Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2007


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 1 (12)


Елена НАБОЙКИНА,
психолог, сказкотерапевт,
заместитель директора
Центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации,
г. Минск,
Республика Беларусь

 

В CТРАНЕ ИГРУНДИИ

Сказкотерапевтические
коррекционно-развивающие занятия
с «особыми» детьми с использованием
технологических карт

Дети с особенностями психофизического развития — своеобразный, сложный контингент. Спектр эмоциональных нарушений у них чрезвычайно велик. Это могут быть невротические конфликты, неврозоподобное состояние вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др. Для помощи этим детям необходимы комплексный подход и долговременная система коррекционно-восстановительной работы, направленная на их социализацию.

Психологическая коррекция является одним из важных направлений помощи детям с особенностями развития.

Психокоррекция эмоциональных нарушений — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основной целью ее является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

При разработке психокоррекционных программ рекомендуется использовать разнообразные способы психологических воздействий, базирующиеся на многочисленных теоретических направлениях. Подбор методов психологического воздействия зависит от конкретных психокоррекционных задач, которые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей, а также позицией психолога. Коррекционная работа должна быть акцентирована на причинах дефекта, а не на симптомах отклонений в развитии.

Данным требованиям соответствуют разработанные автором психокоррекционные сказкотерапевтические игры. Опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности не только с данной категорией, но и с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным ходом развития.

Психофизиологи, психологи, педагоги единодушны во мнении, что игра — эмоционально насыщенный вид активности детей, способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения системы человеческих отношений, окружающей действительности. Через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. Таким образом, в игре развивается то, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности ребенка, а самое главное — успешность его социализации.

Разработанные автором игры базируются на сказках.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка с проблемами развития, а также и детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает... Иногда поведение героя вначале не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей выступает формирование таких качеств личности, как:

автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;

социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

– мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

– когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

– поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Коррекционные сказкотерапевтические игры направлены на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сфер, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

Практика показала, что оформление коррекционной практики в виде технологических карт коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия — это очень удобный, эффективный и эстетичный способ, позволяющий систематизировать занятия. По такому принципу можно разработать целую программу занятий. Тогда технологическая карта будет составляться отдельно на каждое занятие, согласно определенной теме и актуальным задачам. Набор технологических карт будет представлять картотеку, и каждую из них можно использовать для решения проблемы ребенка независимо от цикла занятий.

Коррекционно-развивающие сказкотерапевтические игры проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. При групповой работе количество участников составляет от трех до двенадцати человек и определяется психологическими задачами, уровнем развития, глубиной дефекта и возрастом участников. Занятия продолжительностью от 30 до 45 минут проводятся два раза в неделю.

Опыт подтверждает, что в процессе коррекционно-развивающей сказкотерапевтической игровой деятельности происходит комплексное развитие «особого» ребенка: его эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, познавательных процессов, следствием чего является успешная интеграция ребенка в общество.

Технологическая карта
для занятий по теме: «МЕДВЕДЬ — ЛИПОВАЯ НОГА»

Цель: формирование социально адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.

Задачи:

развитие умения соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми;

коррекция нежелательных черт характера и поведения;

создание возможностей для самовыражения;

обогащение пассивного и активного словаря детей;

развитие психических процессов;

снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.

Используемые методы и техники: сказкотерапия, драматерапия, игротерапия, музыкотерапия, психогимнастика.

Этап Назначение Содержание этапа Материалы, оборудование Время, минуты
1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Змейка» Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку Стоя друг за другом, дети бегут, стараясь не задеть препятствия. Если правило нарушено, все возвращаются и путь начинается сначала. Когда слалом завершен, дети оказываются в сказке Стульчики или другие предметы, расставленные зигзагом 2–3
2. Этюд «Наглец» Отображение отрицательной черты характера — наглости. Развитие умения пользоваться мимикой, жестами, голосом для передачи эмоционального состояния Детям предлагается проиграть этюд. Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка!» — «А мне-то что!» — сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче. Роли распределяются исходя из личностных особенностей детей и актуальных задач Магнитофон, запись музыки П. Чайковского «Мужик играет на гармонике» или детский музыкальный инструмент — гармонь 5
3. Анализ этюда Осознание детьми своих желаний, их направленности; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, понимать чувства других людей Вопросы для обсуждения: Что ты чувствовал(а) в роли мальчика (женщины)? Как вы думаете, почему мальчик продолжил играть? Как могли развиваться события дальше? Что бы вы хотели изменить в этой ситуации? Знакома ли вам такая ситуация и чувства, которые испытывала женщина?   3–4
4. Рассказывание сказки «Медведь — липовая нога» Ознакомление детей с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий. Ведущий рассказывает сказку «Медведь — липовая нога» Текст сказки
«Медведь — липовая нога»
4
5. Драматизация сказки «Медведь — липовая нога» Стимулирование интереса; выразительное изображение поведения персонажей с характерными для них чертами характера; воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке друзей; накопление положительного эмоционального опыта Дети проигрывают сказку с демонстрацией на фланелеграфе Фланелеграф, плоскостные изображения персонажей сказки, наклеенные на фланельФланелеграф, плоскостные изображения персонажей сказки, наклеенные на фланель 10–15
6. Игра «Веселые медвежата» Стабилизация нервных процессов, психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании Дети выполняют упражнения на слова ведущего Магнитофон, коврики по количеству детей, музыкальные записи: «Колыбельная медвежонку», «Говорите тише» или другая релаксационная музыка 3—4
7. Ритуал выхода из сказки. Игра «Змейка» Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной социальной среде Ведущий говорит: «Мы узнали сегодня много интересного, важного, мы многому научились. Мы берем это с собой». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности Стульчики или другие предметы, расставленные зигзагом 2–3

Медведь — липовая нога
(адаптирована Е. Набойкиной для детей
с особенностями психофизического развития)

Решил как-то медведь поесть малины, что созрела в саду у деда. Набрал он целое лукошко, сел под деревом и ягоды из него одну за другой берет да в рот кладет. А малина такая сладкая, такая вкусная, что медведь ест и только лапы облизывает!

Не заметил медведь, как дед с бабой вернулись. И как увидели они, что кто-то забрался в их малину, так и бросились на вора. Косолапый кинул со страху свое лукошко да и в лес бежать! Так он испугался, что не заметил, как угодил лапой прямо в улей, где пчелы липовый мед собирали.

Еле медведь ноги унес. Сел под деревом и думает, как улей с ноги снять. Увидел дикий кабан косолапого и говорит ему:

— Помогу я твоему горю. У меня клыки острые, вмиг деревянный улей разломаю! — Но как ни старался он, ничего не вышло. Позвал тогда кабан на помощь зверей, и стали они вместе думать, как им освободить медведя.

Что только ни делали они, чтобы помочь косолапому. Волк хотел своими крепкими зубами раскусить улей, лиса какое-то хитрое устройство придумала, даже заяц предлагал медведю свою помощь. Но все было бесполезно — крепко угодила лапа в улей, никак не достать ее.

– Эх ты, косолапый! Ты и вправду косолапый — ухитрился так в улей угодить. Будешь знать, как чужую малину есть!

Сидит медведь и чуть не плачет с горя. А тут старый филин сел на ветку и говорит:

– Знаю я о твоей беде, косолапый. И вижу, что ты уже и сам не рад, что в сад чужой полез. Дам я тебе один мудрый совет: помочь тебе может только тот, у кого ты малину воровал.

Долго думал медведь. Страшно было, но ничего другого не оставалось. Пошел он, хромая, в деревню. Улегся у крыльца дома, где жили дед с бабой, и притворился спящим. Дед с бабой, увидев огромного медведя, сначала испугались, но потом поняли, какое горе случилось с косолапым, и решили вызволить его.

Психогимнастика «Веселые медвежата»
(М. Чистякова, модификация Е. Набойкиной)

Дети выполняют упражнения под музыку, слушая слова ведущего: «Медвежата выходят из берлоги, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата играют с шишками: медведица бросает медвежатам шишки, они их ловят и с силой сжимают в лапах. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и опускают лапы вдоль тела. Прилетела пчелка. Хотела она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Медвежата наигрались и захотели спать. Они отправились в берлогу, точно придерживаясь следа мамы-медведицы. Они улеглись поудобнее и стали дремать под мамину песню».

С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Технологическая карта
для занятий по теме: «СКАЗКА О РЫБКАХ»

Коррекционно-развивающая цель: коррекция нежелательных черт характера; гармонизация эмоционального состояния.

Задачи:

коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы;

развитие мелкой моторики рук и координации движений;

развитие познавательного интереса;

развитие речи, произвольного внимания, памяти;

расширение представлений детей о животном мире, закрепление (формирование) знаний о строении рыбы;

формирование эстетического вкуса, воспитание аккуратности в работе;

обучение адекватным способам реагирования;

совершенствование коммуникативных навыков;

раскрытие творческого потенциала;

обогащение положительного эмоционального опыта.

Используемые методы и техники: арт-терапия, музыкотерапия, психомедитация, сказкотерапия.

Этап Назначение Содержание этапа Материалы, оборудование Время, минуты
1. Ритуал «входа» в сказку. Статическая- медитация «Путешествие на облаке» (часть 1) Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку. Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие Дети ложатся на коврики, закрывают глаза, расслабляются и слушают рассказ ведущего под музыку Магнитофон, коврики, аудиоальбом «Звуки природы» 3–4
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.   4–5
3. Групповой коллаж «Сказочный аквариум» Закрепление знаний о рыбах, их строении, знаний сенсорных эталонов; развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, групповой сплоченности, воображения и фантазии В сказочном контексте детям предлагается запустить рыбок в аквариум.

Варианты заданий:

1. За основу рыбки берется геометрическая форма, соответствующая рыбке-образцу. Дети наклеивают геометрические формы на лист ватмана и дорисовывают детали так, чтобы получилась яркая сказочная рыбка.
2. Детям предлагается наклеить готовых сказочных рыбок
3. Одновременно работает две подгруппы детей: старшие (более сохранные) дети выполняют задание первого варианта, младшие (менее сохранные) ребята выполняют задание второго варианта По завершении работы ведущий поощряет детей

Лист ватмана голубого цвета или раскрашенный в голубой цвет (имитация воды в аквариуме); комплекты различных геометрических фигур разного цвета и размера; разные модели рыбок; образцы рыбок, за основу которых взяты геометрические формы; краски, фломастеры, мелки, клей 10–15
4. Чтение сказки о рыбках. «Подводный бал» Ознакомление со сказкой, ее героями, с их качественными характеристиками; развитие познавательной активности Ведущий читает сказку, обсуждает с детьми сказочные образы, последовательность событий Текст сказки «Подводный бал» 3–4
5. Игра-драматизация по сказке «Подводный бал» Моделирование гибкого ролевого поведения, проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний (капризы, обида, удивление). Научить детей правильно воспроизводить последовательность событий сказки. Создание положительного эмоционального настроя Детям предлагаются роли (определяются ведущим или по желанию ребят) исходя из актуальных задач. Ведущий вместе с детьми проигрывает сказку Шапочки-маски рыбок, магнитофон, аудиозаписи 10–15
6. Резюмирование Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает заслуги детей, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт   3–4
7. Ритуал «выхода» из сказки. Статическая медитация «Путешествие на облаке» (часть 2) Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной социальной среде Общее поощрение детей. Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с принцессой-рыбкой и другими сказочными персонажами. Повторение ритуала «входа» в сказку Магнитофон, коврики, аудиоальбом «Звуки природы» 3–4

Подводный бал

В одном подводном царстве, морском государстве жили-были рыбы. Они плавали в теплых водах моря-океана, резвились, дарили друг другу улыбки. Среди них была рыба-царица Мама, рыба-царь Отец и их дочь — принцесса Ляля. Это была добрая семья. Царь-отец любил проводить спортивные соревнования для подводных жителей, а царица устраивала подводные балы. Маленьких рыб — мальков они угощали червячками, улитками, а взрослым дарили кораллы, букеты разноцветных водорослей.

И вот однажды вечером все подводные жители собрались на бал. Звучала прекрасная музыка. Мальки с Лялей резвились в хороводе, царь с царицей плавно кружились в паре, вокруг танцевали и другие жители подводного царства: медузы, крабы, кальмары, креветки, а рыбы — бабушки и дедушки устроились на камнях и наблюдали за танцующими.

И вдруг принцесса Ляля с силой ударила хвостом по воде, плавниками отогнала своих друзей — рыбок и стала плакать. Все удивились. «Что случилось? Что случилось?» — спрашивали морские жители друг у друга. Они перестали узнавать Лялю: она становилась то красного, то зеленого, то фиолетового цвета.

Подплыли к ней царь с царицей, стали гладить и обнимать. Но Ляля продолжала капризничать. Тогда позвал царь Золотую рыбку:

– Скажи, Золотая рыбка, что случилось с нашей Лялей?

– Принцессу Лялю заколдовали, – ответила Золотая рыбка.

И тут старая рыба Макрель вспомнила, что на балу был странный гость, которого раньше никто не видел. Это небольшая черная рыба с блестящими чешуйками. Она подкралась к принцессе, слегка коснулась ее плавниками — сверкнула искорка — и так Лялю заколдовала.

– Расколдовать принцессу может только эта рыба — колдунья, — сказала Золотая рыбка.

Все бросились на поиски колдуньи. Cамые смелые рыбы и медузы поднимались на верхушки подводных скал, заглядывали в подводные лабиринты. И вот рачок закричал:

– Смотрите, смотрите!

Все подплыли и увидели небольшую черную рыбу с блестящими чешуйками.

— Тебя как зовут? — спросили они.

— Черныш, — зло ответила рыба, — не трогайте меня, а то и вас заколдую.

— Не заколдуешь, — сказала Золотая рыбка и взмахнула своими плавниками. У Черныша сверкнули чешуйки. Теперь его блестящие чешуйки излучали добро и радость. Черныш улыбнулся. Он дотронулся до Ляли и расколдовал ее. Она перестала капризничать и стала, как прежде, красивой.

Все обрадовались. Бал продолжался.

Статическая медитация «Путешествие на облаке»
(Н. Сакович, модификация Е. Набойкиной)

Длительность 3–4 минуты.

Дети ложатся на коврики, закрывают глаза, расслабляются и слушают рассказ ведущего под музыку.

ЧАСТЬ 1

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как вы удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Путешествие начинается. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас в волшебную страну, где вам будет интересно.

Постарайтесь мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 секунд). А сейчас слезайте с облака и посетите эту страну.

На счет «три» откройте глаза.

ЧАСТЬ 2

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место.

Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Снова ветер овевает лицо.

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо (10 секунд). Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно тает в воздухе (10 секунд).

На счет «три» откройте глаза. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Технологическая карта
для занятий по теме: «ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЕЙ «ЗЛОСТЬ»

Цель: обучение распознаванию эмоции «злость» и адекватным способам реагирования.

Задачи:

обучение позитивным способам разрешения гнева;

стабилизация нервных процессов;

развитие саморегуляции;

расширение представления детей об эмоциях;

развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния;

сплочение группы;

развитие творческих способностей.

Используемые методы и техники: арт-терапия; музыкотерапия; танцедвигательная терапия; сказкотерапия.

Этап Назначение Содержание этапа Материалы, оборудование Время, минуты
1. Ритуал «входа» в сказку Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку Все дети прячутся под покрывало. По команде покрывало сбрасывают, после чего оказываются в сказочной стране Большая блестящая шаль 2–3
2. Повторение. Проверка домашнего задания Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.   До 5
3. Расширение Расширение представлений детей об эмоциях. Знакомство с новым чувством Знакомство со слугой — чувством Злость с опорой на все модальности:
• Слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого слуги-чувства, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий, низкий, тихий, громкий?).
• Обонятельный анализатор (чем пахнет слуга-чувство: приятный запах или нет, что это за запах).
• Вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга-чувство: горечь, сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов).
• Тактильно-кинестетический анализатор (какое прикосновение у этого слуги-чувства, какие он совершает движения, какие танцы танцует). Дети исполняют танец «Тумба-юмба».
• Зрительный анализатор: рисование на тему «Злость» с последующим обсуждением
Фигурка (плоскостное изображение) слуги —чувства Злость

Ритмичная музыка

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти

15
4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка 1. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт. Проигрывание различных способов разрешения гнева: вылепить из теста «злую рожу» и шлепнуть по ней изо всех сил; сделать так, чтобы шар лопнул.
2. Приход Меры. Проговаривание, как нам служит слуга – чувство Злость, в каких ситуациях он приносит пользу, в каких – вред.
3. Игра «Закончи сказку». Ведущий рассказывает начало сказки, а каждый ребенок придумывает ее продолжение и разыгрывает свой вариант перед остальными (время на подготовку – 3 минуты). По завершении выступлений обсуждается содержание сказок и сопоставляются найденные участниками решения проблемы
Музыкальное сопровождение; воздушные шары; соль, мука, вода. Фигурка (плоскостное изображение) слуги – чувства Меры. Карточка с зачином сказки «Канцелярская кнопка» 10
5. Интеграция Соединение нового опыта с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня   До 5
6. Резюмирование Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает заслуги отдельных детей, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт    
7. Ритуал «выхода» из сказки. Коллективное упражнение «Волшебное покрывало» Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди Большая блестящая шаль  

«Канцелярская кнопка» (И. Вачков)

(Зачин сказки)

Жила-была Канцелярская кнопка. Она попала в руки злобному мальчишке, который использовал ее для своих шуточек: подкладывал товарищам на стулья и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот...

Технологическая карта
для занятий по теме: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПАРОВОЗИКА»

Цель: помочь социализации и развитию личности детей, стимулировать понимание сложных взаимосвязей; гармонизация эмоциональной сферы детей.

Задачи:

обучение произвольному проявлению чувств;

развитие сенсорно-перцептивной сферы;

формирование помогающего поведения;

активизация и обогащение словарного запаса;

развитие чувственно-двигательной координации;

развитие познавательного интереса;

освоение окружающей действительности;

накопление положительного эмоционального опыта.

Используемые методы и техники:

сказкотерапия; медитация; игротерапия; музыкотерапия; психогимнастика; телесно-ориентированная терапия; дидактическая игра; арт-терапия; формокоррекционная ритмопластика.

Категория участников: дети и подростки с проблемами развития, а также дети дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.

Комментарий: всё занятие происходит на фоне рассказывания сказки «Путешествие Паровозика».

Примечание: для детей с тяжелыми нарушениями развития и младшими дошкольниками занятие рекомендуется разделить на циклы примерно следующим образом: занятие № 1 – 1–4-й этапы, занятие
№ 2 – 5–9-й этапы, занятие № 3 – 10–14-й этапы. Каждое занятие начинается и заканчивается выполнением ритуалов «входа» в сказку и «выхода» из нее. На этапе «выхода» повторяется ритуал «входа» в обратном направлении.

Этап Назначение Содержание этапа Материалы, оборудование Время, минуты
1. Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Аленький цветочек» Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку Дети удобно усаживаются на пол в круг, в центре находится аленький цветочек. Каждый из ребят прикасается к цветочку, после чего оказывается в сказке Магнитофон, запись спокойной музыки, искусственный цветок 2–3
2. Рассказывание сказки «Путешествие паровозика» Ознакомление детей с героями сказки, последовательностью событий. Один этап сказки логически связан с другим Ведущий рассказывает сказку «Путешествие паровозика» Текст сказки «Путешествие паровозика» В течение занятия
3. Коллаж «Вагончики к паровозику» Развитие творческих способностей, сенсорно-перцептивной сферы; получение радости от совместной работы Чтобы Паровозик смог отправиться в путь, детям предлагается сделать для него вагончики. На плоскостные силуэты вагонов дети наклеивают детали: колеса, окна, крышу, соединяют паровоз и вагоны между собой. Исходя из актуальных задач и возможностей детей, можно предложить им вырезать детали самостоятельно Лист ватмана, на котором изображена железная дорога на фоне природы. Большие прямоугольники (плоскостные силуэты вагонов), картон и/или цветная бумага для вырезывания деталей к вагонам либо заготовки этих деталей; клей, кисти, ножницы, фломастеры. Магнитофон, запись умеренно спокойной музыки 5–15
4. Игра «Паровоз»-1 Развитие умения действовать по сигналу, согласовывать свои действия с действиями других; активизация позитивных взаимоотношений; повышение настроения Ребята становятся друг за другом, руки согнуты в локтях, каждый ребенок держится за локти впереди стоящего товарища. Дети двигаются по комнате за ведущим ритмичным притопывающим шагом со словами «чух-чух». Сигналом остановки и начала движения являются слова «ту-ту-у». Во время движения дети исполняют песню (см. приложение). На слова «пойдем погуляем» ребята хаотично двигаются по комнате: кружатся, прыгают и пр. Текст «Песни путешественника» 3–4
5. Психодинамическая медитация «Зверюшки» Обучение выразительным движениям; снятие эмоционального напряжения; получение позитивного двигательного опыта Движениями, мимикой, жестами дети изображают различных животных (см. приложение). Детей можно поделить на подгруппы: каждая подгруппа детей изображает определенное животное Текст психомедитации 4–5
6. Игра «Паровоз»-2 Повышение эмоционального тонуса, сплочение группы Исходное положение детей см. игру «Паровоз»-1. Дети двигаются по комнате за ведущим ритмичным притопывающим шагом. Игра проводится на слова «Песни зверюшек» (см. приложение) Текст «Песни зверюшек» 3–4
7. Упражнение «Орешки» Развитие мелкой моторики кистей рук, коррекция синкинезий; снятие психоэмоционального возбуждения; развитие способности слышать свои внутренние ощущения Ведущий дает каждому ребенку по одному грецкому ореху.
– Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем), сначала одной, а затем другой рукой.
– Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют другой рукой.
– Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения. «Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте подуем на них»
Грецкие орехи по количеству детей

5–6

8. «На полянке» и/или психогимнастика «Бабочка» Использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств; развитие воображения Двумя линиями ведущий очерчивает «ручеек» на полянке, раздает детям макеты бабочек и стрекоз. Дети изображают насекомых, «летая» по комнате, «перелетая» через ручеек и с цветка на цветок. Психогимнастика «Бабочка» Текст психогимнастики «Бабочка»;
макеты бабочек и стрекоз;
мелок
4–5
9. Психодинамическая медитация «Цветы» Стабилизация нервных процессов; развитие слухового внимания; получение навыка релаксации В сопровождении слов ведущего дети выполняют соответствующие движения Магнитофон, запись релаксационной музыки

4–5

10. Игра «Змейка» Развитие умения действовать в едином ритме; развитие общей координации, ловкости и быстроты движений; стимуляция эмоциональной активности Дети становятся друг за другом, держась за руки. Под веселую музыку они бегут зигзагом. Игра заканчивается по сигналу ведущего Магнитофон, запись веселой музыки 2–3
11. Психогимнастика «Солнышко»   Гимнастика для глаз; коррекция психомоторных нарушений; снятие психоэмоционального возбуждения Дети выполняют упражнения. «Солнышко смотрит»: не поворачивая головы, только глазами медленно посмотреть вверх, вниз, влево, вправо (3–4 р.); «бинокль»: cложив пальцы в «трубочку», изобразить бинокль, посмотреть в бинокль вдаль, потом друг на друга (3–4 р.); «солнышко радуется»: а сейчас вы – солнышко. Ваши руки – лучики. Они тянутся вверх, в стороны (3–4 р.). Посмотрите друг дружке в глаза, улыбнитесь и обнимитесь (1–2 р.) 4–5
12. Рисование (коллаж) под музыку на тему: «Море и солнце» Развитие творческих способностей; раскрытие ресурсного состояния; расширение кругозора детей; успокоение, расслабление Детям предлагается нарисовать картину (сделать коллаж) по теме, используя различные художественные материалы. Возможны групповая и индивидуальная формы работы. После завершения работы организуется выставка и проводится обсуждение рисунков (коллажа) Лист ватмана (для групповой работы) или альбомные листы для рисования по количеству детей (для индивидуальной работы); вырезки из журналов по теме (для коллажа); краски, мелки, кисти и др. художественные материалы. Магнитофон, запись музыки со звуками шума моря 10–20
13. Обсуждение занятия Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся и с реальной жизнью; стимулирование мотивации на позитивные установки; укрепление чувства уверенности в себе; обучение конструктивным способам поведения; трансляция безусловного принятия детей Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает заслуги детей, подчеркивает значимость приобретенного опыта (каждый ребенок может объяснить, что было важного сегодня лично для него), проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт Магнитофон, запись спокойной музыки, искусственный цветок 2–5
14. Ритуал «выхода» из сказки. Релаксационное упражнение
«Аленький цветочек»
Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной социальной среде     2–3

Путешествие Паровозика
(Е. Набойкина)

Жил-был Паровозик. Он мечтал увидеть море. И вот однажды он отправился в дальний путь к морю. Ехал он через поля, луга, леса, реки. Когда Паровозик проезжал через лес, он увидел, как на лесной полянке резвятся зверюшки: слоненок, мишка, зайчик, бельчонок и мартышка. Остановился Паровозик. зверюшки увидели его и позвали: «Иди к нам, будем играть вместе». Паровозик обрадовался и пошел играть со зверюшками. Наигравшись вдоволь, Паровозик сказал: «Хорошо, весело с вами, но мне уже пора продолжить путь».

– А куда ты едешь? – спросили зверята.

– К морю. Поехали вместе.

– Конечно, поехали, – охотно согласились они.

Сели зверюшки по вагончикам, едут, в окошки смотрят. Долго ли, коротко ли ехали, как вдруг увидели огонь в лесу. Подъехал Паровозик ближе, смотрят зверюшки — ветка на дереве горит и белка мечется. Бельчонок и Мартышка полезли на дерево и стали ветку отламывать. Слоненок из ручья хоботом набрал воды и поливает на горящую ветку. Ветка упала, Мишка и Зайчонок землей ее присыпают, а Слоненок продолжает водой поливать.

Наконец огонь потушен. Спустилась с дерева Белка и стала благодарить Паровозика и зверюшек: «Спасибо вам! Вы спасли лес. А на этом дереве находится мое дупло, в нем маленькие бельчата. Если бы не вы, они погибли бы». Белка угостила всех орехами.

Паровозик и зверюшки продолжили свой путь. Долго ли, коротко ли ехали, как вдруг перед ними открылась красивая поляна. На ней росли необыкновенные цветы, в воздухе кружили бабочки и стрекозы, и журчал ручей.

Паровозик остановился и пошел со зверюшками полюбоваться чудесной поляной.

Но вот стало темнеть, цветы начали закрываться в бутоны, бабочки и стрекозы прятаться под листки.

Тогда зверюшки сели в вагончики и поехали дальше.

Долго ли, коротко ли ехали, как началась опасная и извилистая дорога.

Но Паровозик справился с ней.

Проехав еще немного, Паровозик и зверюшки увидели море, а над морем светило жаркое солнце. Они стали радоваться и наслаждаться этим.

А потом Паровозик и зверюшки захотели нарисовать картинку «Море и солнце».

Так Паровозик не только увидел море, но и нашел себе хороших друзей.

Песня путешественника

Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
Далеко-далеко увез он ребят.
Вот станция «Стоп!».
Паровоз загудел: «Ту-ту-у-у».
Пойдем погуляем,
                        потом по местам.

Песня зверюшек

Вот какой паровоз
Дети смастерили,
Вот какой паровоз
Зверюшкам подарили.

Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Зайцы пушистые,
Белки да мартышки.

Психодинамическая медитация «Зверюшки»
(Е. Набойкина)

В лесу живет много животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, мартышку, слона, лягушку, жирафа. А теперь мы перевоплощаемся в птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко. (Детей можно поделить на подгруппы: каждая подгруппа изображает определенное животное.)

Время перевоплощения – 4–5 минут.

Психогимнастика «Бабочка»
(Е. Набойкина)

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Психодинамическая медитация «Цветы»
(Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева)

Дети сидят на корточках. Ведущий говорит: «В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные Цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала Цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные Цветы распустились. Их красота была удивительной (дети встают, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад). Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь Добрая Волшебница наделила их удивительной силой. В цветах было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время. Цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные Цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог найти это заповедное место.

Сейчас темнеет, цветы закрываются в бутоны (дети садятся на корточки, наклонив голову) и засыпают (дети ложатся на коврики). Стебель и листочки расправляются (дети вытягивают ноги, руки). Цветы отдыхают, набираются сил (дети закрывают глаза на 1–2 минуты)».

На счет «три» детям предлагается открыть глаза (встать и превратиться опять в зверюшек).

Технологическая карта
для занятий по теме: «ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕШЕК»

Цель: коррекция агрессивного поведения; снятие нервно-психического напряжения.

Задачи:

– обучение позитивным способам разрешения гнева;

– стабилизация нервных процессов;

– развитие саморегуляции;

– повышение внимания друг к другу.

Используемые методы и техники: сказкотерапия, драматерапия, игротерапия, медитация.

Примечание: в занятия с детьми младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием можно не включать этап № 6 (дидактическая игра «Мальчики»).

Этап Назначение Содержание этапа Материалы, оборудование Время, минуты
1. Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Волшебный камешек» Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку Ведущий: «Расслабьтесь, положите руки на бедра ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» Ведущий кладет каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что все тело нужно расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку» Природные камни по количеству детей 2–3
2. Чтение сказки «Волшебный камешек» Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий Ведущий рассказывает детям сказку Текст сказки «Волшебный камешек» 3
3. Анализ сказки Помочь детям осмыслить основную идею сказки, эмоциональные переживания главного героя; развивать познавательную активность; стимулировать ответы детей по содержанию Ведущий задает вопросы: «Кто главный герой сказки? Почему мальчик играл один? Что он чувствовал? Чему научил Сашу старик? Какие отношения сложились у мальчика с детьми потом? Почему дети стали дружить с Сашей?»   До 5
4. Драматизация сказки Развитие произвольности поведения; формирование адекватных форм реагирования при сильном эмоциональном возбуждении (негодовании); развитие внимательного отношения к окружающим Дети проигрывают сказку. При необходимости ведущий принимает участие. Распределять роли между участниками игры рекомендуется исходя из личностных особенностей детей и актуальных задач Аксессуары героев сказки (бантики, кепочки, борода, машинки и пр.); атрибуты к сказке: скамеечка, игрушки, альбом, карандаши и пр. 10–15
5. Игра «Шариковая груша» Переживание чувства злости; эмоциональная разрядка С помощью ведущего дети надувают шары, скрепляют их скотчем между собой таким образом, чтобы получилась груша (к одному шару прикрепить два шара, к прикрепленным двум – четыре и т.д.). «Грушу» подвешивают к потолку на уровне роста детей. Дети должны сделать так, чтобы все шары лопнули, не используя никаких предметов (пальцами, зубами, плечами и т.п.) Воздушные шары, скотч, нитки, веревочка 10–15
6. Дидактическая игра «Мальчики» Закрепить навыки счета; развивать пространственные представления, умение сравнивать предметы по высоте и толщине Ведущий продолжает:
«В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, кого как зовут, если: Сева – самый высокий; Миша, Гриша и Тиша – одного роста, но Тиша самый полный из них, а Гриша – самый худой; Коля – ниже всех ростом. Теперь вы сами можете узнать, кого зовут Толей». Когда дети запомнили мальчиков, ведущий дает задания.

Варианты заданий:

1. Показать мальчиков в любом порядке, заданном ведущим;
2. Кто стоит левее Севы, кто правее Толи и т.п.
3. Посчитать мальчиков по порядку; как зовут первого, третьего слева и т.п.
4. Если Сева уйдет, сколько останется мальчиков? Если к мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков? И т.п.

Примечание.

Можно предложить детям использовать для обозначения камешки: «Положи камешек возле Толи... Положи столько камешков, сколько мальчиков останется...»

Таблица, с изображением мальчиков; природные камни по количеству детей 10–15
7. Ритуал «выхода» из сказки. Релаксационное упражнение «Волшебный камешек» Закрепление нового опыта; повышение внимания друг к другу. Подготовка детей к взаимодействию в привычной социальной среде. Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Эти камешки остаются вам. Прошепчите над камешком пожелание товарищу из группы и подарите камешек ему. Будьте внимательны, у каждого в руках должен оказаться камешек с пожеланием» Природные камни по количеству детей 3–4

Волшебный камешек

Жил-был мальчик Саша. И пел он красиво, и лепил хорошо. А рисовал лучше всех. И даже на прогулках ему удавалось не вымазаться. Да только друзей у него не было, потому что он кусался и дрался. Подойдет к нему Пашка и скажет: «Чур, я первый сегодня машинку водить буду». А Саша его укусит. Идет Настя, нечаянно заденет Сашу за плечо. А он как даст ей кулаком в спину. Заплачет Настя от боли, а Саша только смотрит со стороны хмуро. И ругали Сашу за это, и наказывали. Ничего не помогало.

И вот однажды играл Саша в песочнице один, скучно одному играть. Рядом на скамеечке старик читал газету. Смотрел-смотрел он на Сашу и говорит:

– Невесело одному играть. Я знаю, почему ты один – потому что ты дерешься и кусаешься. Я помогу тебе, я знаю один секрет. – И старик дал Саше маленький блестящий камешек.

– Это не простой, а волшебный камень, – сказал он. – Положи его в карман. Когда ты снова захочешь ударить или укусить кого-нибудь, сильно сожми камень в руке и скажи про себя три раза заклинание: «Крабле-крубле».

Взял Саша камешек и поблагодарил старика.

Утром, когда мальчик пришел в детский сад, подошла к нему Верочка.

– Подвинься, Саша, я сяду с тобой рядом на скамеечку, – сказала она. И только захотел Саша толкнуть девочку, как вспомнил про волшебный камешек. Он сделал, как учил его старик: сжал камешек в руке и трижды шепотом повторил: «Крабле-крубле». И... о чудо! Он не толкнул Верочку! Вера достала новый альбом, и они стали вместе рисовать.

Теперь Саша не дерется, не кусается, и все дети дружат с ним.