Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

Москва

18 ноября состоялся тренинг командообразования для школьников, организованный Домом научно-технического творчества молодежи Московского городского дворца детского (юношеского) творчества и центром «Подвал»

«С двух сторон мои руки крепко держат люди, которых я до сегодняшнего утра никогда не видела. Сейчас, спустя всего пять часов, у меня ощущение, что мы знакомы если не всю жизнь, то уж несколько лет точно. Мы с ними уже спаслись с тонущего корабля и преодолели болото кипящей лавы. Теперь мы команда — я точно это знаю».

Нет, это не были съемки очередного реалити-шоу, не компьютерная игра или экстремальный поход. Это был обычный день в здании московского Дома научно-технического творчества молодежи, где отдел развития исследовательской деятельности «REDU» совместно с центром «Подвал» проводили игровой тренинг по командообразованию. Ребята, которые приходят в ДНТТМ, привыкли заниматься научными исследованиями, изучать окружающий мир. Но сегодня они столкнулись с совершенно новой задачей — исследованием себя и мира человеческих взаимоотношений. Конечно, для многих это было очень непривычно — тем более что работа шла не за партой или экспериментальной установкой. Одним из основных инструментов исследователей стала собственная душа, а методом — двигательная активность.

«Умение работать в команде» — фраза, которая все чаще появляется в описании тех или иных вакансий и украшает собой резюме соискателей. Хотя современные молодые люди — не Тимуры и команды нынче совсем другие, но умение не бояться ответственности и брать на себя лидерские функции, а в какие-то моменты, наоборот, уступить и следовать за «командиром» очень даже актуально.

Вот только как этому научиться? Лидерские навыки либо есть, либо отстутствуют. Да и не каждому лидеру открыто говорят, что в его действиях нравится, а что нет. Говоря по-современному — эффективен ли его стиль руководства? И как быть, если в коллективе окажется несколько лидеров? Или как сделать так, чтобы твой тихий голос был услышан, если ты не умеешь «строить» других или почему-то не обладаешь большим авторитетом? Как понять, в чем силен член команды, а в чем — не очень, чтобы использовать достоинства каждого и быть терпимым к недостаткам? Все это актуально в любой группе — будь то класс, научный или производственный коллектив. Но в школьной программе такого предмета нет, да и в институте этому не учат.

Выручил тренинг. С помощью игровых заданий незнакомые между собой люди учились понимать друг друга, находить общий язык, в отношениях «строить мосты, а не стены», уважать мнение другого человека, ценить каждого, уметь слушать и слышать, объяснять свою позицию, чтобы быть понятым.

Семинар по командообразованию построен на основе двигательного тренинга «Открытие», который центр «Подвал» ведет уже более 10 лет. Директор центра Юлия Шевелева считает, что «командная работа — это и жизнь в семье, и учеба; без умения быть полноценной частью коллектива — не тянуть одеяло на себя, но и не быть балластом — сегодня просто никуда».

Убедиться в этом пришли более полусотни ребят из разных учебных заведений Москвы. Они провели вместе 4,5 часа. Их в произвольном порядке разделили на три группы. По мере прохождения упражнений курса ребята формулировали качества, которые они считают важными для команды. Практически у всех групп совпали следующие: «общая цель», «поддержка друг друга», «доверие». Одним из показателей того, удалось ли за время тренинга объединиться незнакомым людям, стал активный обмен номерами телефонов по окончании этого мероприятия.

В школе и институте не так уж много возможностей побыть командой. Здесь каждый сам за себя. Современные молодые люди учатся в первую очередь отстаивать собственные интересы. Вот только оказывается, что достичь их проще не в одиночку, а в команде единомышленников.

Центр развития
исследовательской
деятельности учащихся
ДНТТМ МГДД(Ю)Т
Центр «Подвал»