум — что такое личностный рост, никто внятно объяснить не берется (ни в одном из десятков психологических словарей, вышедших в последние годы, статьи на эту тему не найти).

Взахлеб рассуждая о личностном росте, его пропагандисты делают вид, что всем и так понятно, о чем идет речь. В итоге единственным определением, которым мы располагаем на сегодняшний день, может служить вариация на тему Боринга: «Личностный рост — это то, что происходит на тренингах личностного роста». И это даже почти и не шутка — вот что, к примеру, декларируется на сайте Ассоциации личностного роста и саморазвития (есть уже и такая!) устами одного из ее основателей и активных деятелей Н.И. Козлова: «Тренинги личностного роста обеспечивают эффективный личностный рост, а личностный рост способствует стабильному успеху как в личной жизни, так и в бизнесе». Умри — лучше не скажешь!

Мыслящему профессионалу удовольствоваться этой шуткой вместо определения было бы совершенно недопустимо. Ведь личностный рост (далее — ЛР) — это то, чем непосредственно или косвенно занимаются большинство современных психологов-практиков, в том числе и психологов школьных. И не отдавать себе отчета в целях и содержании этой практической работы — пожалуй, еще опаснее, чем вычислять IQ в отсутствие общепризнанного определения интеллекта. Посему совсем нелишне задать себе несколько важных вопросов о сути данного явления.

Что же такое ЛР, что может ему препятствовать, а что — способствовать, каковы его цели и средства и т.д., и т.п.? Вероятно, ответив себе на эти вопросы, любой психолог сможет эффективнее решать задачи, диктуемые самой общественной атмосферой наших дней. Итак, наберемся смелости и для начала хотя бы сформулируем эти вопросы.

 

Что такое личность?

Определяйте значение слов, и вы избавите
человечество от половины его заблуждений.
Рене Декарт

Вот какие вопросы неизбежно встают перед тем, кто не готов удовольствоваться процессуальной стороной тренингов ЛР, а хотел бы разобраться в их сути. Разумеется, ввиду разнообразия частных аспектов этой проблемы вопросов тут возникает неисчислимое множество. Ограничимся лишь основными.

Итак, если обратиться к исконному смыслу всем знакомых слов, то ЛР есть не что иное, как рост личности, или ее совершенствование. Но что такое личность? Определения личности исчисляются десятками, причем не все они хорошо друг с другом согласуются, а некоторые кое в чем даже друг другу противоречат. За истекшее столетие психологами выдвинуто свыше полусотни разных теорий личности. Какая из них лежит в основе практики ЛР? Почему именно она, в чем ее преимущество перед другими?

Можно ли считать, что потенциал роста присущ личности имманентно и так или иначе будет реализован? Или в силу каких-то обстоятельств ЛР может и не произойти? И каких обстоятельств?

Может ли ЛР осуществляться спонтанно, самопроизвольно, или для него требуются внешнее управление и поддержка? Такое управление необходимо или просто желательно, а может быть, совсем и не обязательно?

Каковы цели ЛР? Что происходит, когда эти цели достигнуты, — ставятся новые цели или рост останавливается? Существует ли такой уровень развития личности, который не предусматривает дальнейшего роста?

По каким признакам можно судить о достижении целей ЛР? Какие качества личности совершенствуются и до какой степени?

Может ли ЛР пойти неправильным путем, а то и повернуть вспять?

Можно ли сойти с пути ЛР и в каком положении человек в этом случае оказывается?

Какие достоинства отличают человека, достигшего успеха в ЛР?

Обобщить подобные вопросы можно довольно кратко и просто. В чем состоит ЛР и за счет чего он происходит? Какие предлагаются для этого средства и адекватны ли они поставленным целям?

Или совсем уж просто: приходя в кружок кройки и шитья или в студию бальных танцев, каждый хорошо представляет, чем будет заниматься и что из этого получится в итоге; на что рассчитывать человеку, отправляющемуся на тренинг личностного роста?

Простые вопросы, требующие простых ответов.
Но с ответами, оказывается, всё не так просто…

 

Для тех, кто сам не может…

Вопросы нам жить не мешали —
Ответы мешают!
Новелла Матвеева

На самом деле было бы некоторым лукавством вовсе отрицать существование каких-то попыток объяснений и дефиниций. Многочисленным коучам и тренерам, многие из которых легко обходятся либо вовсе безо всякой психологической подготовки, либо выдают за таковую посещение занятий своих предшественников, необходимо как-то объяснить своим клиентам, за что они берут с них деньги, что обещают дать взамен. Кое-какие разъяснения насчет того, что же такое ЛР, можно найти, скажем, на уже упоминавшемся сайте Ассоциации личностного роста и саморазвития. Например: «Личностный рост — это стабильное изменение личностных особенностей, обеспечивающее продвижение человека к актуальным для него жизненным ценностям» (Н.И. Козлов). Припомнив приведенную выше цитату того же автора, можно заключить, что целью ЛР выступает успех в значимой для человека жизненной сфере (будь то бизнес, или личная жизнь, или что угодно еще), а рост, соответственно, и состоит в обретении качеств, необходимых для достижения успеха.

Логично предположить, что на определенном этапе своей жизни человек такими качествами не обладает и успехов поэтому достичь не способен. Иными словами, речь идет о неудачнике, не умеющем построить свою жизнь. Ибо если умеет, то чего еще желать? Соответственно, если называть вещи своими именами, тренинг личностного роста можно назвать школой жизни для тех, кто сам жить не умеет. Освоив необходимые навыки и сформировав в себе желанные качества, вчерашний неудачник пополняет когорту лидеров и звезд, умеющих добиваться своих целей. В частности: «Нормой для участников эффективного личностного тренинга является ежегодное удвоение дохода в течение трех лет» (цитата из того же источника).

Невольно вспоминаются слова другого автора, давно и безнадежно вышедшего из моды: «Того, что необходимо душе, за деньги не купишь» (Торо). Но попробуйте сегодня организовать тренинг, честно предупредив клиентов, что не обещаете им обогащения! Потому и научиться (якобы) сегодня можно чему угодно — экономить время (чтобы оно приносило больше денег), ладить с людьми (чтобы они приносили вам больше денег), властвовать и главенствовать (то есть распоряжаться людьми и их деньгами), убеждать, рекламировать и продавать (ради большего дохода)… — но только не тому, как просто стать хорошим человеком! (Кстати, никто не подскажет — у кого и как этому можно научиться?)

Личность — то, что якобы и должно расти, — при ближайшем рассмотрении оказывается совершенно ни при чем.

Надо ли удивляться, что она-то и оказывается забыта! На первый план беззастенчиво выходят навыки достижения прагматических целей.

Все остальные вопросы неизбежно утрачивают смысл. Не до теории! В основу практических занятий, как правило, кладется субъективная жизненная философия того или иного гуру, провозглашаемая в качестве универсального пути совершенствования личности. Но в ряде случаев знакомство с этой философией заставляет насторожиться. Где проходит грань между столь необходимой уверенностью в себе и самоуверенностью? От каких предрассудков и внутренних ограничений в самом деле желательно отказаться, а что предрассудками вовсе не является? До каких пределов следует культивировать позитивное отношение к жизни — не рискует ли оно обернуться «розовыми очками»?

Если психологию не просто избрать выигрышной вывеской для тренингового бизнеса, а рассмотреть все подобные вопросы с опорой на накопленные ею факты и выявленные закономерности, ответы вырисовываются совсем не те, какими манят рекламные плакаты.

Но об этом — в следующий раз…

Сергей СТЕПАНОВ