Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

На боевых позициях?

Родительское собрание в 7-м классе

Работа с родителями занимает важное место среди многочисленных дел, выполняемых школьным психологом. Не секрет, что причины многих школьных проблем мы находим в том, как строятся у ребенка отношения с родителями, какие надежды семья возлагает на своего отпрыска, насколько ему доверяет, как наказывает, как поддерживает его.

Понимая всю значимость работы с семьей, приходится признать, что у нас пока мало профессиональных технологий взаимодействия. Если не рассматривать острых случаев, когда проблема ребенка уже вырисовалась и психолог встречается с родителями у себя в кабинете, то мы можем назвать психологическое просвещение среди наиболее распространенных технологий. Психолог приходит на родительское собрание и рассказывает родителям об особенностях детей, о специфике возраста, дает рекомендации. Мы получаем сочетание консультирования и профилактики в групповой форме. Ответственность психолога — предоставить информацию. Ответственность и выбор семьи — воспользоваться этой информацией.

Хочу поделиться опытом проведения собрания в форме тренинга.

Идея провести собрание в такой форме принадлежит не нам. В 2002 году наша школа участвовала в работе городской антропологической лаборатории, где М.Р. Битянова и Т.В. Беглова показывали психологическую игру с родителями, направленную на выявление ценностей в воспитании ребенка. На основании этой игры мы разработали сценарии родительских собраний — за основу взята модель группы взаимопомощи, ведущий поддерживает и направляет процесс.

Ирина Лейбман (в центре)
Ирина Лейбман (в центре)

Итак, в 7-м классе у ребят остро протекала негативная фаза подросткового возраста. Учеба не входила у них в число приоритетов. Ученики активно общались между собой на уроке, эпатажно одевались. От родителей поступали жалобы на поведение детей дома.

Во время родительского собрания мы провели психологическую игру продолжительностью 45 мин. Мы понимаем, что, будь у нас больше времени, продуктивность была бы выше, но нас заранее ограничили.

Цель игры: активизировать позицию родителей.

Задачи:

— помочь родителям объективировать возрастные особенности своих детей, специфику их поведения, взаимодействия со взрослым и сверстниками на данном этапе развития;

— выделить цели, которые родители ставят на данном этапе в процессе воспитания;

— определить трудности, с которыми они сталкиваются при воспитания;

— активизировать способы родительского воздействия на детей.

ХОД СОБРАНИЯ

Перед началом завуч представила родителям психологов, анонсировала предстоящую работу, подчеркнула ее значимость для школы.

Введение

Психолог. Каждый из вас думал о том, каким хочет видеть своего ребенка, какими качествами он должен обладать, когда вырастет. То есть вы представляете себе идеал, к которому стремитесь в процессе воспитания. Но есть реальные будни, есть наши сегодняшние дети, наши родительские радости и трудности. Сейчас дети на глазах меняются, не все черты их характера нам нравятся, мы сталкиваемся с чем-то новым, иногда испытываем растерянность.

Мы хотим сегодня обратиться к вашему опыту, хотим попросить вас поделиться своими способами выхода из сложного положения, решения затруднительных ситуаций и готовы сами (психолог и классный руководитель) как родители рассказать, как поступали мы.

Здесь психолог и классный руководитель заняли партнерскую позицию, для того чтобы дать родителям возможность почувствовать себя свободнее, активизировать собственный опыт и знания, не ожидая готовых рекомендаций.

Разогрев

Родителям предлагается упражнение.

Психолог. Все нам было когда-то столько же лет, сколько сейчас нашим детям. Вспомните, какими вы были в 13–14 лет. О чем вы думали, что вас интересовало, что с вами происходило, что было важнее всего в тот момент. Мы ходили в школу, кого-то интересовала учеба, кого-то не очень. Мы дружили, и для нас было очень важно, что про нас думают наши друзья, как к нам относится тот или иной мальчик или девочка. У нас были свои дела, заботы. Кого-то волновала двойка по алгебре, кого-то интересовали туфли в витрине соседнего магазина. Кто-то готовился к олимпиаде, кто-то смотрел на Ленку с соседней парты….

Сейчас я начну передавать мяч. Тот, у кого в руках окажется мяч, пожалуйста, представьтесь – назовите свое имя, чей вы родитель и скажите, что было важно для вас, тринадцатилетнего.

Часть родителей отмечали, что у них в это время не было никаких проблем, некоторые вспоминали, что для них важны были друзья, внимание противоположного поля, внешний вид, хобби, привязанность семьи.

Психолог обращает внимание на то, что учеба занимала далеко не первое место в списке интересов, и вообще для некоторых это был сложный период. Детям тоже сейчас не просто (таким образом мы стремились построить параллель личного родительского опыта с актуальным состоянием детей; повысить принятие собственного ребенка таким, какой он есть сейчас).

Погружение

Мы вспомнили первый тренинг, когда составляли портрет «идеального выпускника». Родителям было предложено всем вместе подумать и обсудить, чего мы хотим от своих детей сейчас, каковы приоритеты в воспитании. В результате обсуждения был составлен следующий список:

— учеба,

— порядочность,

— достойное поведение.

После того как были выделены основные задачи, родителям предложили обсудить, как они добиваются результата, что для этого делают, какими средствами располагают. Побуждая родителей высказываться, психолог предлагал поделиться друг с другом опытом, объяснял, что для других важно это услышать, что-то, возможно, взять на вооружение.

Более активно и открыто участвовали в обсуждении родители благополучных детей. Кто-то просто отмалчивался.

В результате был составлен список «родительских технологий». Психолог прочла его, попросила добавить, если что-то забыли, или убрать то, что не подходит. В результате получилось следующее:

— объяснять требования;

— быть искренним;

— использовать как аргумент свои чувства, эмоциональное состояние, честно описывая его;

— несмотря на декларируемую подростком взрослость, временами относиться к нему как к ребенку;

— быть открытым в общении;

— информировать о фактах, событиях;

— обращать внимание на других людей и их реакции на действия ребенка;

— формировать отношение к семье, долг перед семьей (к сожалению, тут не хватило времени проговорить, как важно для ребенка осознание своей нужности в семье; это было сделано впоследствии индивидуально с мамой, описавшей эти действия, но не с остальными).

Мы отметили, что у каждого есть свои способы ладить с детьми (коротко перечислили способы, о которых говорили родители). Каждый мог извлечь для себя то, что ему было важно.

Отзывы родителей

В заключение мы попросили родителей отметить, насколько полезно и интересно было для них происходившее на тренинге, высказать свое мнение: нужна ли такая форма работы.

В целом мы получили благоприятные отзывы. Отмечалась и нужность таких встреч, и интерес к семьям соучеников ребенка. Один отзыв был резко негативный, связанный с тем, что, по мнению родителя, предлагались психологические услуги, о которых не просили. Было решено регламентировать частоту проведения тренингов, поскольку некоторые опасались, что такая форма работы может повторяться слишком часто.

В общем осталось ощущение, что «начало положено». Родители в конце собрания были настроены друг на друга, готовы говорить, но тут-то все и кончилось. Тренинг оказался не очень долгим из-за раннего прихода на собрание учителей — родителям было неудобно говорить при учителях о своих проблемах. Атмосфера была несколько напряженная, но в целом спокойная, дружелюбная. Родителям было приятно говорить о себе и о своих детях в группе, и приятно было в том числе то, что их внимательно слушали.

Важным видится и то, что негативно настроенные родители впоследствии подошли к психологам и высказали свое недовольство. Это создало условия для диалога, принятия конкретных решений о конкретных детях, позволило достичь взаимопонимания по вопросу прав семьи самостоятельно решать, насколько они готовы воспользоваться услугами школьной психологической службы. Вместе с тем семья высказывала конкретные предложения, как можно формировать у детей определенные качества. Например, от родителей в ходе беседы поступило очень интересное предложение, как организовать благотворительную деятельность в школе.

Больше тревоги вызывают «закрытые» семьи — те, что вежливо слушали, практически не высказываясь. Как правило, и дети из этих семей достаточно закрыты либо отвергаются сверстниками, не включены в жизнь класса.

Ирина ЛЕЙБМАН,
кандидат психологических наук,
психолог школы № 1311, г. Москва